Бухгалтерский учёт, как часть системы хозяйственного учёта

Раздел 1.

Тема 1.1 «Общая характеристика,

Предмет и метод бухгалтерского учёта»

Лекция 1

«Бухгалтерский учёт в системе управления организацией»

Разработан

на основании

рабочей программы

по учебной дисциплине

«Бухгалтерский учёт в

общественном питании»

преподаватель

Шеффер- Грузд Е.В.

План.

1. Бухгалтерский учёт, как часть системы хозяйственного учёта.

2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта.

3. Основные задачи и функции бухгалтерского учёта. Требования и допущения в бухгалтерском учёте.

4. Пользователи информации бухгалтерского учёта.

5. Организация ведения бухгалтерского учёта и учётная политика предприятия.

Бухгалтерский учёт, как часть системы хозяйственного учёта.

Решение задач, стоящих перед экономикой современной России, трудно представить без совершенствования управления хозяйственной деятельностью как на макроуровне, так и на уровне субъектов хозяйствования. Несмотря на разные формы собственности, установленные гражданским законодательством, развитие управления на уровне предприятий и организаций в значительной степени определяет качество и эффективность принятия управленческих решений в экономике в целом посредством использования учётной информационной совокупности.

Бухгалтерский учёт, измеряющий, регистрирующий и обобщающий факты хозяйственной жизни, позволяет установить и осмыслить экономические законы развития общества, проявляющиеся посредством анализа учётной информации. Учётный механизм, направленный на измерение фактов и их совокупности в процессе кругооборота капитала, даёт возможность определить эффективность его этапов в организации, а затем на базе учётной информации изучить степень эффективности кругооборота капитала на макроэкономическом уровне, определить взаимозависимые связи экономических явлений и процессов и оптимизировать их.

Хозяйственный учёт – это система наблюдения, измерения, количественной и качественной характеристики, регистрации хозяйственных процессов и явлений. Возникнув из потребности человеческого общества, хозяйственный учёт постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему данным общественным строем.

Основные цели хозяйственного учёта:

ü оперативное выявление обязательств (величины долгов, требований) – юридическая природа учёта;

ü эффективное (стабильное) функционирование;

ü получение прибыли - экономическая природа учёта.

Основные этапы хозяйственного учёта:

- наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности;

- измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения значений измеряемой величины в принятых единицах измерения;

- регистрация – преобразование и документальная запись на бумажном или магнитном носителе результатов измерения различных физических величин, характеризующих технологические процессы работы;

- группировка – обработка данных, при которой изучаемая совокупность явлений расчленяется на однородные по отдельным признакам группы и подгруппы и каждая из них характеризуется системой статистических показателей;

- обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций) предмета рассматриваемой области.

Т.о., совокупность этапов хозяйственного учёта представляет собой количественное отражение и качественную характеристику всех совершаемых хозяйственных операций с целью контроля и управления ими.

В Российской Федерации создана и действует единая система хозяйственного учёта (рис.1.1). В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистичес­кий и бухгалтерский.

 
 


Рис.1.1 Система хозяйственного учёта

Совокупность данных видов учёта, их своевременность, полнота и объективность позволяют хозяйствующим субъектам экономно вести хозяйственную деятельность, не допускать непроизводственных затрат, потерь и брака продукции изыскивать производственные резервы, снижать себестоимость продукции, максимизировать прибыль.

Виды хозяйственного учёта взаимосвязаны и дополняют друг друга, формируемая ими информация имеет различную степень точности и используется в строгом соответствии с назначением и задачами каждого из них.

Оперативный учёт (оперативно – технический, внутрихозяйственный) – это составная часть хозяйственного учёта, сущность которого состоит в группировке и обобщения информации для создания внутрихозяйственной отчётности, используемой в оперативном управлении экономикой хозяйствующего субъекта. Оперативный учёт осуществляется на местах по производству работ и выполнения хозяйственных функций, и поэтому его сведения ограничиваются рамками отдельного экономического субъекта. Данные оперативного учёта, как правило, не документируются, фиксируются как можно проще. Иногда их получают путём непосредственного наблюдения. Данные оперативного учёта используются для повседневного текущего руководства и управления деятельностью предприятия. Нередко данные оперативного учёта не регистрируются, а сообщаются в устной беседе, могут быть получены по телефону, факсу. Данные оперативного учёта не требуют абсолютной точности, так как они не призваны давать исчерпывающую характеристику отражаемого явления. В оперативном учёте для отражения информации используются натуральные, условно – натуральные, трудовые и денежные учётные измерители, наиболее часто – натуральные и трудовые. Не охватывая всей финансово – хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, оперативный учёт не занимается и обобщением данных в денежном измерителе: он применяет денежный измеритель только в необходимых случаях по отдельным операциям.

Оперативному учёту присущи следующие отличительные черты:

· быстрота обеспечения данными для оперативного руководства;

· характеристика хозяйственной операции или хозяйственного процесса с необходимой, но не абсолютной точностью и подробностью;

· информация, как правило, является выборочной и подразделяется на оперативно – техническую, оперативно – производственную, оперативно – финансовую;

· учёт прерывен во времени, то есть надобность в нём возникает

по мере необходимости с целью контроля и управления хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта;

· информация не даёт целостной картины функционирования хозяйствующего субъекта, использование этой информации ограничено временным периодом (как правило, она теряет своё значение для управления после завершения хозяйственного процесса);

· необязательность документального оформления;

· использование любых учётных измерителей;

· информация может быть представлена в виде простых записей о хозяйственных операциях в специальных журналах, отчётах или устных сведений.

Функции оперативного учёта:

ü наблюдение процессов и фактов финансово – хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;

ü накопление и представление данных для оперативного управления и контроля.

Статистический учё т – часть хозяйственного учёта, представляющая систему сбора, накопления, обработки и изучения количественных показателей развития общественного производства, общественных явлений, их состояния и изменения, а также отдельных хозяйствующих субъектов. Информация статистического учёта строится на обобщающих показателях, при этом количественная характеристика этих процессов рассматривается в неразрывной связи с их качественными показателями. Эти сведения необходимы для анализа результатов различных процессов и прогнозирования их дальнейшего развития. Статистика абстрагируется от конкретного факта, её информация строится на обобщающих показателях, характеризующих совокупность объектов. Статистический учёт изучает явления, носящие массовый характер в области экономики, культуры, образования, здравоохранения, науки и прочее. На базе статистических данных органы государственного управления разрабатывают прогнозы, принимают решения в области экономической политики, определяют конкретные меры в сфере оперативного управления экономикой страны.

Анализ данных статистического учёта и принятие управленческих решений на основе этого анализа осуществляется, как правило, не на уровне хозяйствующего субъекта, а на уровне государственного управления - муниципальном, региональном или федеральном. Т.о. в масштабах отдельного хозяйствующего субъекта статистический учёт организуется, прежде всего, в целях формирования статистической отчётности.

Статистический учёт широко применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, проводит единовременные учёт и переписи, использует обобщённые данные оперативного и бухгалтерского учёта. Пользуясь присущими статистике методами и приёмами, при статистическом учёте производятся соответствующие группировки показателей, расчёты индексов и коэффициентов, относительных и средних величин, динамических рядов, на основе анализа которых устанавливаются закономерности, свойственные изучаемым явлениям.

От других видов учёта статистический отличается более продолжительными сроками представления отчётности (как, правило, календарный год, но не менее квартала). Учётные регистры, график документооборота и иные существенные элементы статистического учёта в конкретном хозяйствующем субъекте определяются составом показателей, установленных в качестве обязательных в формах статистической отчётности.

Среди отдельных видов хозяйственного учёта центральное место занимает бухгалтерский учёт, представляющий собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. В данном определении отражены:

· основные этапы учётного процесса (вначале любой учётный объект наблюдается, затем измеряется, осуществляется его регистрация, дальнейшая обработка учётной информации для её передачи пользователям);

· основные отличия бухгалтерского учёта от статистического и оперативного:

ü применение особых, только ему присущих способов обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись);

ü обязательность отражения всех объектов бухгалтерского учёта в денежном (стоимостном) выражении;

ü строгая документированность, придающая учёту доказательную силу;

ü ведение в определённом порядке на основе документов систематической записи совершённых хозяйственных операций;

ü периодическое проведение инвентаризаций для проверки достоверности данных, отражённых в бухгалтерском учёте, результаты которых фиксируются в документах и отражаются в учёте;

ü учёт сплошной и непрерывный;

ü организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.

Бухгалтерский учёт обеспечивает:

· выявление экономической сущности, измерение хозяйственных операций, их регистрацию (запись) в учётных регистрах с целью подготовки для дальнейшего использования;

· обработку учётных данных, обеспечение их сохранности, а затем обобщение в необходимую информацию;

· передачу этой информации пользователям для принятия решений.

Интеграция России в мировую экономику обусловила необходимость выделения в составе бухгалтерского учёта следующих его видов: финансового, управленческого и налогового.

Финансовый учёт обеспечивает своевременное бухгалтерское оформление, регистрацию, группировку, накопление учётной информации. Порядок составления и обработки информации в финансовом учёте регламентируется и подчиняется стандартным принципам, регулируемыми государством.

Управленческий учёт представляет собой относительно обособленную подсистему бухгалтерского учёта, в которой генерируется учётно - экономическая информация о затратах на конкретный вид деятельности хозяйствующего субъекта и полученных на них доходах, используемая аппаратом управления всех уровней для поддержки планирования, нормирования, лимитирования, анализа, контроля и разработки управленческих решений. Управленческий учёт обобщает плановую, нормативную, прогнозную и аналитическую информацию и более полно отражает учётные процедуры наблюдения, измерения и регистрации. Управленческий учёт не регламентируется государством, его содержание определяется целями управления хозяйствующего субъекта, а его данные носят конфиденциальный характер.

Налоговый учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, их движении путём непрерывного, сплошного и документального учёта всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями налогового законодательства РФ, необходимого для правильного объективного исчисления налоговых обязательств и составления налоговой отчётности хозяйствующего субъекта. Основной целью налогового учёта является определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Данные налогового учёта по отношению к данным бухгалтерского учёта во многом вторичны. Порядок составления и обработки информации в налоговом учёте регламентируется и подчиняется стандартным принципам, регулируемым Налоговым кодексом РФ.

Налоговый учёт предназначен для сбора учётной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление учёта налогов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчётности.

Основные функции налогового учёта:

· сбор и фиксация первичной информации, необходимой для правильного определения налоговых обязательств плательщика;

· своевременность отражения первичной налоговой информации в бухгалтерских и налоговых регистрах и на счетах бухгалтерского учёта;

· правильное определение величины налогового обязательства налогоплательщика;

· формирование достоверной налоговой отчётности;

· контроль за формированием налоговой информации и налоговой отчётности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: