double arrow

Субъекты, имеющие право на обращение в Конституционный суд. Порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде Республике Беларусь


80. Решения Конституционного Суда, их виды и порядок вступления в силу. +--

Полномочия Конституционного суда реализуются посредством принятия им решений. Согласно ст. 36 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь», решением суда является любой акт, принимаемый в его заседании.

В Законе и Регламенте Конституционного суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конституционного суда. Именно в форме заключений решается вопрос о конституционности нормативных актов, толковании ранее принятых заключений, об их пересмотре.

О начале производства по делу Конституционным судом принимается решение. Послание о состоянии конституционной законности принимается также путем решения. Особым видом решений являются запросы и требования к государственным органам, должностным лицам, которые принимаются и направляются судом для обеспечения ведения дела и разрешения иных вопросов, входящих в его компетенцию.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд выносит различные по своей юридической силе решения, в том числе принимает заключения, то есть такие акты Конституционного Суда, которые являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Основанные на Конституции, они обладают высшей юридической силой и прямым характером действия.




Признавая тот или иной нормативный акт (его часть), не имеющим юридической силы, Конституционный суд выступает в роли «негативного» законодателя, поскольку «выводит» из сферы правоприменения неконституционные правовые нормы.

Среди актов Конституционного суда наиболее распространенными являются решения, имеющие рекомендательный характер. Они не обязательны для исполнения, однако должны быть рассмотрены компетентными органами. В данном случае работает не сила акта Конституционного суда, а сила его аргументов.

В соответствии со ст. 38 Закона решения суда являются окончательными и обжалованию и опротестованию не подлежат. Решения Конституционного суда вступают в силу сразу после их провозглашения.

Государственные органы и должностные лица обязаны исполнить решение (заключение) суда, то есть отменить, изменить или признать утратившим силу такой нормативный акт в установленный судом срок. Если государственный орган (должностное лицо) не исполняет решение (заключение) Конституционного суда, то возникает вопрос об ответственности за неисполнение решения суда.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного суда влечет ответственность, установленную законодательством. Кроме общих мер конституционной ответственности существует и специальная ответственность. В частности, ст. 423 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению.



87. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. +--

Основными формами работы органов местного управления являются заседания исполнительного комитета. Они созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета. Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год, докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует об этом граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.

Местные Советы депутатов самостоятельно определяют порядок своей деятельности в соответствии с законодательством, подотчетны гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними. Деятельность Советов обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета.



Советы депутатов осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов.

В областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. В состав президиума входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты.

Президиум Совета решает следующие вопросы:

1) организует работу по созыву сессий Совета, осуществляет руководство

подготовкой сессий Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение;

2) координирует деятельность постоянных и временных комиссий, организует контроль за выполнением решений Совета;

3) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и

обеспечивает их необходимой информацией;

4) организует взаимодействие Совета с исполнительными комитетами и местными

администрациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и органами

территориального общественного самоуправления;

5) осуществляет иные полномочия, определенные регламентом Совета.

В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва. Председатель Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов соответствующего Совета.

Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета.

В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету и может быть освобожден от должности только Советом. Порядок освобождения или досрочного сложения полномочий председателя Совета определяется регламентом Совета.

Согласно статье 122 Конституции Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своих полномочий принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 26 статьи 84 Конституции Президент Республики Беларусь имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, могут быть обжалованы в судебном порядке.

89. Система органов местного управления, их виды и полномочия. +

Система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:

1) областных;

2) районных;

3) городских;

4) поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Руководители местных исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь. Исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответственен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

В городе Минске и областных центрах, где упразднены районные Советы депутатов, образованы местные администрации с правами органов местного управления.

В состав местной администрации входит глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Заместители главы местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.

Исполнительный комитет на подведомственной территории имеет следующие полномочия:

1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

2) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведение аукционов;

3) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;

4) кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;

5) решает в соответствии с законодательством вопросы землеустройства и землепользования;

6) решает в соответствии с законодательством вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;

7) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;

8) содействует развитию народных традиций и обычаев на соответствующей территории;

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

88. Система местных Советов депутатов, их виды и полномочия. +

Советы депутатов являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления.

Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.

В Республике Беларусь устанавливается три территориальных уровня Советов:

1) первичный. К первичному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы депутатов.

2) базовый. К базовому уровню – городские (городов областного подчинения), районные Советы депутатов

3) областной. К областному – областные Советы депутатов (Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов).

В Конституции (ст.121) и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.16) закрепляется сфера исключительных полномочий Советов депутатов. К таким полномочиям относятся:

1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;

2) установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и сборов;

3) определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4) назначение местных референдумов;

5) признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;

7) утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;

8) утверждение структуры Совета, определение расходов, необходимых для его содержания и деятельности;

9) образование и упразднение президиума, постоянных и временных комиссий Совета, избрание и освобождение от обязанностей их председателей;

10) заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, отчетов и информации председателя исполнительного комитета;

11) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;

12) утверждение и изменение регламента Совета;

13) принятие решений о выпуске местных займов;

14) иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета.

74. Органы прокуратуры: полномочия, структура и порядок формирования. +

В соответствии со ст.125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных актов – это главная задача органов прокуратуры, предопределяющая их предназначение и роль в системе органов государства. Они призваны принимать меры к устранению любых нарушений законодательства, от кого бы они не исходили.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь (ст.ст.125 – 128), Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), другими законодательными актами (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства (ст.1 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Его главная задача – «обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений» (ч.1 ст.2 Закона).

Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

5) расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

6) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.

Наиболее сложным и широким направлением прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор). Осуществляя общий надзор, прокуратура не должна подменять органы государственного и хозяйственного управления и контроля, вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.

Компетенция органов прокуратуры:







Сейчас читают про: