double arrow

Понятие административного права

Южно-Российский гуманитарный институт

А.И. Майборода

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

издание второе, исправленное и дополненное

Ростов-на-Дону

Печатается по решению Ученого Совета Южно-Российского гуманитарного института.

Административное право. Общая часть.

Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное.

Содержание.

Введение.

Раздел I. Понятие административного права.

Раздел II. Субъекты административного права.

Раздел III. Административно-правовые формы и методы.

Раздел IV. Административное правонарушение и административная ответственность.

Раздел V. Административный процесс.

Раздел VI. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Раздел VII. Специальные административно-правовые режимы.

Предисловие

В настоящем пособии (издание второе) сделана попытка помочь студентам вузов в освоении общей части курса «Административное право России»

Пособие построено в форме ответов на вопросы, которые могут встретиться им на экзаменах и зачетах. При этом содержание ответов основывается на сочетании краткости и относительной полноты объема учебной и нормативно-правовой информации.

В пособии излагаются общепринятые версии ответов на поставленные вопросы, даются краткие комментарии действующих нормативных правовых актов.

Сказанное не исключает, а предполагает работу студентов с учебниками, нормативными актами и научно-литературными источниками, в том числе с теми, которые указаны в пособии после каждого раздела.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями образовательного стандарта для вузов Министерства образования и науки РФ, программой курса «Административное право России».

Раздел I.

Понятие административного права.

1. Сущность государственного управления как разновидности социального управления.

Административное право как отрасль права регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, исполнительной власти. Государственное управление является разновидностью социального управления, которое включает в себя еще и негосударственное.

Управление в широком смысле – это воздействие одних людей на других для приведения их индивидуальной деятельности в соответствие с общественными целями и задачами. Оно осуществляется только в системных образованиях, включающих в себя субъект управления (кто управляет), объект (кем управляют) и прямые и обратные связи. Прямая связь - движения информации от субъекта к объекту, обратная - от объекта к субъекту.

Именно с помощью управления обеспечивается целостность системы, взаимодействие ее элементов, взаимодействие самой системы с другими системами. Субъект управления осуществляет управляющее воздействие на объект на основе властных полномочий, предполагающих подчинение его воле тех, кем он управляет.

Управляющее воздействие носит процессуальный характер. Оно представляет собой управленческий цикл, включающий такие стадии (действия), как сбор и обработка информации, выработка и принятие решения, организация исполнения решения, контроль за его исполнением, подведение итогов.

Содержание социального управления раскрывают понятия: «цель», «задача», «проблема», «функция».

Цель - желаемое состояние системы, конечный результат, к которому стремится система.

Задача - конкретизация цели.

Проблема - уяснения субъектом управления несоответствия состояния системы заданному состоянию.

Функция – относительно самостоятельная часть деятельности по решению задач для достижения цели, направление деятельности.

Технологию управляющего воздействия раскрывают общие, основные и вспомогательные функции.

Общие – это функции, которые осуществляются во всех процессах управления.

К ним относятся:

- анализ - сбор и обработка информации;

- прогнозирование – вывод о том, как может развиваться система;

- планирование - вывод о том, как должна развиваться система;

- организация - построение системы управления, непосредственное воздействие субъекта управления на объект управления.

- регулирование - упорядочение управленческих отношений;

- коррегирование - внесение изменений и дополнений в ранее принятые решения;

- контроль и учет - проверка исполнения ранее принятого решения, систематизация полученной в процессе контроля информации.

Основные функции – это те, для реализации которых создаются системы управления (здравоохранение, охрана правопорядка, образование и т.п.)

Вспомогательные (обеспечивающие) функции – это такие функции, реализация которых создает условия для реализации общих и основных функций (кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение и т.п.)

Государственное управление как разновидность социального имеет все признаки последнего. Однако ему присущи черты, отличающие его от негосударственного управления. Это:

- государственное управление является разновидностью государственной деятельности;

- оно носит государственно–властный, непосредственно организующий характер;

- государственное управление - подзаконная, исполнительно- распорядительная деятельность, которую осуществляют уполномоченные государством субъекты управления (органы исполнительной власти и их должностные лица).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: