double arrow

Метод административного права

Если предмет отрасли права отвечает на вопрос, что регулирует данная отрасль, то метод - как, какими способами и средствами происходит это регулирование.

Метод административного права - это совокупность способов и средств, с помощью которых эта отрасль воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Основными (общими для всех отраслей права) способами правового регулирования являются предписания, запреты, дозволения.

Предписание - возложение обязанности действовать в соответствии с требованиями правовой нормы.

Запрет - возложение обязанности не совершать те или иные действия, запрещенные нормой.

Дозволение - предоставление лицу права действовать по своему усмотрению в рамках нормы права.

Особенностями метода административного права является то, что эти три юридические возможности воздействия на отношения реализуются в условиях неравенства сторон, отношений власти и подчинения. При этом между одноуровневыми субъектами исполнительной власти возможны и отношения равенства.

Неравенство сторон предполагает односторонность волеизъявлений субъекта власти и доминирование в механизме регулирования таких правовых средств, как предписание.

Причем дозволение в административном праве чаще всего имеет характер разрешения на совершение определенных действий (жесткий вариант дозволения).

Функции административного права определяют его функциональное предназначение как регулятора общественных отношений, которое проявляется в конкретных функциях, выступающих в качестве направлений регулятивного воздействия, в том числе:

- регулятивно-статическая функция, с помощью которой закрепляются основные права и свободы человека и гражданина, полномочия субъектов исполнительной власти, правосубъектность физических и юридических лиц;

- регулятивно-динамическая функция осуществляется с помощью норм, закрепляющих обязанности субъектов права (платить налог, соблюдать экологическое законодательство, соблюдать соответствующие правила и др.);

- охранная функция реализуется органами государства, решающими проблемы охраны правопорядка и имеющими полномочия применять меры административного принуждения;

- оценочная функция реализуется путем закрепления в административном праве юридических средств, выступающих в качестве критерия правомерности или неправомерности действий и решений;

- правоисполнительная функция указывает на то, что административное право является юридической формой исполнительной, подзаконной деятельности;

- правотворческая функция является юридическим выражением распорядительной деятельности органов исполнительной власти, имеющих полномочия издавать правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы.

Система и принципы административного права.

Система административного права представляет собой совокупность взаимосвязанных административно-правовых норм и институтов, основанную на единстве предмета, метода и принципов данной отрасли права.

Первичным и конечным структурным элементом системы административного права являются нормы права. Они регулируют определенную сторону общественных отношений, выступая во взаимосвязи с комплексом других норм (материальных, процессуальных и т.п.).

Институт административного права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (административная ответственность, субъекты административного права и т.п.)

По содержанию норм административного права их делят на нормы, регулирующие отношения общего характера, и нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере межотраслевого и отраслевого управления. Соответственно этому отрасль административного права принято делить на Общую часть (или первую) и Особенную (или вторую) часть.

Но есть и другие варианты деления данной отрасли на части. Так, А.П.Коренев предлагает выделить еще и третью часть - административно-юрисдикционная деятельность (Коренев А.П. Административное право России, часть 1, М., 1996, стр.31).

В состав общей части входят следующие правовые институты:

- предмет, метод, система, источники, функции, принципы административного права;

- административно-правовые нормы и отношения;

- субъекты административного права;

- административно-правовые формы и методы;

- административные правонарушения и административная ответственность;

- административный процесс и административные производства;

- обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.

Особенная (вторая) часть включает в себя нормы права, регулирующие межотраслевое и отраслевое государственное управление:

- управление в сфере хозяйственной деятельности;

- управление в административно-политической сфере;

- управление в социально-культурной сфере.

Принципы административного права – это основополагающие идеи, выражающие содержание данной отрасли права, ее сущность и назначение. Выделяют общеправовые принципы и принципы, относящиеся к конкретной отрасли.

Общеправовые принципы:

- Принцип справедливости, принцип уважения прав человека и гражданина, принцип равноправия, законности и др.

- Принцип справедливости предполагает соответствие между действиями и решениями и их социально-правовыми последствиями, например, соразмерность правонарушения и ответственности за него,

- Принцип уважения прав человека и гражданина закреплен в ст.18 Конституции РФ, в соответствии с которой «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

- Принцип равноправия закреплен в ч. 2 ст.19 Конституции РФ.

В ней говорится, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина».

- Принцип законности указывает на то, что высшую юридическую силу имеет Конституция РФ. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Законы». (ст. 15, Конституции РФ).

Принципами, отражающими сущность административного права, кроме рассмотренных выше, являются демократизм нормотворчества и реализации права, взаимная ответственность государства и личности, федерализм.

- Принцип демократизма нормотворчества и реализации права указывают на возможность участия населения и его формирований в выработке административно-правовых норм, с одной стороны, и непосредственной их реализации – с другой.

- Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем конкретизирует принцип равноправия. Он выражается в том, что все граждане имеют равные права и обязанности в сфере управления. Так, имея равные права на государственную службу, все граждане обязаны отвечать за административные правонарушения, оставаясь при этом равными перед правоприменителем.

- Принцип взаимной ответственности государства и личности указывает на то, что они имеют взаимные права и обязанности и несут юридическую ответственность за нарушение этих прав и неисполнение своих обязанностей.

- Принцип федерализма реализуется в распределении предметов ведения (полномочий) между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

Источники административного права.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которые содержатся в различных юридических актах (источниках административного права).

Для административного права характерно многообразие его источников, в качестве которых выступают не только чисто административно-правовые акты, но и нормативные акты других отраслей права.

Все источники административного права можно подразделить на нормативные акты законодательных органов, нормативные акты органов исполнительной власти, акты органов бывшего СССР и международные акты.

1. Нормативные акты законодательных органов:

- Конституция РФ;

- Федеральные конституционные законы, федеральные законы;

- Постановления Государственной Думы;

- Постановления Совета Федерации;

- Законы субъектов РФ;

- Постановления представительных органов и субъектов РФ

2. Нормативные акты органов исполнительной власти:

- нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

- Постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ;

- нормативные приказы, инструкции, положения, постановления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

- правовые акты органов местного управления при реализации ими государственных полномочий;

- нормативные акты руководителей государственных предприятий, организаций и учреждений.

3. Нормативные акты бывшего СССР.

Нормативные акты бывшего СССР действуют на территории России в том случае, если еще не приняты акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству.

К ним относятся законы СССР, указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР и нормативные акты министерств и других центральных органов СССР.

4. Международные акты.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, т. е. являются одним из источников административного права.

Многообразие источников административного права указывает на актуальность проблемы их систематизации.

Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

Административное право является самостоятельной отраслью российского права, взаимосвязанной с другими отраслями права.

Для развития и действия административного права основополагающее значение имеет Конституционное право. Конституция РФ, конституции республик в составе России, конституционные законы закрепляют принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, их систему, непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, закрепляют права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти, определяют место исполнительной власти среди других ветвей власти и т.п.

Связь административного права и финансового права проявляется в том, что организация деятельности финансовых органов определяется административным правом, регулирующим управленческие отношения в сфере финансов, хотя финансовое право выступает регулятором финансовых отношений, как разновидности экономических.

С гражданским правом административное право взаимодействует по вопросам регулирования имущественных отношений. При этом различными остаются методы их регулирования. Административное право воздействует на отношения на основе предписаний, гражданское – на основе договоров, равенства сторон.

Часто правовые акты управления служат основанием заключения договоров. Так, наличие ордера на квартиру является правовым основанием заключения договора жилищного найма.

Аналогичные ситуации возникают по фактам регистрации, лицензирования, аттестации, аккредитации предприятий, организаций и учреждений.

С уголовным правом административное право взаимодействует в процессе определения степени общественной опасности правонарушений, позволяющей относить последних к административным проступкам или уголовным преступлениям.

Связь административного права с трудовым правом наиболее четко прослеживается в сфере государственной службы.

Так, нормы административного права определяют компетенцию органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений, в том числе государственно-служебных. Правовому положению государственных служащих, их трудовым правам и обязанностям, регулированию прохождения государственной службы посвящен такой источник административного права как Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Четко прослеживается связь административного права с уголовно- процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Так, внутриорганизационная деятельность судов осуществляется на основе административно-правовых актов управления. Рассматривая жалобы на действия и решения органов исполнительной власти и их должностных лиц, суды руководствуются в том числе административно-процессуальными нормами.

Таким образом, место административного права в системе права определяется тем, что оно регулирует управленческие отношения.


Сейчас читают про: