double arrow

Труд и его охрана


С 50-х годов XX века, когда человечество вступило в период современного НТП, стала возрастать роль науки я общества. Становление науки как непосредственной производительной силы привело к необходимости спе­циальных исследований в каждой отрасли знаний. Про­низывая, «онаучивая» все структурные элементы про­изводительных сил общества, наука становится их но­вой качественной характеристикой, приумножая теоре­тические знания.

В настоящее время появилось много наук о труде как высшей форме деятельности человека: гигиена труда, научная организация труда, психология труда, эргоно­мика, физиология труда и т.д. Неотъемлемым элементом изучения этих наук является субъект труда — человек, безопасностью труда которого занимаются не только ме­дицинские науки, но и общественные, и технические. -.

Наука — сфера человеческой деятельности, функции ями которой являются выработка и систематизация^, объективных званий о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так я ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Цель любой науки — описание, объяс-




нение и предсказание процессов и явлений действителъ-нение составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Время требует научно подходить к любой области знаний. Поэтому данный раздел имеет попытку обоб­щить имеющийся материал а приблизиться к научным методологическим основам трудоохранного менеджмен­та, учитывая, что стратегия адаптации человеческой деятельности к естественным и техногенным условиям обитания требует всесторонних знаний: технических, медико-биологических и общественных. Находясь на стыке этих знаний, управление безопасностью труда должно выработать свою теоретическую основу.

Каждая наука имеет свои объект, предмет и методы познания или изучения, а также законы, выявленные с использованием теории познания — гносеологии (от гр. gnosis—познание, logos—учение).

Объект — это то, что противостоит субъекту в его предметно-познавательной деятельности'.прежде•— все то, что может находиться в каких-либо отношениях или обладать какими-либо свойствами.

Объектом изучения трудоохранного менеджмента является охрана труда, предметом — управление безо­пасностью элементов, из которых состоит объект изуче­ния, т.е. охрана труда. В свою очередь, объектом изуче­ния охраны труда как науки является труд (трудовая деятельность). Трудовую деятельность изучают не толь­ко охрана труда, но и многие естественные и обществен­ные науки: политэкономия, гигиена труда, эргономика, социология, инженерная психология и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения. Свой пред­мет изучения имеет и охрана труда -— безопасность тру­да, а отсюда — физиологические и психологические воз­можности человека, законы развития труда и страже-



ния их в трудоохранной науке, формировалие условий труда, их оптимизация и т, д.

Структура охраны труда неразрывно связана с пони­канием сущности, разделения и видов труда. Сущность труда раскрывается путем выявления его структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных элементов: субъектов труда как носителей целей, производитель­ных сил (предметов и средств), процесса трудовой дея­тельности, продуктов труда {целевых и иобочных), об­щественных отношений (производственно-экономичее-квх) (рас. 2), Труд кроме внутренних элементов систе­мы имеет и внешние элементы воздействия (политичес­кая и экономическая ситуация в стране, технический уровень развития, природные условия и т.п.). Таким обрезом, исследуя труд, охрана труда должна изучать в отдельности а в совокупности все элементы, составляю­щие его структуру. Лишь такой подход позволит решить многие проблемы: Анализируя сущность труда, необхо­димо признать примат за субъекта труда. Беа него не мажет быть не только производственных и других отно­шений, но и самого процесса труда.



На развитие охраны труда существенно влияет раз­деление труда. Под разделением труда понимается обо­собление качественно отличных форм трудовой деятель­ности в процессе труда. Различают общее, частное и еди ничное разделение труда.

Общее разделение труда предусматривает обособление тяжелых форм трудовой. деятельное, как промышленной, строительство сельское хозяйства, геология и т.п. Каждая из таречислевкьвЕ форм трудовой дея­тельности имеет свою специфику в использовании средств производства и определяет отрасль народного ■ хозяйства, а в конечном итоге — научную ж. практичес­кую направленность охраны труда.

Честное распределение трудя связано е разделением отрасли на виды подвиды. Соответственно разделяет­ся и охрана трудяг в промышленности — охрана труда в машиностроении, в энергетике, горной прожышлеявое-ти^ в геологии — скршга труда пря разведке твердых полезных ископаемых, нефтеразведке и т. п.

Единичное разделение труда предусматривает обособ­ление видов трудовой деятельности внутри предприя­тия по следующим признакам:: функциональному {уп­равление, основное и всиомоикгельцве производство); технологическому (во видай работупрофесснональному и классификааяонному (по сложности работ). Единич­ное разделение труда позволяет дифференцировать. и охрану труда. Единичное разделение труда следует от­личать от разделения на виды труда со приложению к нему энергии.

В последнем случае различают умственный. труд и физический.

В современный период научно-технического прогрес­са (НТП во всех отраслях экономики изменяется тех­нический базис производства, растет уровень. механиза-ции и автоматизациипоследнего. Изменения в техни­ческом базисе вызывают изменение содержание труда, выражающееся в его интеллектуализации.

Повышается доля творчества. Не талько возникают новые профессии, но и меняется содержание традиционных. В связи с этим вступает в силу закон перехода от простой работы к более сложной и творческой, от узкой специализации к более широкой, а отсюда — за­кон перерастания преимущественно физического труда в преимущественно умственный, что вызывает необхо­димость развития охраны умственного труда.

В условиях быстрого старения навыков и знаний как рабочим, так и руководителям, специалистам и служа­щим необходимо повышать квалификацию, что обуслов­ливается и психологическим законом потери информа­ции человеком во времени. Внедрение средств механи­зации и автоматизации, а также современных методов исследования уменьшает степень физической тяжести труда, но приводит к появлению нервно-психологичес­кой напряженности. Кроме того, преимущественно ум­ственный труд может вызвать значительное нарушение функций организма вследствие ограничения двигатель­ной активности человека — гиподинамию, и увеличе­ние количества производственно обусловленных сердеч­но-сосудистых и иных заболеваний. С развитием НТП возникают или проявляются новые вредные и опасные факторы. Задача охраны труда — выявлять или пред­видеть их возникновение, чтобы своевременно оградить от них человека.

Производительные силы, продукты труда (целевые и побочные), общественные отношения, а также внешние элементы воздействия на труд (общественные и природ­ные) являются элементами условий труда. Тогда струк­туру труда можно представить как эргатическую систе­му «человек (Ч) — трудовая деятельность (ТД) — усл(н вия труда (УТ)(«Ч—ТД—УТ») (рис. 3), а предмет изуче­ния охраны труда — как установление закономерностей формирования опасностей и предотвращения их дейст­вия на человека.

Элементы условий труда изучаются разными облас­тями знаний, среди которых следует назвать гигиену, эргономику, технику безопасности и т. д. Отсюда мож­но представить систему условий труда (рис. 4).

Используя структуру труда, можно построить систе­му охраны труда, состоящую из следующих элементов: безопасность человека как субъекта труда (БЧ), безопас­ность трудовой деятельности (БТД), безопасность усло­вий труда (БУТ) (рис. 5). Тогда структура трудоохрая-ного менеджмента будет состоять из следующих элемен­тов: управления безопасностью субъектов труда, управ­ления безопасностью трудового процесса, управления бе­зопасностью условий труда (рис. 6).

В свою очередь, управление условиями труда вклю­чает управление гигиеническими условиями (или гиги­еной труда), управление технолого-техническими усло­виями труда (техникой безопасности) и управление об­щественными (производственными, региональными, федеральными) условиями. С позиций трудоохранного менеджмента любая деятельность является двухцелевой. Первая цель состоит в достижении определенного эф­фекта, вторая — в исключении нежелательных послед­ствий для человека.

Если задачей охраны труда является разработка кон­кретных мероприятий для достижения своей цели, то задачей трудоохранного менеджмента — выявление и реализация управленческих решений по обеспечению' безопасности труда. Эти задачи можно разделить на на- учные» и практические. Научные задачи предназначают­ся для выявления новой информации, практические — для материального воплощенна теоретических знаний.

Поскольку охрана труда охватывает разные области званий, то в разрешение ее проблем включаются не толь­ко специалисты технических специальностей (инженеры), но в философы, экономисты, медики, юристы, социологи, психологи й др., а также менеджеры по охране труда.

В данном разделе рассматриваются лишь, основопо­лагающие теоретические аспекты, являющиеся основой любой науки.

Теория всегда имела решающее значение для разви­тия всех аспектов практической деятельности. Теория охраны труда и трудоохранного менеджмента как форма организации научного знания, дающая целостное пред­ставление о закономерностях н существенных связях в развитии опасностей и методик защиты от них, находит­ся в стадии развития. Разработка теоретических положе­ний является начальным этапом в становление трудоох­ранного менеджмента как научной дисцмплины.

Из структуры охраны труда легко определяется связь ее с другими науками. Так, медико-биологические зна­ния базируются на таких науках, как биология, анато­мия, гигиена, токсикология, эпидемиология и другие, инженерно-технические — на специальных инженерных, а также общетехнических науках (сопротивление мате­риалов, механика, электротехника, светотехника и т. п.), социально-экономические — на гуманитарных или общественных (экономика, философия, менеджмент, пси­хология, педагогика, право й др.).

Из всего многообразия наук, на которые опирается охрана труда, особое место занимает биология. Биоло­га* (от греч. bios — жизнь) — наука о живой природе, изучающая строение, жизнедеятельность и развитие

организмов при взаимодействии их с окружающей сре­дой. Она служит основой для медицины, науки о чело­веке как биологическом объекте. Медицина (от греч. mediko — лечу) — система научных знаний и практи­ческая деятельность, направленная на сохранение и улуч­шение здоровья людей, предупреждение и лечение бо­лезней. В процессе развития медицина дифференциро­валась на ряд самостоятельных наук, изучающих: стро­ение человека (анатомия), функции его организма (фи­зиология), механизм развития болезней (терапия, пси­хиатрия и др.), взаимосвязь человека с окружающей средой (гигиена), свойства ядов и действие их на чело­века (токсикология), возбудителей заразных (инфекци­онных) заболеваний человека, их возникновение и про­филактику (эпидемиология) и т. д.

На стыке медико-биологических, общественных я технических знаний, сформировались психология тру­да, эргономика, техническая эстетика и другие науки, которые в определенной мере позволяют грамотно под­ходить к проблеме безопасности труда. Психология тру­да как отрасль психологической науки изучает психо­логические свойства Личности, психологические особен-ности различных видов трудовой деятельности, их за­висимость от общественно-исторических и конкретных гигиенических производственных условий. К психоло­гии труда относится инженерная психология, которая изучает систему «человек—машина» (ЧМ). Система ЧМ — это система, в которой человек-оператор взаимодей­ствует с техническим устройством в процессе трудовой деятельности. Под понятием «машина» подразумевая-ся не только оборудование, но и механизмы, приспособ­ления, пульты управления и другие средства труда. Целью инженерной психологии является разработка оп­тимальных средств отображения информации (СОИ), а

также требований к конструкции машин, приборов с учетом психологических свойств человека, позволяющих повысить безопасность эксплуатации этих машин.

Эргономика (от греч. ergon—работа и nomos—закон) — наука, изучающая взаимодействие человека и машины, его деятельность в конкретной производственной среде, т.е. систему «человек — машина — среда» (ЧМС), с целью раз­работки оптимальных орудий труда, рабочих мест, пультов управления, машин и пр. для снижения физических и ум­ственных затрат человека в процессе трудовой деятельнос­ти. Охрана труда тоже изучает систему ЧМС, но она при этом рассматривает аспекты безопасности.

Большую роль в формировании благоприятных усло­вий играет техническая эстетика. Техническая эстети­ка (от греч. aistetikos—чувствующий) изучает социаль­но-культурные и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создающей благоприят­ное настроение, уменьшает возможность травмирования.

Уровень безопасности любой деятельности зависит также от некоторых социогенных показателей, поэтому охрана труда в своей практике использует результаты исследования социологии, вскрывающей процессы, оп­ределяющие отношение к труду, мотивы трудовой дея­тельности, социологические аспекты условий труда и текучести кадров и т. д. Социология труда тесно связа­на с экономикой труда, изучающей конкретные формы и методы сознательного использования экономических законов в области повышения эффективности организа­ции, планирования, стимулирования и т. п. Социоло­ги* и экономика труда взаимодействуют друг с другом и дополняют друг друга, объединяясь в рамках научной организации труда (НОТ) и управления, являющихся необходимым условием не только роста производитель­ности труда, но и его безопасности.

Конечная цель экономики — благо человека, сохра­нение его здоровья, создание максимальных возможно­стей для его самораскрытия и совершенствования. Но человек одновременно и решающий элемент производ­ства, и успех производственной деятельности в наиболь­шей степени зависит от уровня физического, умствен­ного, духовно-нравственного развития человека, от его отношения к труду и безопасности.

Среди общественных знаний в вопросах безопасности любой деятельности человека значительное место зани­мают правовые знания. Право как система социальных норм и отношений, охраняемых государством, законо­дательно обеспечивает безопасность не только труда, но и любой деятельности человека.

Таким образом, наука «охрана труда» находится на стыке естественных и общественных наук. Безусловно, охрана труда связана и со специальными техническими науками, определяемыми общий разделением труда, когда мы рассматриваем охрану труда, а точнее, техни­ку безопасности (ТВ) в той или иной отрасли знаний. ТБ специфична в машиностроении, лесной в деревооб­рабатывающей промышленности, геологии и т. д. Уп­равление же безопасностью является общим связующим звеном для всех отраслей экономики.







Сейчас читают про: