Жизнь современного общества невозможно представить без рекламы. Реклама – динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные метаморфозы вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Роль рекламы в современном обществе не ограничивается ни рамками коммерческих коммуникаций, ни даже всей рыночной деятельностью. Значение рекламы возрастает практически во всех областях экономики и общественной жизни.
Вкратце охарактеризуем различные аспекты значения рекламы (Е.В. Ромат).
Экономическая роль:
- обеспечивает налаживание связей между хозяйственными субъектами, производителями и потребителями товаров. Реклама способствует росту деловой активности, повышению объемов капиталовложений и числа рабочих мест, стимулирует рабочую деятельность (если заработаешь, то сможешь получить что хочешь), генерирует потребность к лучшему уровню жизни – качественное питание, лучшие жилищные условия и т.д.. Следствием этого является общее развитие рекламного производства, обострение конкуренции, расширение рынков сбыта, ускорение обращения средств;
|
|
- требует большие средства производственно-коммерческой сферы на продвижение товаров, способствует повышению цен на товары («рекламный налог», который косвенно оплачивает каждая семья).
Общественная роль:
Реклама каждодневно и массированно воздействует на абсолютное большинство населения, способствует формированию покупательских предпочтений, входит в социальную среду, которая участвует в становлении определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения в каждой стране и во всем мире. В современном обществе инструментарий рекламы все чаще используется для решения острых социальных проблем.
Социальная реклама направлена на достижение более гармоничных отношений в обществе:
- популяризация здорового образа жизни;
- поддержка незащищенных слоев населения;
- борьба с бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды;
- защита исторических и культурных шедевров стран;
- популяризация многочисленных общественных организаций и фондов и др.
В условиях расширяющейся демократии в цивилизованных странах возрастает роль политической рекламы как средства борьбы за голоса избирателей.
Во многих странах, где формируются постиндустриальные общества, реклама получила определение «пятая власть», что в полной мере отражает ее социальную роль в современном мире.
Идеологическая роль:
Реклама – один из важнейших факторов формирования мировоззрения человека. Пример – роль рекламы в укреплении и распространении коммунистической идеологии в Советском Союзе, влияние «буржуазной» рекламы (образцы поведения) на разрушение социалистических идеалов.
|
|
Образовательная и инновационная роль:
В процессе внедрения новых прогрессивных товаров и технологий она способствует распространению знаний из различных сфер человеческой деятельности, прививает потребителям определенные практические навыки. Из рекламы ее получатели могут извлечь разнообразную информацию в широком диапазоне сведений. Внедряя самое современное оборудование, современные технические товары бытового назначения, выпускаемые всеми отраслями промышленности, реклама пропагандирует научно-технические достижения.
Психологическая роль:
Действие рекламы реализуется путем воздействия на психологию человека. Вследствие чего она принимает активное участие в формировании психологических установок человека, систем его оценок окружающей среды и самооценки, характера реакций на различные раздражители, создании определенного психологического климата и т.д.
Стоит выделить еще одну роль рекламы в становлении цивилизованного общества в России: воспитание зрелой личности через выработку умения сделать сознательный выбор, воспитать в себе твердость не поддаваться на рекламные уловки, выбрать рациональное зерно из потока рекламной информации.
Эстетическая роль:
Лучшие образцы рекламных обращений со времен их первого появления и до наших дней по праву можно считать произведениями прикладного искусства. Пример – рекламные вывески, плакаты и щиты, написанные выдающимися художниками, внесшими большой вклад в развитие мирового искусства живописи: Анри Тулуз-Лотрек, Казимир Малевич, Альфонс Муха, Борис Кустодиев, Александр Дейнека, Владимир Фаворский, Владимир Маяковский и др.
Сергей Прокофьев сочинил «Сладкую песенку» для рекламы одной из марок советского шоколада. Опыт работы в рекламе имел Дмитрий Шостакович.
В жанре рекламного видеоролика хотя бы раз работали большинство выдающихся кинорежиссеров мира: Федерико Феллини, Акира Куросава, Дэвид Линч, Андрей Кончаловский и Никита Михалков, братья Люмьер.
Выполненные на высоком профессиональном и художественном уровне, рекламные послания способствуют формированию у аудитории чувства прекрасного, воспитывают хороший вкус.
Таким образом, основными функциями рекламы являются:
1. Экономическая – влияние на экономику и торговлю.
2. Маркетинговая – организация сбыта товаров.
3. Коммуникативная – реклама как средство передачи информации.
4. Социальная – реклама как инструмент повышения жизненного уровня.
5. Культурно-просветительская – позволяет приобщиться к ценностям.
6. Пропагандистская – влияние на образ и стиль жизни потребителей.
7. Имиджевая.