Особенности белорусской экономической модели

При наличии некоторых общих принципов организации, черт и механизмов рыночной экономики в каждой стране складывается своя национальная модель. Полностью идентичных по экономическим характеристикам моделей не существует, и все-таки можно выделить несколько базовых моделей рыночной (смешанной) экономики.

Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики. Основными чертами современной американской модели экономики являются: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация. В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств.

В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную эконо­мику.

Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:

поддержка конкурентной среды (что входит в функции государственных органов), противодействие возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, издания правительственных актов и проявления других барьеров, ограничивающих свободу входа на рынок и выхода с него;

либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);

проведение политики «открытой экономики». Отказ от такой политики ведет к развитию монопольных тенденций, не позволяет воспользоваться преимуществами международного разделения труда;

законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;

свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции.

В Европе (особенно в ее континентальной части — Германии, Франции) роль государства в экономике была традиционно выше, чем в Америке. Экономика в Старом свете основана преимущественно на частной собственности, рыночные принципы соблюдаются, но государство уделяет большое внимание выравниванию не только возможностей предпринимательской деятельности, но и ее результатов — доходов. Степень перераспределения доходов в этих странах высокая, отсюда и значительность уровня налогообложения. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте достаточно велика, как и размеры государственного бюджета. С одной стороны, это сдерживает имущественное расслоение людей, консолидирует общество, делая его менее дифференцированным. С другой стороны, высокий уровень налогообложения замедляет экономический рост, снижает заинтересованность в эффективной работе.

Наряду с европейской моделью обычно выделяют модель скандинавского социализма. Отличительной особенностью скандинавской модели является весомая роль как государства, так и различных общественных организаций, например профсоюзов, в регулировании экономических процессов; отношения работодателей и работников регулируются на национальном уровне. И хотя данная модель не лишена недостатков (негибкость, низкая мотивация к предпринимательской деятельности и т.д.), они смягчаются такой особенностью скандинавских стран, как очень низкий (пожалуй, самый низкий в мире) уровень коррупции в государственном аппарате. В последние годы идут активные процессы либерализации модели скандинавской экономики.

Япония, бурно развивавшаяся после второй мировой войны, накопила специфические черты рыночного развития, что позволяет выделить так называемую японскую экономическую модель. Не вызывает сомнения рыночный характер экономики Японии. Однако было бы ошибкой причислять японскую модель к либеральным. Япония — достаточно закрытая страна с многовековыми традициями, включая значительную взаимозависимость граждан, связанных родственными, имущественными, корпоративными и иными узами. Формально оставаясь независимыми, экономические субъекты придают большое значение взаимодействию со своими партнерами, конкурентами, другими субъектами. Государственное регулирование в таких условиях принимает форму в основном не прямых указаний, а советов, рекомендаций, консультаций, к которым субъекты внимательно прислушиваются.

Зато ряд стран, ранее входивших в категорию развивающихся, поражают стремительными темпами экономического роста и развития. Единой чертой экономик новых индустриальных стран является их развитие на основе рыночных принципов, но уровень и характер государственного вмешательства существенно различаются от страны к стране. Так, например, экономика Гонконга — либеральная рыночная, с минимальной степенью государственных ограничений, и даже переход под юрисдикцию КНР существенно не изменил ее. Модель Сингапура основана на частной собственности, но уровень государственного вмешательства здесь значителен, хотя последнее происходит не ради перераспределения доходов, а скорее с целью интенсификации экономического развития и достижения сбалансированного роста в стране. В экономике Тайваня заметно присутствие крупного государственного сектора, а модель развития Южной Кореи похожа на японскую, правда, с бóльшим уровнем директивного государственного регулирования.

Китайская модель в принципе не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений — все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый государственный аппарат, регулирующий большинство процессов экономической деятельности.

Экономику бывших социалистических стран принято называть переходной (в интерпретации отдельных экономистов — трансформационной, транзитивной). Отказ от модели социалистической экономики и поиск модели рыночной экономики постсоциалистическими странами обусловлен низкой экономической эффективностью систем хозяйствования, действовавших в этих странах. Главной причиной неудовлетворительных результатов их функционирования признается нерыночный характер данных систем. Изменения, связанные преимущественно с количественными параметрами системы, можно назвать модернизацией. Переход количественных изменений в качественные означает трансформацию системы.

Некоторые страны, в первую очередь государства Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия), выбрали политику «шоковой терапии», подразумевавшую очень быстрые процессы разгосударствления, дерегулирование экономики и приватизацию. Другие, например Китай, пошли по пути медленных, «эволюционных» реформ. Бывшие республики Советского Союза по-разному приступили к реформированию экономик. Страны Балтии провели реформы «шоковой терапии», Республика Беларусь и большинство других государств избрали путь постепенных изменений. Специфика переходного периода в каждом случае подчиняется историческим и институциональным особенностям страны, потому достаточно спорными являются ссылки на опыт (как положительный, так и отрицательный) соседей.

Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации.

Рассмотрим основные особенности белорусской модели.

Процессы разгосударствления и приватизации, формирования рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер. Так, на конец 2008 г. более 70% продукции в стране производилось негосударственными и иностранными предприятиями. В то же время большинство предприятий негосударственной формы собственности представляют собой акционерные общества, в капитале которых определенная доля принадлежит государству, а зачастую государство владеет контрольными пакетами акций.

Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д.

Система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.

Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физи­ческих и юридических лиц. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства в Беларуси ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое — важные направления государственных расходов.

В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила бóльшую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью — это высокие темпы экономического роста. Определённая степень социальной дифференциации необходима для создания стимулов к эффективной деятельности субъектов. Чем выше уровень деловой активности, предпринимательской инициативы, тем быстрее развивается экономика страны. При этом важно помнить о группах населения, экономическая активность которых невелика (пенсионеры, инвалиды и др.), для них должны разрабатываться программы социальной защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: