Институционализмкак направление экономической мысли зародился в США в начале ХХ в. в период усиления монополистических тенденций в экономике.
Сторонники указанного направления придерживались позиции, что движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются также духовные, моральные, правовые и другие факторы, которые необходимо рассматривать в историческом контексте. То есть предметом исследования экономической науки должны выступать не только чисто экономические отношения, но и самые разнообразные факторы, так или иначе влияющие на эволюцию хозяйства.
Название этого научного направления произошло от введенного его же сторонниками термина «институт» («институция»). Общественные институты можно определить как некие структуры, с помощью которых устанавливаются нормы поведения и упорядочиваются отношения между людьми. В зависимости от сферы общественных отношений можно выделить институты политические (государство, политические партии, армия), правовые (система законодательства, судебная система), религиозные (церковь, культ, обряды, верования), социальные (семья, брак), экономические (собственность, деньги, система налогообложения).
Отличительными чертами институционализма являются, во‑первых, стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, например с социальной психологией, правоведением; во‑вторых, частая внеэкономическая трактовка причин и результатов хозяйственных явлений и процессов; в третьих, неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике; в четвертых, недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям; в пятых, признание необходимости вмешательства государства в экономику.
В институционализме выделяются различные течения в зависимости от признания большей значимости отдельных институтов по сравнению с другими. Наиболее крупными являются социально‑психологическое или технократическое (Торстейн Веблен), социально‑правовое (Джон Р. Коммонс), эмпирическое или конъюнктурно‑статистическое (Уэсли Митчелл).
С точки зрения Т. Вебленадвумя важнейшими факторами эволюции общественных институтов и, как следствие, экономики являются психология и инстинкты человека, с одной стороны, и научно‑технический прогресс, развитие техники и технологии – с другой.
Инстинкты часто лежат в основе действий человека, в том числе побуждая его к труду. Такими инстинктами являются, например, родительское чувство (которое проявляется даже как отношение к хорошо сделанной работе) и инстинкт соперничества (наиболее ярко проявляется в стремлении людей к накоплению).
По мнению Т. Веблена, неверно видеть в человеке только рационального хозяйствующего субъекта. Человек – гораздо более сложное существо, и его экономическое поведение зачастую не основано на логике и здравом смысле. Примером является «Эффект Веблена» – снижение спроса на некоторые товары (символизирующие определенный статус их приобретателя, престижность) при снижении их цены.
Вебленом была разработана концепция индустриальной системы. Ее суть заключается в том, что в экономической системе существуют два противостоящих друг другу мира – это мир индустрии (сфера материального производства) и мир бизнеса (сфера обращения – кредита, торговли, биржевых спекуляций). Инженеры, техники, рабочие из мира индустрии заинтересованы в совершенствовании производства, а представители мира бизнеса ориентированы исключительно на прибыль.
За экономикой должен осуществляться социальный контроль представителями мира индустрии (предлагалось создать некий «совет техников»). По мнению Веблена, подобное вполне возможно, когда в результате усложнения технологических процессов, ускорения научно‑технического прогресса возникнет жесткая зависимость мира бизнеса от индустриальной системы (следствием которого станет «паралич старого порядка», так как представители мира бизнеса не справятся с управлением, допустят производственный хаос, расточительство, техническую отсталость).
Дж. Коммонс, в отличие от Веблена, уделял особое внимание не технологическим факторам производства, а социально‑правовым институтам. Он исходил из признания примата права над экономикой и утверждал, что экономические категории и институты проявляются главным образом через их юридическое оформление.
Коммонс предложил так называемую теорию сделок. Именно сделки между общественными институтами (корпорации, профсоюзы, политические партии) он провозгласил в качестве основной категории экономической науки. Сделка представляет собой триединство следующих моментов: во‑первых, конфликта, т. е. столкновения интересов субъектов; во‑вторых, взаимодействия субъектов (участников сделки), в ходе которого выясняется, на каких условиях стороны могут прийти к согласию; в‑третьих, разрешения конфликта, т. е. собственно заключения сделки – установления порядка, устраивающего участников сделки.
Оформление таких сделок возможно различными юридическими способами – включением в текст законов, заключением коллективных соглашений между работниками и работодателями и т. п. Именно за счет использования юридических и законодательных органов государства, его контроля за точным исполнением законов можно устранить одну из основных причин экономических проблем – нечестные рыночные отношения и нечестную конкуренцию. При этом государство должно выступать не только как арбитр, но и как сила, побуждающая к выполнению обязательств, принятых на себя участниками сделки.
В качестве результата использования указанных механизмов Коммонс видит переход к административному капитализму – регулированию экономики государством в лице правительства, представленного лидерами различных коллективных институтов и подконтрольного общественному мнению.
Вклад У. Митчеллав институциональную теорию состоит, во‑первых, в том, что Митчелл сумел собрать и обобщить громадный статистический материал по движению цен и курсов акций по 17 западным странам за период с 1850 по 1925 г. Используя методы математической статистики, он вышел на проблему экономических циклов, рассчитал длительность «малых» и «больших» экономических циклов. Он и его сотрудники создали систему прогнозирования экономической конъюнктуры.
Во‑вторых, в попытке обоснования концепции бескризисного развития экономики посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику. На основе расчета и прогноза циклических явлений Митчелл предлагал смягчить циклические колебания и достигнуть благоприятной экономической конъюнктуры за счет создания государственного планирующего органа (с рекомендательным, а не директивным планированием).
Несмотря на несовершенство разработанных методик прогноза (накануне «Великой депрессии» Митчелл и его сотрудники прогнозировали «процветание экономики»), основные положения о необходимости государственного (социального) контроля за экономикой явились теоретической основой кейнсианской и неолиберальной концепции государственного регулирования экономики.