Внимание. Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воз­действием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.

Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).

В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — про­дуктивное. В первом классе воображение опирается на кон­кретные предметы, но с возрастом на первое место выступа­ет слово, дающее простор фантазии [11. С. 314].

7-8 лет — сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).

Самосознание

Интенсивно развивается самосознание. Становление са­мооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое зна­чение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспеваю­щих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих воз­можностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в заняти­ях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жиз­ни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обраще­ния к нему — по фамилии. Это обеспечивает ребенку чув­ство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении. Большое значение име­ет авторитет взрослых. Существенное значение имеет мес­то, которое занимает ребенок в семье.

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школь­ном возрасте,

2. Развитие личности (эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание).

3. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

4. Психологическая готовность к школьному обучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: