Социальные нормы и нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата

Необходимость проведения активной соц-й поли­тики обусловливает широкое использование в прогнози­ровании и планировании социальных нормативов. Нормативы являются критериями эф­фективного распределения ресурсов потребления, соц-ми гарантиями в области доходов, цен, потребления и при индексации доходов населения. Используются в качестве базы при обосновании мероприятий по повышению уровня жизни и его выравниванию в территориальном разре­зе, выделению необходимых средств в непроизводственное строительство, определению масштабов производства раз­личных товаров и услуг.

Соц-е нормативы - представляют собой науч­но обоснованные ориентиры, являться эталонами, к достиже­нию которых необходимо стремиться при решении проблем со­циально-экон-го развития.

Исходя из колич-ых и качественных требований раз­рабатываются три вида соц-х нормативов: минимально необходимые, рациональные (оптимальные) и максимально допустимые для отдельных условий труда и состояния окружа­ющей среды.

В зависимости от особенностей потребления соц-ые нормативы м. б. индивидуальными и коллективными. Первые рассчитываются на одного человека. Это нормы пот­ребления товаров и услуг, обеспеченности жилой площадью и др. Вторые применяются в отношении жизненных благ сов­местного пользования - предметов культурно-бытового и хо­зяйственного назначения. Соц-е нормативы изменя­ются под воздействием развития производительных сил, изменения общего уровня жизни, потребностей населения, цен, других факторов.

В зависимости от функциональных особенностей примене­ния социальные нормативы можно сгруппировать по блокам:

1-й - формирование доходов и расходов населения;

2-й - социальное обеспечение;

3-й - социальная демография;

4-й - потребление населением материальных благ и плат­ных услуг;

5-й - жилищно-коммунальные условия жизни населения;

6-й - развитие торговли, общественного питания и бытово­го обслуживания;

7-й - транспорт и связь;

8-й - охрана здоровья населения;

9-й - рабочее, нерабочее и свободное время;

10-й - организация и условия труда;

11-й - состояние и охрана окружающей среды.

Каждый блок состоит из набора конкретных показателей и нормативов, характеризующих отдельные аспекты жизнедея­тельности людей:

формирование доходов и расходов населения - минималь­ный потребительский бюджет (МПБ), мин-ая зарплата (МЗП), размер зарплаты, выплаты из общес­твенных фондов потребления и др.;

социальное обеспечение - размер и условия предоставле­ния пенсий, пособий, льгот на услуги здравоохранения, жи­лищно-коммунальное обеспечение и др.;

социальная демография - удельный вес молодежи, пенси­онеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.:

потребление населением материальных благ и платных услуг - потребление продоволь-ственных товаров, обеспечен­ность товарами длительного пользования (холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами и т.д.), радиоэлек­тронными средствами связи и др.;

жилищно-коммунальные условия жизни - количество жи­лой и общей площади на одного жителя, обеспеченность горя­чей и холодной водой, отоплением и др.;

развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания - обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.;

транспорт и связь - транспортная подвижность населе­ния, средняя продолжительность и протяженность поездки од­ного пассажира, количество установленных телефонных аппа­ратов на 1000 жителей и др.;

охрана здоровья населения - средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями и др.;

рабочее, нерабочее и свободное время - продолжитель­ность рабочего дня, время, связанное с восстановлением жиз­неспособности, и др.;

организация и условия труда - коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излуче­ний, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.;

состояние и охрана окружающей среды - выбросы вред­ных веществ в воздушный бассейн, обеспеченность питьевой водой и др.

Социальные нормативы создают основу для выполнения прогнозных и плановых расчетов социально-экономического развития страны и уровня жизни населения.

Одним из важнейших социальных нормативов является ми­ним-й потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет - это стоимость материального обеспечения жизни человека продуктами пита­ния, основными непродовольственными товарами и платными услугами по научно обоснованным нормам и нормативам. МПБ характеризует ту величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельности взрослого че­ловека, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожи­лом возрасте, удовлетворения минимальных потребностей в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурных запросов, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.

Бюджет рассчитывается для одиноких и семейных - с уче­том численного и возрастного состава семей или на типичную семью, для различных социальных групп населения - рабочих, служащих, пенсионеров, для работников физического и ум­ственного труда. Этот дифференцированный подход позволяет учитывать все факторы формирования доходов, расходов и потребления, а следовательно, более обоснованно определять минимальные размеры заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.

Два метода разработки МПБ - статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов насе­ления на основе данных обследования бюджетов семей. Обращаются при расчете расходов на непродо­вольственные товары и услуги. Нормативный - применяется при наличии минимально допустимых с научной точки зрения норм. Чаще всего нормы и нормативы используются при определении потребностей на продовольственные товары. Т.е. потребительская корзинка рассчитывается норматив­но-статистическим методом: по прод-ым товарам - на основе минимальных норм и нормативов; по непрод-ым товарам и услугам - по структуре расходов группы семей, потребление кот-й соответствует мини­мальной потреб-ой корзинке.

Социальный норматив - "прожиточный минимум", отличается более жесткими требованиями к факти­ческому потреблению продуктов, товаров и услуг. Такое ужесточение может составлять до 40 и более процентов исхо­дя из конкретно складывающейся ситуации. По существу данный норматив выступает критерием при определении чер­ты бедности жизни населения.

Минимальный потребительский бюджет должен использо­ваться в качестве социального норматива при установлении минимальной заработной платы, пенсий и стипендий.

Назначение минимальной заработной платы - обеспечить доход работающего или уровень компенсационных выплат со­циально уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. Однако данное условие нередко не соблюдается, т.е. величина МЗП существенно ниже, чем размер МПБ. В этом случае она только отражает финансовые возможности государства по уровню гарантированных денежных выплат и практически пе­рестает играть роль социального норматива.

Ввиду множества показателей, норм и нормативов рассмот­рим методы прогнозирования и планирования наиболее важ­ных и часто применяемых из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: