Роль практики в науке о государстве и праве

Научные знания о государственно-правовых явлениях – результат особый и достаточно сложной человеческой деятельности. Результат этой деятельности закрепляется в теориях, законах, понятиях и категориях, дефинициях и др. Научные знания о государстве и праве отличаются от обыденных истинностью, обоснованностью, способностью отражать существенные, глубинные свойства и признаки указанных объектов. Возникает вопрос: что выступает или может выступать критерием истинности, достоверности, аргументированности и обоснованности научный информации. Ответ сформулирован историей человеческой деятельности и давно не оспаривается – практика. Социальная практика, в том числе в сфере государственного и правового строительства, правового регулирования, способна оценить полученные знания и выработанные на основе них практические рекомендации на предмет объективности и функционального качества.

Практика формирует и преобразует общественные отношения, ибо в ее основе предметная деятельность людей. Государственно-правовые институты являются средствами, инструментами по преобразованию социальных связей и отношений. Практическая деятельность людей, в том числе в государственно-правовой сфере является условием стабильности и развития общества.

Следует сказать о социально-правовом эксперименте, который является средством проверки научных выводов и рекомендаций, например, он имел место при введении института присяжных, началом этапа реформы местного самоуправления.

Юридическая практика как разновидность социальной имеет сложную структуру и включает правотворческую и правореализационную, (в составе последней находится правоприменительная), которая подразделяется на судебную, административную и др. В любом случае, только практическая деятельность может служить критерием достоверности и правильности выводов и рекомендаций юридической науки, в том числе теории государства и права.

Связь юридической науки и практики проявляется в следующем. Во-первых, юридическая практика (правотворческая, правореализационная, правоприменительная, в том числе судебная и др.) ставит перед юридической наукой задачи, требующие решения. Например, в своем выступлении на VI Всероссийском съезде судей (30 ноября 2004 года) Президент РФ поставил ряд задач по совершенствованию правосудия в стране. В свою очередь перед юридической наукой также поставлен ряд задач по выработке практических рекомендаций по следующим направлениям:

- современный рациональный организации работы судов;

- обеспечению полной реализации принципа независимости суда;

- повышению доверия к суду и искоренению фактов взяточниства и судебного бюрократизма;

- открытость правосудия, информатизации судов; и др.

Во-вторых, связь юридической науки и практики проявляется (здесь она имеет противоположное направление) в формулировании научно-практических рекомендаций, приказов, которые могут служить основой политики в сфере законотворчества, государственного строительства, совершенствования судебной системы, правоприменительной деятельности и др. Рекомендации науки могут иметь и менее стратегическое значение, выступить в форме законопроектов, их концепций, законодательных предложений и др. На основе теоретических исследований юридическая наука обосновывает и формулирует правила непосредственной практической деятельности, например, правила законодательной техники (правила по использованию нормативных предложений, юридических фразеологизмов, слов, аббревиатур при составлении текстов нормативных правовых актов), правила по толкованию нормативных правовых документов и договоров и др. Во всем этом проявляется прикладное значение юридических наук, в том числе теории государства и права.

1.5. Теория государства и права в системе юридических наук Объектом исследования юридических наук является государство и право. Однако каждая юридическая наука, о чем указывалось, изучает свой предмет («участок объекта»). Метод изучения и его содержание предопределяется предметом исследования, его особенностями. Таким образом, предмет и метод науки в определенной мере как бы предполагают содержание знаний, полученных при исследовании, и тем самым определяют место и функции теории государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права находиться в системе теоретико-исторических наук, ибо изучает общее, устойчивое в таких явлениях как государство и право. Отсюда и неизбежны соответствующие связи и отношения теории государства и права с другими юридическими науками, которые также изучают государство и право. Изучая устойчивое, общее – теория государство и право, как указывалось, освобождает другие правовые науки от исследований такого плана. Такие знания аккамулируются в частных теориях, например, теории юридических норм, теории системы права, теории толкования права, теории правоприменения, теории юридической ответственности и др. Данные знания образуют методологическую (философскую) основу для иных правовых наук, исследующим государственно-правовые явления на отраслевом уровне. Очевидно, что основную роль здесь играют соответствующие теоретические понятия, категории и дефиниции, содержащиеся в частных теориях (норма права; гипотеза, диспозиция и санкция юридической нормы; отрасли права).

Эмпирической базой теории государства и права в большинстве случаев выступают данные иных юридических наук, которые исследуются и обобщаются. Результат обобщения – выводы, теоретические обобщения и абстракции, новые понятия и др. Это особенность теории государства позволяет её характеризовать как науку интегративную, связывающую и объединяющую все юридические науки. Другими словами, теория государства и права выполняет цементирующую и даже корректирующую роль в системе юридических наук.

Изучение политической системы общества, роли и функций государства и государственной власти в ней, её значения в осуществлении правового регулирования общественных отношений, позволяют характеризовать теорию государства и права как науку политическую. Речь не идет о том, что в настоящее время теория государства и права выполняет политические задачи. Речь лишь о том, что теория государства и права изучает политические институты, в первую очередь такие как государство, олицетворяющее государственно-организованное общество.

1.6. Теория государства и права в системе социальных наук Государство и право не существуют изолировано от иных социальных институтов. Более того, они тесно взаимосвязаны с такими явлениями как политическая система общества, социальное регулирование, мораль, культура и др.; в странах мусульманского Востока – религией. Данные социальные явления и институты исследуются социальными науками такими как философия, социология, политология, религиоведение, история и др.

Связь теории государства и права с указанными науками выстраивается по следующим направлениям – это использование научных данных юридических наук, в том числе теории государства и права. Речь идет об использовании специальными науками понятий и категорий, законов и других форм научной информацией, выработанной теорией государства и права и другими правовыми науками.

Следующие направление – это применение научных данных социальных наук теорией государства и права, например, философии как методологической основы всех юридических наук. Безусловно, теория государства и права базируется на данных исторических наук, этики, политологии и т.д., а также экономических наук.

1.7. Обзор современных методологических концепций. Особенность современных исследований таких объектов как государство и права в плюрализме (множественности) научных направлений, связанных с различными философскими учениями. Многие методологические концепции возникли достаточно давно. Если смотреть на них с позиции истории, то на определенном историческом этапе они носили прогрессивный характер. Многие философские учения, образующие основу того или иного метода исследования государства и права, позволили достаточно глубоко осветить ту или иную сторону данных феноменов. В этом их историческая заслуга. Недостаток научных методов того периода времени состоит в том, что они объясняли необходимость государства, права, правового регулирования, их сущность, содержание, функции, социально-политическое предназначение в отрыве от экономических условий жизни общества, роли и значения иных факторов (культуры, социального и ценностного регулирования, религии), в том числе экономического господства определенных слоев общества. Представим отдельные из них.

Исторически первым методом считается теология, которая разуму отводит служебную (исполнительную) роль, принимает и разъяснят только «слово Божие». Государство и право объясняются как божественное создания. Правовые нормы с точки зрения теологов созданы Богом для регулирования поведения людей.

Юридический позитивизм оценивает государство и право как факты реальности, позитивные факты. Государство - это власть, а право - его сила, приказ, гарантированный принудительной силой государственной власти. Философия, как самостоятельная наука отрицается, также как и её способность выступать методом исследования, в том числе государства и права. Положительные знания, по мнению позитивистов - могут быть достигнуты только специальными науками. Сущность права, по мнению представителей позитивизма, непознаваема.

Психологический подход (психологическая школа) объясняет государство и право и многие другие социальные феномены как производные исконно присущих человеческой психике свойств – агрессивности; влечения к власти, либо подчинению; аффективности; переживанию, эмоциональности и др.

Крайним проявлением формализма в теории государства и права, как полагают, является нормативизм. Создатель нормативизма Г. Кельзен воспринял от юридического позитивизма формально-догматический метод и по принципу И. Канта отнес право к сфере долженствования, никак не связанный со сферой бытия и реальностью. Государство у Кельзена «растворяется» в праве и есть не что иное, как правопорядок.

Противоположностью юридического позитивизма и нормативизма, как методов изучения права, выступает социологическое направление. Здесь исследователь обращается к государству и праву как функционирующим явлениям. Философской основой правовой социологии выступает прагматизм: истинно то, что полезно. Государство и право необходимы и, следовательно, полезны. Система права и система законодательств «растворяются» в других факторах – социальном регулировании, государственной власти.

Марксистский подход в исследовании права есть сочетание диалектики, материализма, отчасти идеализма. Здесь не отрицают материальные факторы в происхождении государства и права. Однако государство, по их мнению, есть прежде всего продукт классового противоречия, задачи которого сдерживание противоречий между антагонистическими группами (классами) и средство проведения в жизнь интересов экономически государствующего класса. Разделение общества на классы не вечно, а, следовательно, не вечно и государство и право как продукты такого социального разделения.

Изложенные подходы не исчерпывают всех методов изучении государства и права – это заняло бы слишком много места; кроме того, многие методологические концепции будут представлены в разделах, посвященных государству, правопониманию и др.

1.8. Теория государства и права, идеология и партийность Социальные науки, особенно общественные, тесно связанны с идеологией. Юридические науки исключения не составляют. Наиболее подвержена идеологической составляющей теория государства и права.

Идеология есть система взглядов, идей и основанных на этом целей, программ по усовершенствованию и преобразованию социальной деятельности. Идеологию подразделяют на политическую, правовую, религиозную, национальную и т.д. В основе любой идеологии интерес социальной группы (класса, олигархии, военных, священнослужителей и т.д.). Цель идеологии – это выработка определенной системы ценностей, которые предлагается претворить в жизнь, в практику.

Об объективности идеологии, её научности, как правило умалчивается, ибо идеология в любом случае, оценка социальной деятельности с позиции социальной группы. В.И. Ленин расширил понятие идеологии, когда ввел в оборот категорию «научная идеология», указав, что в предшествующих марксизму системах идеологии имелись элементы научности, и только марксизм в подлинном смысле является научной идеологией.

Политическую идеологию можно подразделить на либерально-буржуазную и социалистическую. Безусловно, как первая, так вторая имеют как крайние, так и умеренные взгляды и идеи. Идеологии различаются между собой главным образом по отношению к собственности. Либерально-буржуазная идеология провозглашает частную собственность, считает, право на частную собственность священным, естественным. Отсюда следуют истоки принципа распределения материальных благ, свобода предпринимательской деятельности, индивида и т.д. Социалистическая идеология провозглашает коллективную собственность на средства производства и материальные блага и уничтожение принципа частной собственности, либо её ограничение (умеренные социалисты). Распределение материальных благ – соответственно, по принципу количества и качества труда, а также вмешательство государство в дела личности, деятельность средств массовой информации и др.

Государство и право – важнейшие социальные институты, средства осуществления власти для достижения экономических и иных целей. Поэтому понятно, что вопросы государства, права, государственной власти не могут быть вне идеологии и социального противоборства.

Понятия и выводы юридической науки и,прежде всего теории государства и права, активно используются господствующей идеологией. Они могут идеологами применяться, либо наоборот, отвергается как, например, было с провозглашением с идеи социалистического правового государства в конце 90–х годов прошлого столетия.

Основа идеологии – партийность, которая означает оценку, видение развития действительности с позиции наиболее экономически сильной социальной группы. В любом случае государство и право в своем развитии ориентируются на определенную систему общечеловеческих ценностей и принципов. В этом легко убедиться проанализировав научные и учебные источники, в том числе современные учебники и учебные пособия. Задача учебника быть объективным и беспристрастным. Юридическая наука должна стремиться к обоснованию преимущества тех или иных государственно-правовых ценностей. Это её социальная задача. Но и здесь важна объективность и аргументированность, в противном случае научное исследование есть ничто иное как политическая конъюнктура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: