Становление права социального обеспечения

XX столетие ознаменовалось становлением и развитием отраслей права, обеспечивающих социальные права и устанавливающих гарантии на достойную жизнь граждан России. Это - право социального обеспечения, жилищное, медицинское, экологическое, образовательное право и др.

Социальная политика российского государства направлена на реализацию установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. Важным ее элементом является социальное обеспечение граждан, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества. Социальное обеспечение призвано удовлетворять потребности стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Право социального обеспечения – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и иные отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов. Таким образом, предметомправа социального обеспечения является совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права, таких как: отношения по пенсионному обеспечению, социальному обслуживанию, выплате пособий и др.

На Руси, издревле существовала забота о «сирых и убогих», и с принятием христианства становится русской традицией. Так, некоторые нормы права социального обеспечения, прослеживаются еще в памятниках права Древнерусского государства. Как свидетельствует «Повесть временных лет» (начало XII в.), князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». В дальнейшем, уже на Стоглавом Соборе 1551 г. было решено для действительно нуждающихся, прокаженных и престарелых устраивать богадельни, содержащиеся на добровольные пожертвования. Здоровым нищим проживать в них запрещалось и предписывалось, чтобы они «питались ходячи по дворам от боголюбцев якоже и до днесь». В первой половине XVII в. управление делами призрения было сосредоточено в Патриаршем приказе, а в 1670 г. учреждается особый Приказ строения богаделен.

Указом 1682 г., все бедные, нуждающиеся в призрении, были разделены на нетрудоспособных («увечные и старухи») и здоровых нищих. Первым предписывалось давать бесплатный приют и «по смерть кормить». Здоровые же нищие должны были «хлеб свой заживать работою или каким ремеслом к общей пользе». Примечательно, что в Указе предполагались и превентивные меры против нищенства: учить грамоте детей нищих, причем мальчиков отдавать на учение мастерам, а девочек - по монастырям. Этот Указ можно назвать первым российским нормативным правовым актом общественного призрения. Старых, увечных и вдов предполагалось содержать за счет казны пожизненно, а молодых и здоровых привлекать к труду. В той или иной степени эти положения дублировались Указами 1700, 1710 и 1712 гг. В 1720 г. в Москве началось строительство госпиталя для незаконнорожденных, с последующей отдачей его пациентов в учение.

Регламенты Главного магистрата и Духовной коллегии (1721 г.) предполагали устройство трех видов заведений общественного призрения: «смирительных домов» для здоровых нищих; «прядильных домов» для «непотребного и неистового женского пола», т.е. для нищих женщин; «гошпиталей» для убогих больных, увечных и престарелых обоего пола. С 1763 г. в Шляхетский кадетский корпус стали приниматься дети-сироты из дворянских семей.

Учреждения для управления губерний (1775 г.), ввело организацию общественного призрения, сохранявшуюся почти на протяжении века. В каждой губернии для заведования этим делом были учреждены Приказы общественного призрения под председательством губернатора и с участием представителей всех сословий. Они ведали практически всей социальной сферой: народными школами и сиротскими домами, больницами и богадельнями, домами для неизлечимо больных и для сумасшедших, работными и смирительными домами. Примечательно, что неимущие могли бесплатно обучаться в народных школах, содержались в богадельнях и домах сумасшедших. В конце XVIII в. богадельни были впервые открыты не только в городах, но и деревнях.

Члены императорской семьи принимали на себя попечение над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением, а затем над воспитательными домами для младенцев, мещанскими и коммерческими училищами. Этим было положено начало Ведомству учреждений императрицы Марии (1796 г.).

В 1823 г. учреждались Духовные попечительства о бедных духовного звания. В России создавались первые благотворительные общества, наиболее значимыми из которых было учрежденное в 1802 г. несколькими частными лицами Филантропическое общество. В 1816 г. оно было реорганизовано и получило новое наименование «Императорское человеколюбивое общество», и просуществовало до начала ХХ в. Его целями являлось учреждение заведений для призрения «дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работе неспособных», а также «доставления неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений» и «воспитания сирот и детей бедных родителей».

Общественное призрение носило двоякий характер: как сфера государственного управления и как сфера деятельности общественных организаций по призрению бедных, но в рамках государственной регламентации и под публичным контролем.

В 1835 г. в столице был учрежден Комитет для разбора и призрения нищих и изыскания способов к искоренению нищеты. Он должен был определять задержанных полицией действительно впавших в нищету лиц, изыскивать средства для учреждений заведений призрения, и отделять их от праздношатающихся, а также приобщать последних к труду. Сначала Комитет был учрежден на три года, а затем продолжил работу «до распоряжения правительства».

В результате земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ функции общественного призрения были разделены между земскими и городскими учреждениями, сословными обществами и полицией. Учреждения общественного призрения, перешедшие в ведение земских учреждений, могли устанавливать в необходимых случаях сборы на общественное призрение. Было издано Положение о приходских попечительствах при православных церквах, предполагавшее первоначальное обучение детей, сбор средств и распределение их среди нуждающихся через церковные приходы (1864 г.). Призрение неимущих крестьян возлагалось на крестьянскую общину. В городе оно также носило сословный характер (для мещан, купцов и дворян).

Предпринимались попытки стимулировать благотворительность посредством гражданского законодательства. В этом контексте особенно интересны положения Закона 1882 г. об освобождении от наследственной пошлины имущества, завещанного в пользу благотворительных, ученых и учебных учреждений, а равно монастырей и церквей. В пореформенный период дальнейшее развитие получили и частные благотворительные общества и учреждения, число которых в одной Москве в конце ХIХ в. доходило до 200, а в Петербурге было в 2 раза больше.

Одной из задач Великой российской революции (1905-1922 гг.) было правовое обеспечение социальной защищенности трудящегося народа. На первом этапе революции (становление конституционной монархии) 23 июня 1912 г. были приняты законы: «Об учреждении Присутствия по делам страхования рабочих», «Об учреждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев». Эти законы не только внесли свою лепту в развитие российского трудового законодательства, но и обращением к проблеме социального страхования послужили определенным этапом в становлении права социального обеспечения.

Сложившаяся система общественного призрения, совмещавшая публичные и частные начала, существенно изменилась в условиях военных и революционных катаклизмов начала XX в. В начале Первой мировой войны (1914-1918 гг.) была налажена система пособий семьям, единственный кормилец которых был призван в армию. Помощь оказывалась многодетным семьям и вдовам погибших на фронте. Для нуждающихся открывались бесплатные столовые, а для сирот и детей из неполных семей - приюты и ясли. На втором этапе революции (формирование республиканской формы правления) Временное правительство заявило, что отказывается от существенного реформирования социальной сферы до созыва Учредительного собрания.

В период становления советской государственности (завершающем этапе Великой российской революции) упразднялись все ранее существующие благотворительные заведения и общества, но в ноябре 1917 г. был создан Наркомат государственного призрения. В его функции входило оказание помощи несовершеннолетним и престарелым гражданам, инвалидам войны и их семьям. Вопросами охраны материнства и детства занималась специальная коллегия. В марте 1918 г. на Наркомат были возложены также вопросы, связанные с выплатой пенсий и пособий, а при Народном банке РСФСР учреждался Учетно-ссудный комитет социального обеспечения. Наркомат государственного презрения был переименован в Наркомат социального обеспечения, органы которого ведали содержанием домов для престарелых и инвалидов. Согласно принятому в октябре 1918 г. Положению о социальном обеспечении оно осуществлялось за счет государства и распространялось на всех лиц, источником существования для которых был труд. В первые годы Советской власти было принято более 30 декретов по вопросам социального обеспечения рабочих, крестьян, военнослужащих и их семей.

При Наркомате социального обеспечения существовали самостоятельные, полномочные и межведомственные организации: Комиссия несовершеннолетних (1918-1919 гг.), занимавшаяся организацией борьбы с детской преступностью; Комиссия по назначению персональных пенсий (1926-1930. гг.) и др.

С 1920 г. функции Наркомата соцобеспечения начали ограничиваться. После Гражданской войны государственный характер сохранило обеспечение инвалидов войны и семей красноармейцев. На рабочих распространялась система социального страхования, а крестьяне обеспечивались в порядке самопомощи. С этой целью 3 мая 1921 г. Декретом СНК РСФСР учреждались крестьянские общества взаимопомощи. Они организовывали проведение общественной запашки и уборку полей, сбор средств в пользу нуждающихся.

Кроме государственных в советской России действовали и общественные организации благотворительного характера. Так, помощь ветеранам войны осуществлял Всероссийский комитет помощи инвалидам войны, больным и раненым красноармейцам и семьям лиц, погибших на войне. Он содействовал государственным органам в оказании помощи красноармейцам в период лечения, организовывал заготовку необходимых вещей и др.

Материальную помощь инвалидам оказывала кооперация инвалидов. В 1923 г. возникла Всероссийское общество слепых, в 1926 г. - Всероссийское общество глухонемых. Помощь научным работникам оказывала Петроградская комиссия по улучшению быта ученых (Петрокуба), действовавшая в 1919-1923 гг. Она выдавала установленные правительством академические пайки, содействовала улучшению медицинского обслуживания, улучшению труда и быта. С 1921 г. аналогичные функции, но уже в масштабах страны выполняла Центральная комиссия по улучшению быта ученых.

В дальнейшем в дело социального обеспечения внедрялся принцип целесообразности и приоритет государственных интересов. Так, по экономическим причинам пенсии по старости так и не стали всеобщими. Впрочем, лица старше 50 лет, утратившие трудоспособность и имеющие восьмилетний стаж наемного труда, имели право на пенсию в порядке социального страхования.

Согласно постановлению ВЦИК и СНК СССР от 2 июля 1931 г. впервые было введено понятие «социально-бытовая помощь». Соцстрах брал на себя все расходы на санаторно-курортное лечение, а также финансирование яслей, детских садов, молочных пунктов, пионерских и молодежных лагерей, бань, прачечных. Слияние Наркомата труда СССР и ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов) в 1933 г. означало не только огосударствление профсоюзов, но и перенос всех социальных расходов на государственный бюджет. Постановлением СНК СССР и ВЦСПС от 23 марта 1937 г. все органы социального обеспечения и здравоохранения финансировались только за счет бюджета.

В годы и по окончанию Великой отечественной войны 1941-1945 гг. государство предпринимало серьезные меры по искоренению детской безнадзорности, помощи инвалидам и ветеранам войны.

14 июля 1956 г. был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», которым предусматривались пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца.

В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:

- гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся; выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов;

- единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);

- единый возраст (60 лет для мужчин и 55 для женщин) и единые требования к трудовому стажу (25 и 20 лет соответственно), необходимому для назначения пенсии;

- единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников. Законом СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» пенсионное обеспечение было распространено и на сельское население.

В 1970-1980-х гг. принимался ряд нормативных актов, направленных на повышение уровня социального обеспечения в целом и отдельных его видов: предоставлялись дополнительные льготы инвалидам-слепым при пользовании транспортом; повышались нормы расходов на питание детей в детских дошкольных учреждениях и домах ребёнка и др. Продолжала совершенствоваться система пенсионного обеспечения: повышались минимальные размеры пенсий для рабочих, служащих и членов колхозов; для последних вводился аналогичный с рабочими и служащими порядок исчисления пенсий. Таким образом, к концу 1980-х гг. в СССР в основном сформировалась государственная система социального обеспечения. Так, если до начала 1970-х гг., отношения по социальному обеспечению регулировались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права, то в конце 1980-х гг. право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль права.

Как указано в Конституции РФ 1993 г., Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7).

Особое внимание в Российской Федерации уделяется пенсионному обеспечению граждан. Осуществление пенсионной реформы в России связано с принятием Закона от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», во исполнение которого был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система. Закон закрепил равную для пенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жизни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиальное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума. Однако, единая пенсионная система в России сохранялась недолго. С 1993 г. Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» обособил пенсионное обеспечение данных категорий граждан.

Федеральный закон от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установил современные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране. В соответствии с Конституцией РФ были определены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Пособия по беременности и родам регулировалось Законом от 4 апреля 1992 г. «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в связи с чем закон от 4 апреля 1992 г. был признан утратившим силу.

Впервые в нашей стране устанавливалось пособие по безработице. Оно вводилось в России законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РСФСР».

Законом от 12 марта 1992 г. «О ритуальном пособии» впервые в России вводилось ритуальное пособие, которое назначалось любому лицу, взявшему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкорпорировались в Федеральный Закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», который вводил бесплатные ритуальные услуги всему населению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивалось социальное пособие на погребение.

Вводился ряд других новых пособий: единовременные пособия предусмотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с терроризмом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при выполнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального осложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Законодательное закрепление получила и система социального обслу­живания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако­нами от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инва­лидов», от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания на­селения в Российской Федерации» предусматривалось социальное обслужи­вание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи. Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспечения, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 г. и изложенный в новой редакции ФЗ от 2 января 2000 г.

Право социального обеспечения развивающая, постоянно модернизирующаяся отрасль права. Ее совершенствование направлено на обеспечение достойной жизни наиболее нуждающийся категории населения, нетрудоспособных граждан России.

Таким образом, право социального обеспечения развивающая, постоянно модернизирующаяся отрасль права. Ее совершенствование направлено на обеспечение достойной жизни наиболее нуждающийся категории населения, нетрудоспособных граждан России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: