Практическое занятие (2 часа)
Образовательный процесс как условие развития личности младшего школьника. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика. Педагогический процесс как сотрудничество и общение детей; учащихся и учителей, воспитанников и воспитателей, родителей и детей, взрослого и ребенка. Стили педагогического общения, оптимальный стиль общения. Диалог и монолог в педагогическом общении на основе сотрудничества.
Модели взаимодействия в образовательном процессе в начальной школе. Организация взаимодействия семьи и школы: воспитательные функции семьи, стили, содержание и методы семейного воспитания. Характер детско-родительских отношений в современных семьях. Психолого-педагогическая поддержка семьи. Формы педагогического руководства семейным воспитанием: изучение семей учащихся, работа родительского комитета класса, классные и общешкольные родительские собрания, конференции, диспуты, индивидуальная работа с родителями, нетрадиционные формы работы с родителями учащихся.
Задания к практическому занятию по теме 5:
1. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
1.1. Модели взаимодействия в образовательном процессе в начальной школе.
1.2. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика, стили педагогического общения (по К. Левину, М. Талену), оптимальный стиль общения.
1.3. Организация взаимодействия семьи и школы (проблемы семейного воспитания, психолого-педагогическая поддержка семьи и формы руководства семейным воспитанием).
2. Составить конспект «Формы педагогического руководства семейным воспитанием».
План проведения практического занятия:
Тест-контроль по вопросам, рассмотренным на предыдущем занятии [4].
Вопросы для обсуждения
1. Перечислите модели взаимодействия в образовательном процессе в начальной школе. Обоснуйте позицию «младший школьник – объект / субъект образовательного процесса»
2. Определите понятие «педагогическое общение» как форма взаимодействия учителя и ученика и охарактеризуйте стили педагогического общения.
3. Охарактеризуйте проблемы семейного воспитания.
4. Классифицируйте и охарактеризуйте формы руководства семейным воспитанием.