Анализ факторов, влияющих на изменение прибыли

Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый год или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов.

Прибыль от продаж – основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли – находится под непосредственным влиянием объема и структуры продаж, цены реализации, себестоимости единицы продукции и других факторов.

На основе данных отчета проводится анализ влияния на прибыль от продажи следующих факторов:

1) количества проданной продукции (объема продаж в натуральном выражении);

2) цен реализации;

3) уровня себестоимости проданной продукции в выручке (затраты в основной деятельности на 1 р. выручки);

4) уровня коммерческих расходов в выручке (коммерческие расходы на 1 р. выручки);

5) уровня управленческих расходов в выручке (управленческие расходы на 1 р. выручки).

Расчет проводится в следующем порядке:

1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

При расчете влияния данного фактора принимается во внимание изменение цен на продукцию. При этом применяется индекс цен за анализируемый период. При отсутствии информации об изменении цен на продукцию, производимую предприятием, в расчетах возможно использование общих или частных индексов роста потребительских цен (индексов инфляции).

Сначала определяется выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимой оценке по формуле

В1

В1′ = -------,

J ц

где В1′ – выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимой оценке;

В1 – выручка от продажи в отчетном периоде фактическая;

J ц – индекс цен.

Изменение выручки от продаж за счет изменения цены выражается формулой

В1

ΔВΔЦ = В1 – ------- = В1 – В1′.

J ц

Тогда изменение прибыли от продаж за счет количества продукции (объема продаж) определяется по формуле

ΔПпрΔК = (В1 – Во – ΔВΔЦ) R 0 /100,

R 0 = Проо*100,

где R 0 – рентабельность продаж прошлого года, %;

Про – прибыль от продаж прошлого года;

Во – выручка от продаж прошлого года.

2. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Цена» производится по формуле

ΔПпрΔЦ = ΔВΔЦ R 0/100.

3. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень себестоимости проданной продукции в выручке»:

ΔПпрΔС = В1(УС1 –УСо)/100,

где УС1 и УСо – соответственно отчетное и базовое значения показателя уровня себестоимости проданной продукции в выручке.

4. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень коммерческих расходов в выручке»:

ΔПпрΔКР = В1(УКР1 –УКРо)/100,

где УКР1 и УКРо – соответственно отчетное и базовое значения показателя уровня коммерческих расходов в выручке.

5. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень управленческих расходов в выручке»:

ΔПпрΔУР = В1(УУР1 –УУРо)/100,

где УУР1 и УУРо – соответственно отчетное и базовое значения показателя уровня управленческих расходов в выручке.

Влияние остальных факторов на прибыль до налогообложения – доходов от других организаций, процентов к получению, процентов к уплате, прочих доходов и расходов, – определяются с использованием метода балансовой увязки. При этом необходимо учитывать, фактором какого влияния на прибыль до налогообложения – прямого или обратного – является данный фактор (показатель): факторы обратного действия (расходы) влияют на сумму прибыли до налогообложения с противоположным знаком.

Результаты факторного анализа на чистую прибыль отчетного года представляются в виде табл. 28.


Таблица 28, Сводная таблица влияния факторов на налогооблагаемую прибыль.
Показатели Сумма, тыс. руб.
Количество проданной продукции  
Цены на реализованную продукцию  
Себестоимость проданной продукции  
Коммерческие расходы  
Управленческие расходы  
Влияние на прибыль от продаж  
Проценты к получению  
Проценты к уплате  
Доходы от участия в других организациях  
Прочие доходы  
Прочие расходы  
Влияние на прибыль до налоогобложения  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: