Эмблемы типографий, экслибрисы, торговые карточки

В 17-18 вв. можно говорить о дальнейшем совершенствовании предплакатных видов изобразительной рекламы – гравюры, лубка, настенной живописи. Продолжал утверждаться и жанр вывески. К середине 18 в. лучшие образцы таковых выполняли профессиональные художники, чьи работы не всегда были по карману торговцам, желавшим украсить свой магазин.

Логичным следствием развития книгопечатания стало возникновение таких видов изобразительной рекламы, как типографские эмблемы и экслибрисы.

Наиболее знаменитой эмблемой печатника стала марка венецианского издателя Альда Мануция. Его книги – альдины – пользовались в Европе столь большой популярностью, что некоторые типографы стали выдавать собственную продукцию за альдины. Мануций нашел выход в нанесении на книги эмблемы, которая сопровождалась девизом «Festina lente» - «Поспешай медленно». Слова объясняли символику: быстрый дельфин обвивался вокруг якоря, обычно ассоциировавшегося с устойчивостью, надежностью, постоянством и тем самым – качественной работой.

На этом примере мы вновь убеждаемся в рекламно-демонстративной функции геральдических изображений, определяющей роли цеховой эмблематики в формировании товарных, фабричных и фирменных знаков нашего времени.

Уже через два десятилетия после начала типографской эры владельцы печатных книг стали обзаводиться гравированными эмблемами – экслибрисами. Эксли́брис (от лат. ex libris «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. В России экслибрис появился при Петре I.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.

Среди художественных экслибрисов различают

· гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков;

· вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;

· сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Древнейший русский экслибрис – это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493 – 1494 гг.

Не являясь рекламой в чистом виде, любой экслибрис содержит ее элементы. Это знак собственности, совмещенный с индивидуальной самооценкой. Художественное решение этих миниатюр символически воплощает духовные и социальные ориентации книговладельцев.

Несколько позднее экслибрисов в общественный обиход входят предшественники современных визитных карточек, называемые в коммерческих кругах shop cards (trade cards). Купеческие визитки печатались на довольно больших листах хорошей бумаги и представляли собой рекламу с эмблемой магазина или торговой марки. Пик популярности таких визиток пришелся на 18 в. Один из самых известных художников – Уильям Хогарт, гравер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: