Анализ рынка печенья Республики Беларусь

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

За последние годы пристрастия потребителей Беларуси претерпели некоторые изменения. Из большого разнообразия продуктов покупатель все чаще выбирает более полезные и натуральные. Эта тенденция распространилась и на такую, казалось бы «неполезную» категорию продуктов питания, как кондитерские изделия, в том числе печенье. Такая продукция зачастую стоит дороже обычного печенья, но потребителя, как показали продажи, это не пугает. Он готов платить за то, чтобы получить не просто вкусный и красиво упакованный, но и максимально полезный в данной категории продукт.

Эта тенденция наблюдается во всех категориях кондитерских изделий. Становятся всё более востребованными достаточно дорогие высококачественные продукты, рассчитанные на прогрессивных потребителей, которые трепетно относятся к собственному здоровью. Актуальны низкокалорийные сладости, а также продукты, обогащенные витаминами и минералами, имеющие дополнительную питательную ценность.

Такая же тенденция характерна для мирового рынка продуктов питания. По данным исследования ACNielsen о тенденциях продовольственного мирового рынка 2013 из семи категорий с двухзначным темпом роста продаж за последний год пять категорий предоставляли выгоды, связанные с пользой для здоровья и потерей веса.

Продукция является материалоёмким производством. Удельный вес сырья, материалов составляет 75% в себестоимости продукции. В тоже время Беларусь не располагает всеми ключевыми сырьевыми ресурсами, необходимыми для выпуска продукции. Положительным моментом могут служить изменения, происходящие на рынке России.

Для него характерно снижение темпов роста в натуральном выражении, что связано с насыщение рынка. В 2013 году российский рынок вырос не более чем на 5,0%, при этом в стоимостном выражении кондитерский рынок рос значительно быстрее – порядка 15% в год, что обусловлено как общим ростом цен (в частности, связанным с подорожанием и инфляцией), так и увеличением доли более дорогой и качественной продукции в объеме продаж кондитерских изделий.

По прогнозам экспертов, такая тенденция будет сохранятся в течение нескольких лет, при этом прирост рынка в стоимостном выражении может увеличиваться до 20% ежегодно.

Кондитерская отрасль в Беларуси представлена предприятиями республиканской и коммунальной собственности. Многие хлебзаводы оснащены линиями по производству мучных сладостей. Основные из них представлены в таблице 1.1. Ежегодно они производят 100 тысяч тонн кондитерской продукции. По оценкам емкость отечественного рынка кондитерских изделий составляет 65 тысяч тонн /3/.

Таблица 1.1. Предприятия кондитерской отрасли

Наименование предприятия Производимая продукция
«Спартак» сахарное и затяжное печенье
«Слодыч» Сахарное, сдобное и затяжное печенье, крекер
«Конфа» Сдобное и овсяное печенье, драже
«Алвеста-м» сахарное печенье
«Витьба» сахарное печенье

Импортная продукция представлена в основном, российскими производителями: ОАО «Крекер», ОАО «Любятово», ОАО «Акконд», ОАО «Любимый край», ОАО «Оркла Брэндс Россия», ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ», ООО «Харрис СНГ», ОАО «КДВ-БЕЛ», ОАО «Формула дестрибьюции» ОАО «Стима» и украинскими. «АЛЬТ-ПРОДУКТ», ПАО «Мондэлис Украина» т.д.

Доли, которые компании занимают на Белорусском рынке кондитерских изделий, в том числе печенья представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 Доли компаний на Белорусском кондитерском рынке.

Рассмотрим ассортимент печенья представленного на рынке Беларуси в таблице А 1.- Приложение А.

По данным таблицы А 1 видно, что наибольший ассортимент представляет компания «Слодыч». В 2013 году компания стала брендом года в товарной группе «Печенье». Открытое акционерное общество «Кондитерская фабрика «Слодыч» - лидер по производству печенья на рынке мучных кондитерских изделий. На сегодняшний день фабрика «Слодыч» является крупнейшим в Беларуси предприятием, выпускающим сдобное, сахарное, затяжное, диабетическое, овсяное, глазированное печенье, а также крекеры, кексы и вафельный лист /4/.

Одной из компаний выпускающих печенье является компания «Алвеста-М». «Алвеста-М» выпускает более 40 наименований мучных сладостей под торговой маркой «Алвеста». Это печенье с различными добавками (кокосовая стружка, корица, топленое молоко, изюм, воздушные зерна риса, дробленый арахис), глазированное печенье (с использованием белой и темной глазури), печенье с начинкой (повидло). Кроме того, компания занимается импортом и оптовой торговлей кондитерских изделий, специй, кофе, чая, жевательного мармелада, шоколадных изделий и др. наименований продукции - всего около 400 наименований. ИП «Алвеста-М» основано в 1993 году. Производством мучных сладостей занимается с 2003 года.

Торговый дом «Конфа и ПК.» - Это современная динамично развивающаяся компания представленная на рынке оптовой Торговли Многоуровневая отлаженная система деятельности торгового дома направлена на оперативное и наиболее выгодное обеспечение потребителей, как в Республике Беларусь, так и за ее пределами высококачественными натуральными продуктами питания, которые удовлетворяют самым взыскательным вкусам Основная сфера деятельности компании - реализации богатого ассортимента кондитерских и консервированных товаров, соков и др. Ассортиментный перечень представленных товаров насчитывает более 500 наименований, изготовленных на основе только натурального высококачественного сырья. Продукция не содержит стабилизаторов и консервантов. Торговый дом «Конфа и ПК» осуществляет торговую деятельность как на внутреннем рынке Республики Беларусь, посредствам широкой сети региональных отделов продаж, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья: Российской Федерации, Германии, США и др /5/.

Кондитерская фабрика «Спартак» осуществляет выпуск карамели, конфет, шоколада и шоколадных изделий, печенья, вафельных изделий, тортов и пирожных. На фабрике сегодня существуют 4 основных цеха: бисквитный, карамельный, вафельный, конфетно-шоколадный, где в широком ассортименте производят вышеуказанные виды продукции. Основное производство имеет высокий уровень технического развития. Практически полностью автоматизированы линии по производству шоколада, печенья, карамели, вафель. Стратегия развития фабрики также предусматривает значительное изменение ассортимента продукции и повышение её качества за счёт сети цеховых и центральных лабораторий, оснащённых современным оборудованием, где осуществляется строгий входной контроль сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Требования к качеству продукции определены техническими условиями и ГОСТами. Сертифицированной является 99,9% продукции от общего выпуска. Продукция предприятия сертифицирована по международной системе стандартов: ISO 9001 (система менеджмента качества), ISO 14001 (система менеджмента окружающей среды), HACCP (анализ рисков и контроль критических точек) /6/.

По данным Министерства торговли, легальный импорт кондитерских изделий в Беларусь составляет 18% от общего объема продаж. Однако специалисты считают, что эта цифра занижена. С учетом нелегально ввозимой продукции эта цифра достигает 25%, а в приграничных с Россией регионах импортеры занимают около трети рынка. Оптимальный же процент импорта, не должен превышать 15% / 7/.

Также проблемой отечественной кондитерской промышленности является низкая конкурентоспособность продукции предприятий в сравнении с импортируемой российской продукцией по ценовому фактору. Одной из причин возникновения такой ситуации является разница в предъявляемых требованиях к кондитерской продукции со стороны Беларуси и России. Например, российские стандарты позволяют использовать заменители шоколадной глазури в отличие от белорусских. Другим фактором служит то, что значительная доля сырья закупается в России.

Немаловажной проблемой белорусских кондитеров являются остатки готовой продукции на складах. Для решения данной проблемы предприятия совершенствуют дилерскую сеть, и увеличить количество фирменных магазинов, в том числе в сельских регионах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: