Цели:
1. Уточнить и закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», «И».
2. Уточнить и закрепить понятие «гласный звук».
3. Учить выделять гласный звук из начала слова.
4. Учить анализу, синтезу и чтению звукосочетаний АУ, УА, ИА, УИ и т.д.
5. Учить работать с кассой букв.
6. Формировать графические навыки.
7. Развивать мелкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание, память.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, наборы схем для звукового анализа (см. задание на дом 41), кассы букв, тетради логопедических заданий, ручки, грецкие орехи или шарики су-джок, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Игра «Угадай, какой звук?».
Предложить детям угадать звук по схемам для звукового анализа. Уточнить, что звуки «А», «У», «И» — гласные.
Попросить дать имена детям, изображенным на картинках, чтобы они начинались с того звука, который «произносит» этот ребенок. (Устинья, Ира, Аня, Уля, Инна и т.п.)
3.Игра «Подари картинку».
Раздать детям предметные картинки (утка, аист, игрушки, ирис, астры, удочка и т.д.) и предложить подарить эти картинки Уле, Ире или Ане с объяснением выбора.
4.Физкультминутка.
Игра с мячом (ребенок ловит мяч и отвечает):
-Составь вместе: первый звук «А», второй звук «У». Что получится? («АУ».)
-«Ау». Сколько звуков? Какой первый звук? Второй? (2, «А». «У».)
5.Работа с кассой букв.
Выложить на наборном полотне кассы сочетание АУ (УА, У И, ИА). Прочитать его, найти и показать на доске соответствующую картинку (см. задание на дом 41).
6.Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок (см. Приложение):
· «Удержи орешек»;
· «Волчок».
7.Работа в тетради логопедических заданий.
Предложить детям обвести ручкой по одному слову после образца. Прочитать написанное.
8. Итог занятия.
На дом: задание 41.
Занятие 42
Тема: «Дикие животные. Пересказ»
Цели:
1. Закрепить и расширить знания о диких животных наших лесов, обогащать словарь.
2. Учить пересказывать и составлять рассказы цепной структуры по картинно-графическим планам.
3. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.
4. Воспитывать навыки организационного поведения.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинно-графический план рассказа цепной структуры (см. задание на дом 42), картинки «Поздняя осень в лесу», «Предзимье».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Предложить детям отгадать загадки:
· Он зимой в берлоге спит, до весны-красны храпит.
· Летом серый, а зимой белый.
· Летом рыжая, а зимой серая.
· Спят в норе под елкой серые иголки.
2.Упражнение «Предзимье».
Предложить детям рассмотреть картинку «Поздняя осень в лесу» («Предзимье») и назвать признаки поздней осени.
3.Физкультминутка (см. занятие 38).
4.Беседа «Как дикие животные готовятся к зиме».
- Как медведь (еж, заяц, белка) готовится к зиме?
5.Упражнение «Посмотри, послушай, расскажи».
Рассказать по картинно-графическому плану, как еж готовился к зиме (как белка готовилась к зиме), а затем предложить пересказать этот рассказ детям (по цепочке, 1—2 ребенка).
По небу летел лебедь. Лебедь уронил белое перышко. Белое перышко увидел еж. Еж подумал, что это снежинка. Если это снежинка, то, значит, скоро придет зима. А если скоро придет зима, то надо искать норку. Нашел еж норку и уснул в ней до весны.
По небу летел лебедь. Лебедь уронил белое перышко. Белое перышко увидела белка. Белка подумала, что это снежинка. Если это снежинка, то, значит, скоро придет зима. А если скоро придет зима, то надо менять рыжую шубку на серую. И поменяла белка свою шубку.
6.Упражнение «Посмотри и расскажи».
Предложить детям по картинно-графическим планам самостоятельно составить рассказы «Как медведь готовился к зиме», «Как заяц готовился к зиме».
7. Итог занятия.
На дом: задание 42.