Налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Они нужны государству для формирования государственного бюджета, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты.
В Республике Беларусь взимаются налоги и сборы (пошлины).
Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
|
|
Налоги выполняют следующие функции:
1) Фискальная функция – налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.
2) Распределительная (социальная) функция – состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
3) Регулирующая функция – направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.
4) Стимулирующая функция – направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.
5) Дестимулирующая функция – Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с законодательством Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:
|
|
- Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
- постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
Инструментами налогового механизма выступают:
1) субъекты налога;
2) объекты и база налогообложения;
3) ставки налогов;
4) источники выплат налоговых платежей;
5) льготы, санкции, сроки перечисления и предоставления отчетов.
Субъект налога это плательщик налога.
В соответствии с НК РБ (ст. 13) плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
Под организациями понимаются:
- юридические лица Республики Беларусь;
- иностранные юридические лица и международные организации;
- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
- хозяйственные группы.
Под физическими лицами понимаются:
- граждане Республики Беларусь;
- граждане либо подданные иностранного государства;
- лица без гражданства (подданства).
Плательщики налогов и сборов также делятся на резидентов и нерезидентов.
Объект налогообложения – это то, что попадает под налогообложение. В качестве объекта налогообложения могут выступать: выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, фонд заработной платы, прибыль и доход и другие.
База налогообложения – это то, от какой величины объекта налогообложения будет исчисляться налог. В качестве базы могут выступать: фонд заработной платы, остаточная стоимость основных средств; налогооблагаемая прибыль; прибыль остающаяся в распоряжении предприятия; выручка от реализации продукции, работ, услуг, размеры выбросов в атмосферу и т.д.
Ставки налога – размер налога на единицу обложения, или норма налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору. В зависимости от построения налогов различают твердые и процентные ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, при которых ставка налога не изменяется, а величина налога растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы, и прогрессивные, при которых ставка налога растет в определенной закономерности в зависимости от полученного дохода (например, подоходный налог).
К ставкам применяются следующие требования: доля изъятия дохода должна быть обоснованна и безболезненна, ставки должны быть дифференцированы и стабильны в течение долгого периода времени.
Источниками выплат налоговых платежеймогут быть – выручка от реализации продукции, работ, услуг; себестоимость продукции; прибыль предприятия; доход.
Под налоговыми льготами понимают полное или частичное освобождение от налогов. Льготы могут распространяться на плательщиков, объекты налогообложения, базу налогообложения, ставки.
|
|
Сроки уплаты и предоставления расчетов по налогамв Республике Беларусь максимально приближены к моменту получения дохода и устанавливаются:
- предоставление расчетов (практически по всем налогам и сборам) – 20 числа месяца, следующего за отчетным. Налоговая декларация по налогу на прибыль за календарный год представляется не позднее 20 марта года, следующего за отчетным;
- перечисление налогов и сборов – 22 числа месяца, следующего за отчетным.
Финансовые санкциидолжны побуждать налогоплательщиков полностью выполнять Законы и подзаконные акты. Мера наказания должна соответствовать размеру нанесенного ущерба.
Классификация налогов в обобщенном виде представлена на рис. 8.1.
По способу изъятия налоги и сборы бывают: прямые и косвенные.
Источником изъятия прямых налогов является прибыль или доход. В зависимости от объекта обложения прямые налоги делятся на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение и платежеспособность налогоплательщика, реальные – подвергают обложению деятельность или товары, т.е. продажу или покупку, или владение имуществом. Реальными налогами могут облагаться как физические, так и юридические лица, личными – только доходы населения.
Косвенные налоги включаются в издержки или цену товара, работ, услуг, а после их реализации выплачиваются из выручки полученной от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
По источнику выплат различают:
а) налоги и сборы, выплачиваемые из выручки;
б) налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг;
в) налоги и сборы, выплачиваемые из прибыли;
г) налоги и сборы, выплачиваемые из дохода.
Классификацию налогов и сборов, уплачиваемых на территории Республики Беларусь, по источнику выплат рассмотрим в следующем вопросе.
Рис. 8.1. Классификация налогов