double arrow

Проблемы экономической интеграции в СНГ

Интеграция в рамках СНГ в большой степени зависит от позиции России. Для российских правящих кругов длительное время была характерна эйфория по отношению к Западу, в то время как регион СНГ рассматривался как второстепенный, неперспективный и обременительный. Действительно, отношения со странами СНГ требовали от России определенных расходов. Они заключались прежде всего в предоставлении тарифных преференций на 1,2 – 1,4 млрд долл. в год и ценовых преференций - при поставках главным образом газа (Украине, Белоруссии, Молдавии, Армении и Грузии) и, в меньшей степени, нефти, которые колебались в пределах 1,5 - 3,5 млрд долл. в год. Резкое повышение мировых цен на нефть и газ после 2004 г. увеличило размеры «упущенной выгоды» в торговле этими товарами со странами СНГ, поэтому Россия пошла с 2006 г. на значительное повышение цен. РФ также предоставляла кредиты некоторым странам СНГ -в общей сложности порядка 5 млрд долл. госкредитов и около 3 млрд долл. частных кредитов на начало 2008г.

Необходимо учитывать огромную роль политических факторов в развитии Содружества. В последние несколько лет в СНГ по политическим причинам фактически произошёл раскол на две группы стран. Украина и Грузия взяли курс на присоединение к НАТО и «вхождение в Европу». В этих странах установились откровенно недружественные по отношению к России режимы. Можно ожидать, что Украина и Грузия в недалёком будущем выйдут из всех структур СНГ. В то же время среди большей части стран СНГ (центральноазиатских государств и Белоруссии) преимущественная ориентация на отношения с Россией сохраняется, а кое-где (Узбекистан) даже усиливается.

Геополитическое и экономическое значение отношений со странами СНГ для России очень велико, особенно в перспективе. Страны СНГ – естественная зона взаимных интересов. Объединение усилий хотя бы в отдельных областях даже части этих стран существенно повысит их вес в мировой политике, а интенсивное расширение взаимных экономических связей может стать важным фактором экономического развития, в том числе роста российского экспорта машин и оборудования. Поэтому Россия начинает придавать все большее значение этим отношениям.

Следует учитывать, что странам СНГ в интеграционных процессах нет необходимости проходить все этапы и формы, присущие европейской интеграции – признанному «эталону» в этой области. В отличие от Европы, страны СНГ в относительно недалеком прошлом представляли собой единое экономическое, политическое и культурное пространство, и значительные элементы этого наследства ещё сохраняются. Поэтому речь фактически идет об экономической реинтеграции части постсоветского пространства при условии сохранения политической независимости бывших советских республик и установления между ними рыночных отношений.

По мере того становления собственной государственности у правящих кругов стран СНГ уменьшаются опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможности расширения поступлений в твердой валюте за счет переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран постепенно исчерпываются. Потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей инженерной подготовки персонала создают для этого хорошие возможности. Конечно, региональная продукция по качеству и техническому уровню очень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках, но зато она намного дешевле. Спрос существует не только на высококачественные (а значит, и более дорогие) изделия. Торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, а также добывающей промышленности.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, но более всего - от развития российской рыночной экономики и политики России по отношению к странам СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

Исторический опыт 1990-х годов - несомненно, самых трудных в развитии стран СНГ - показал, что они нужны друг другу. Резкое сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны были реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран СНГ. Но сейчас переориентация завершается, и между рядом стран вновь начинают проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ и в результате экономического роста в этих странах.

Ответ на вопрос о потенциале СНГ во многом зависит от того, что понимать под экономической интеграцией. Над некоторыми экономистами, не верящими в будущее интеграции постсоветских государств, как нам кажется, довлеет «магия Европейского союза». Успехи ЕС настолько доминируют в их сознании, что исходные условия, формы, масштабы и последствия европейской интеграции выступают в качестве универсальных императивов. Интеграция других типов для них вообще не являются таковой - просто экономические связи и не более. Действительная интеграция, по их мнению, возможна лишь на базе развитой обрабатывающей промышленности.

На наш взгляд, экономическую интеграцию следует понимать шире. Это постоянные многосторонние экономические связи между группой стран, базирующиеся на устойчивом и глубоком международном разделении труда, оказывающие серьёзное влияние на экономику и сопровождающиеся в конечном счёте появлением какой-то институциональной и организационной надстройки, которая может быть как развитой, так и весьма слабой.

При таком подходе интеграционными можно считать не только интенсивные отношения между находящимися на примерно одинаковом и достаточно высоком уровне развития государствами Европы (хотя и в Евросоюзе различия, скажем, между Германией, Болгарией и Венгрией ничуть не меньше, чем между Россией, Казахстаном и Белоруссией), но и, например, отношения между Великобританией, Малайзией и Индией в колониальную эпоху и даже отношения между нынешним российским Дальним Востоком и соседними регионами Китая. В первом примере торговля состояла в обмене сырья и продовольствия на промышленные изделия и осуществлялась в рамках зависимых политических отношений, но она была весьма масштабна, базировалась на устойчивом международном разделении труда и являлась важной частью экономики этих государств.

Говоря о перспективах интеграции в СНГ, необходимо учитывать специфику периода, наступившего после распада СССР: повсеместное сильнейшее падение производства, политическую неустойчивость многих режимов, сложности с рыночными реформами, неустоявшуюся внешнеполитическую ориентацию. Нередко упускается из виду влияние движения мировых цен на подсчёты доли торговли в рамках СНГ, падение которой выступает как главное доказательство «бесперспективности» Содружества. Сильнейший рост мировых цен на сырьё и топливо, экспорт которого из стран СНГ был переориентирован на рынки третьих стран, способствовал уменьшению доли взаимной торговли, где топливо и сырьё имеют несколько меньший удельный вес. Многие эти процессы постепенно нормализуются, и уже в 2006 и 2007 гг. рост торговли в рамках СНГ опережал расширение торговли с третьими странами. Постепенно базисные факторы начинают играть всё большую роль. Так, страны Центральной Азии ещё долгое время будут заинтересованы в получении казахстанского зерна, а Россия - в массированных закупках бокситов, хрома, каменного угля и железной руды в Казахстане и хлопка в центральноазиатском регионе. Немало государств – членов СНГ заинтересованы в серьёзном расширении взаимных поставок газа, нефти и нефтепродуктов. Уже упоминалась многомиллионная трудовая миграция, можно вычленить и другие перспективные области взаимного экономического, гуманитарного и политического сотрудничества.

40. Система координации мирохоз-х процессов и её ступени. Место и роль международных экон. орг-й.

некоторые из таких координирующих институтов: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР, или Всемирный банк), Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация (ВТО), институты западноевропейской интеграции (Парламентская ассамблея, рабочие органы Евросоюза, Европейский Банк и проч.), ежегодные встречи руководителей семи ведущих капиталистических стран и России. Каждая из перечисленных организаций (или институтов) имеет собственную историю.

Активный процесс возникновения мирохозяйственных институтов начался в 40-е годы нашего века, когда страны-победители решали принципиальный вопрос о новом устройстве безопасного мира. В это время возникли специализированные институты Организации Объединенных Наций - МВФ и МБРР, были приняты решения о системе мирохозяйственных расчетов в Бреттон-Вудсе и т. д. В 60 - 70-е годы активно создавались институты европейской интеграции, которые в 80 - 90-е годы переросли в новое качество, позволившее ставить вопрос об единой западноевропейской валюте - евро. В последние десятилетия возросла координирующая роль в вопросах международного товарного и денежного обменов (Всемирная торговая организация, локальные организации и соглашения о создании зон свободной торговли, например в Северной Америке, и проч.).

мирохозяйственные институты, выполняя каждый свою конкретную функцию, вместе способствуют повышению степени координации национальных экономик и уменьшению издержек международного обмена. При этом вырабатываются универсальные правила, которые, будучи признанными всеми участниками хозяйственных отношений, создают определенные рамки экономического поведения, что повышает предсказуемость процессов, протекающих в мировой экономике в современный период, который иногда еще называют периодом глобализации. Можно говорить, что глобализация - это процесс интернационализации производства и капитала, подкрепленный зрелыми институциональными отношениями и соответствующими информационными технологиями.

Субъекты, влияющие на развитие мирохозяйственных процессов:

1. Государства

2. Международные организации

3. ТНК (транснациональный капитал)

4. Неправительственные организации

Международные экономические организации. Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.

МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.

МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.

В 80—90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк Средства на осуществление экономических программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.

Со второй половины 80-х годов объектом воздействия МВФ выступают только развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.

Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ.

Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, aMAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.
ВТО - это одновременно и организация, и комплекс правовых документов, определяющих права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют:
1. Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года.
2. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).
3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, создание благоприятной среды для экономического роста и повышения экономического благосостояния людей.
Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам, касающимся новых раундов многосторонних переговоров.
Текущее управление деятельностью и наблюдение за действием соглашения и министерских решений осуществляет Генеральный совет. Он собирается несколько раз в год в Женеве. В Генеральный совет обычно входят послы и главы представительств членов ВТО. В функции Генерального совета также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и проведение периодических обзоров их торговой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: