С 50-х годов XX века, когда человечество вступило в период современного НТП, стала возрастать роль науки я общества. Становление науки как непосредственной производительной силы привело к необходимости специальных исследований в каждой отрасли знаний. Пронизывая, «онаучивая» все структурные элементы производительных сил общества, наука становится их новой качественной характеристикой, приумножая теоретические знания.
В настоящее время появилось много наук о труде как высшей форме деятельности человека: гигиена труда, научная организация труда, психология труда, эргономика, физиология труда и т.д. Неотъемлемым элементом изучения этих наук является субъект труда — человек, безопасностью труда которого занимаются не только медицинские науки, но и общественные, и технические. -.
Наука — сфера человеческой деятельности, функции ями которой являются выработка и систематизация^, объективных званий о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так я ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Цель любой науки — описание, объяс-
|
|
нение и предсказание процессов и явлений действителъ-нение составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Время требует научно подходить к любой области знаний. Поэтому данный раздел имеет попытку обобщить имеющийся материал а приблизиться к научным методологическим основам трудоохранного менеджмента, учитывая, что стратегия адаптации человеческой деятельности к естественным и техногенным условиям обитания требует всесторонних знаний: технических, медико-биологических и общественных. Находясь на стыке этих знаний, управление безопасностью труда должно выработать свою теоретическую основу.
Каждая наука имеет свои объект, предмет и методы познания или изучения, а также законы, выявленные с использованием теории познания — гносеологии (от гр. gnosis—познание, logos—учение).
Объект — это то, что противостоит субъекту в его предметно-познавательной деятельности'.прежде•— все то, что может находиться в каких-либо отношениях или обладать какими-либо свойствами.
Объектом изучения трудоохранного менеджмента является охрана труда, предметом — управление безопасностью элементов, из которых состоит объект изучения, т.е. охрана труда. В свою очередь, объектом изучения охраны труда как науки является труд (трудовая деятельность). Трудовую деятельность изучают не только охрана труда, но и многие естественные и общественные науки: политэкономия, гигиена труда, эргономика, социология, инженерная психология и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения. Свой предмет изучения имеет и охрана труда -— безопасность труда, а отсюда — физиологические и психологические возможности человека, законы развития труда и страже-
|
|
ния их в трудоохранной науке, формировалие условий труда, их оптимизация и т, д.
Структура охраны труда неразрывно связана с пониканием сущности, разделения и видов труда. Сущность труда раскрывается путем выявления его структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных элементов: субъектов труда как носителей целей, производительных сил (предметов и средств), процесса трудовой деятельности, продуктов труда {целевых и иобочных), общественных отношений (производственно-экономичее-квх) (рас. 2), Труд кроме внутренних элементов системы имеет и внешние элементы воздействия (политическая и экономическая ситуация в стране, технический уровень развития, природные условия и т.п.). Таким обрезом, исследуя труд, охрана труда должна изучать в отдельности а в совокупности все элементы, составляющие его структуру. Лишь такой подход позволит решить многие проблемы: Анализируя сущность труда, необходимо признать примат за субъекта труда. Беа него не мажет быть не только производственных и других отношений, но и самого процесса труда.
На развитие охраны труда существенно влияет разделение труда. Под разделением труда понимается обособление качественно отличных форм трудовой деятельности в процессе труда. Различают общее, частное и еди ничное разделение труда.
Общее разделение труда предусматривает обособление тяжелых форм трудовой. деятельное, как промышленной, строительство сельское хозяйства, геология и т.п. Каждая из таречислевкьвЕ форм трудовой деятельности имеет свою специфику в использовании средств производства и определяет отрасль народного ■ хозяйства, а в конечном итоге — научную ж. практическую направленность охраны труда.
Честное распределение трудя связано е разделением отрасли на виды подвиды. Соответственно разделяется и охрана трудяг в промышленности — охрана труда в машиностроении, в энергетике, горной прожышлеявое-ти^ в геологии — скршга труда пря разведке твердых полезных ископаемых, нефтеразведке и т. п.
Единичное разделение труда предусматривает обособление видов трудовой деятельности внутри предприятия по следующим признакам:: функциональному {управление, основное и всиомоикгельцве производство); технологическому (во видай работупрофесснональному и классификааяонному (по сложности работ). Единичное разделение труда позволяет дифференцировать. и охрану труда. Единичное разделение труда следует отличать от разделения на виды труда со приложению к нему энергии.
В последнем случае различают умственный. труд и физический.
В современный период научно-технического прогресса (НТП во всех отраслях экономики изменяется технический базис производства, растет уровень. механиза-ции и автоматизациипоследнего. Изменения в техническом базисе вызывают изменение содержание труда, выражающееся в его интеллектуализации.
Повышается доля творчества. Не талько возникают новые профессии, но и меняется содержание традиционных. В связи с этим вступает в силу закон перехода от простой работы к более сложной и творческой, от узкой специализации к более широкой, а отсюда — закон перерастания преимущественно физического труда в преимущественно умственный, что вызывает необходимость развития охраны умственного труда.
В условиях быстрого старения навыков и знаний как рабочим, так и руководителям, специалистам и служащим необходимо повышать квалификацию, что обусловливается и психологическим законом потери информации человеком во времени. Внедрение средств механизации и автоматизации, а также современных методов исследования уменьшает степень физической тяжести труда, но приводит к появлению нервно-психологической напряженности. Кроме того, преимущественно умственный труд может вызвать значительное нарушение функций организма вследствие ограничения двигательной активности человека — гиподинамию, и увеличение количества производственно обусловленных сердечно-сосудистых и иных заболеваний. С развитием НТП возникают или проявляются новые вредные и опасные факторы. Задача охраны труда — выявлять или предвидеть их возникновение, чтобы своевременно оградить от них человека.
|
|
Производительные силы, продукты труда (целевые и побочные), общественные отношения, а также внешние элементы воздействия на труд (общественные и природные) являются элементами условий труда. Тогда структуру труда можно представить как эргатическую систему «человек (Ч) — трудовая деятельность (ТД) — усл(н вия труда (УТ)(«Ч—ТД—УТ») (рис. 3), а предмет изучения охраны труда — как установление закономерностей формирования опасностей и предотвращения их действия на человека.
Элементы условий труда изучаются разными областями знаний, среди которых следует назвать гигиену, эргономику, технику безопасности и т. д. Отсюда можно представить систему условий труда (рис. 4).
Используя структуру труда, можно построить систему охраны труда, состоящую из следующих элементов: безопасность человека как субъекта труда (БЧ), безопасность трудовой деятельности (БТД), безопасность условий труда (БУТ) (рис. 5). Тогда структура трудоохрая-ного менеджмента будет состоять из следующих элементов: управления безопасностью субъектов труда, управления безопасностью трудового процесса, управления безопасностью условий труда (рис. 6).
В свою очередь, управление условиями труда включает управление гигиеническими условиями (или гигиеной труда), управление технолого-техническими условиями труда (техникой безопасности) и управление общественными (производственными, региональными, федеральными) условиями. С позиций трудоохранного менеджмента любая деятельность является двухцелевой. Первая цель состоит в достижении определенного эффекта, вторая — в исключении нежелательных последствий для человека.
|
|
Если задачей охраны труда является разработка конкретных мероприятий для достижения своей цели, то задачей трудоохранного менеджмента — выявление и реализация управленческих решений по обеспечению' безопасности труда. Эти задачи можно разделить на на- учные» и практические. Научные задачи предназначаются для выявления новой информации, практические — для материального воплощенна теоретических знаний.
Поскольку охрана труда охватывает разные области званий, то в разрешение ее проблем включаются не только специалисты технических специальностей (инженеры), но в философы, экономисты, медики, юристы, социологи, психологи й др., а также менеджеры по охране труда.
В данном разделе рассматриваются лишь, основополагающие теоретические аспекты, являющиеся основой любой науки.
Теория всегда имела решающее значение для развития всех аспектов практической деятельности. Теория охраны труда и трудоохранного менеджмента как форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях н существенных связях в развитии опасностей и методик защиты от них, находится в стадии развития. Разработка теоретических положений является начальным этапом в становление трудоохранного менеджмента как научной дисцмплины.
Из структуры охраны труда легко определяется связь ее с другими науками. Так, медико-биологические знания базируются на таких науках, как биология, анатомия, гигиена, токсикология, эпидемиология и другие, инженерно-технические — на специальных инженерных, а также общетехнических науках (сопротивление материалов, механика, электротехника, светотехника и т. п.), социально-экономические — на гуманитарных или общественных (экономика, философия, менеджмент, психология, педагогика, право й др.).
Из всего многообразия наук, на которые опирается охрана труда, особое место занимает биология. Биолога* (от греч. bios — жизнь) — наука о живой природе, изучающая строение, жизнедеятельность и развитие
организмов при взаимодействии их с окружающей средой. Она служит основой для медицины, науки о человеке как биологическом объекте. Медицина (от греч. mediko — лечу) — система научных знаний и практическая деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. В процессе развития медицина дифференцировалась на ряд самостоятельных наук, изучающих: строение человека (анатомия), функции его организма (физиология), механизм развития болезней (терапия, психиатрия и др.), взаимосвязь человека с окружающей средой (гигиена), свойства ядов и действие их на человека (токсикология), возбудителей заразных (инфекционных) заболеваний человека, их возникновение и профилактику (эпидемиология) и т. д.
На стыке медико-биологических, общественных я технических знаний, сформировались психология труда, эргономика, техническая эстетика и другие науки, которые в определенной мере позволяют грамотно подходить к проблеме безопасности труда. Психология труда как отрасль психологической науки изучает психологические свойства Личности, психологические особен-ности различных видов трудовой деятельности, их зависимость от общественно-исторических и конкретных гигиенических производственных условий. К психологии труда относится инженерная психология, которая изучает систему «человек—машина» (ЧМ). Система ЧМ — это система, в которой человек-оператор взаимодействует с техническим устройством в процессе трудовой деятельности. Под понятием «машина» подразумевая-ся не только оборудование, но и механизмы, приспособления, пульты управления и другие средства труда. Целью инженерной психологии является разработка оптимальных средств отображения информации (СОИ), а
также требований к конструкции машин, приборов с учетом психологических свойств человека, позволяющих повысить безопасность эксплуатации этих машин.
Эргономика (от греч. ergon—работа и nomos—закон) — наука, изучающая взаимодействие человека и машины, его деятельность в конкретной производственной среде, т.е. систему «человек — машина — среда» (ЧМС), с целью разработки оптимальных орудий труда, рабочих мест, пультов управления, машин и пр. для снижения физических и умственных затрат человека в процессе трудовой деятельности. Охрана труда тоже изучает систему ЧМС, но она при этом рассматривает аспекты безопасности.
Большую роль в формировании благоприятных условий играет техническая эстетика. Техническая эстетика (от греч. aistetikos—чувствующий) изучает социально-культурные и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создающей благоприятное настроение, уменьшает возможность травмирования.
Уровень безопасности любой деятельности зависит также от некоторых социогенных показателей, поэтому охрана труда в своей практике использует результаты исследования социологии, вскрывающей процессы, определяющие отношение к труду, мотивы трудовой деятельности, социологические аспекты условий труда и текучести кадров и т. д. Социология труда тесно связана с экономикой труда, изучающей конкретные формы и методы сознательного использования экономических законов в области повышения эффективности организации, планирования, стимулирования и т. п. Социологи* и экономика труда взаимодействуют друг с другом и дополняют друг друга, объединяясь в рамках научной организации труда (НОТ) и управления, являющихся необходимым условием не только роста производительности труда, но и его безопасности.
Конечная цель экономики — благо человека, сохранение его здоровья, создание максимальных возможностей для его самораскрытия и совершенствования. Но человек одновременно и решающий элемент производства, и успех производственной деятельности в наибольшей степени зависит от уровня физического, умственного, духовно-нравственного развития человека, от его отношения к труду и безопасности.
Среди общественных знаний в вопросах безопасности любой деятельности человека значительное место занимают правовые знания. Право как система социальных норм и отношений, охраняемых государством, законодательно обеспечивает безопасность не только труда, но и любой деятельности человека.
Таким образом, наука «охрана труда» находится на стыке естественных и общественных наук. Безусловно, охрана труда связана и со специальными техническими науками, определяемыми общий разделением труда, когда мы рассматриваем охрану труда, а точнее, технику безопасности (ТВ) в той или иной отрасли знаний. ТБ специфична в машиностроении, лесной в деревообрабатывающей промышленности, геологии и т. д. Управление же безопасностью является общим связующим звеном для всех отраслей экономики.