Социальная философия М. Вебера

Заметный вклад в развитие социальной философии внес не­мецкий мыслитель Макс Вебер (1 864— 1920). В своих трудах он развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения не сводились к этим идеям. На философско-социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающиеся мыслители раз­ных направлений. В их числе неокантианец Г. Риккерт, ос­новоположник диалектико-материалистической философии К. Маркс, такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше и многие другие. Сам Вебер создал много научных трудов, в том числе: “Протестантская этика и дух капитализ­ма”, “Хозяйство и общество”, “Объективность социально-науч­ного и социально-политического познания”, “Критические ис­следования в области логики наук о культуре”, “О некоторых ка­тегориях понимающей социологии”, “Основные социологичес­кие понятия”.

М. Вебер считал, что социальная философия, которую он ха­рактеризовал как теоретическую социологию, должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдель­ный человек или группа. Отсюда основные положения его со­циально-философских воззрений укладываются в созданную им теорию социального действия. По Веберу, социальная философия призвана исследовать взаимоотношения всех сфер человеческой деятельности — экономической, правовой, нравственной, религиозной и др. Общество предстает как взаимо­действие личностей и социальных групп на основе согласова­ния их интересов, языка, религии, морали.

Социальные действия составляют, по Веберу, систему со­знательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Социолог же должен ра­зобраться не только в содержании, но и в мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. Дру­гими словами, необходимо осмыслить, понять содержание ду­ховного мира субъектов социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая.

В своей “понимающей социологии” Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира субъектов может быть как логическим, осмысленным с помо­щью понятий, так и чисто эмоционально-психологическим. В последнем случае понимание достигается путем “вчувствования”, “вживания” социолога во внутренний мир субъекта соци­ального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действий, из ко­торых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их по­стижение путем “вчувствования” он характеризовал как подсо­бный метод исследования.

С одной стороны, исследуя духовный мир субъектов соци­ального действия, Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных (речь идет прежде всего о понимании сознательных уста­новок людей на эти ценности, которые определяют содержание и направленность их поведения и деятельности). С другой сто­роны, социолог или социальный философ сам исходит из опре­деленной системы ценностей. Это он должен учитывать в ходе своих исследований.

М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматриваю­щих указанные выше ценности как нечто надысторическое, вечное и потустороннее, Вебер трактует ценность как “установку той или иной исторической эпохи”, как “свойственное эпохе направление интереса”. Другими словами, он подчеркивает земную, социально-историческую природу ценностей. Это имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности.

Важнейшее место в социальной философии Вебера занимает концепция идеальных типов. Под идеальным типом им подразумевалась некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в данный момент и вообще в современную эпоху. В этом отношении в ка­честве идеальных типов могут выступать моральные, полити­ческие, религиозные и другие ценности, а также вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оп­тимальных общественных состояний — состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового со­знания. В силу этого они выступают в качестве своеобразных ориентиров и критериев, исходя из которых необходимо вно­сить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полнос­тью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит дейст­вительному положению вещей (или же последнее ему противо­речит), он, по словам Вебера, несет в себе черты утопии.

И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообраз­ности в мышление и поведение людей и организованности в об­щественную жизнь. Учение Вебера об идеальных типах служит для его последователей в качестве своеобразной методологи­ческой установки познания социальной жизни и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоче­нием и организацией элементов духовной, материальной и по­литической жизни.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень осмысленности и рациональности действий людей. Особенно это видно в развитии капитализма. “Рационализиру­ется способ ведения хозяйства, рационализируется управле­ние как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационализи­руется образ мышления людей так же, как и способ их чувство­вания и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, — по мнению Вебера, — наиболее чистое воплощение принципа рациональности”. Воплощением рациональности Вебер считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении закону, а также общезначи­мым политическим и моральным ценностям.

Не игнорируя другие формы познания социальной действи­тельности, Вебер предпочитал ее научный анализ. Это касает­ся прежде всего экономических и политических явлений и про­цессов. Он исходил из того, что “признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т.е. истина”2. С позиции истины, считает Вебер, мировоззрение человека свя­зано с “интересами своего класса”3.

Не будучи сторонником материалистического понимания истории, Вебер в какой-то мере ценил марксизм, но выступал против его упрощения и догматизации. Он писал, что “анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и — при осторожном, свободном от догматизма применении — останет­ся на все обозримое время творческим и плодотворным науч­ным принципом”4. Таков вывод этого широко и глубоко мысля­щего философа и социолога, который он сделал в работе под примечательным названием “"Объективность" социально-на­учного и социально-политического познания”.

Как видно. Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем социальной философии. Нынешнее возрожде­ние интереса к его учению происходит потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных социальных проблем, которые волнуют нас сегодня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: