Предмет, м етод, место в системе юридических и социальных наук

· Обзор современных методологических концепций

· перспективы развития теории государства и права как юридической науки

1.1Понятие и система юридической науки

. Наука представляет собой систему знаний о наиболее существенных признаках изучаемых ее явлений и процессов, закономерностях их существования, изменения и развития. Научные знания накапливаются и прирастают посредством аналитических исследований направленных на изучение природы, общества и мышления. Полученные в результате исследовательской деятельности знания отличаются от обыденных тем, что отражают (вскрывают) наиболее существенные стороны исследуемых объектов, их свойства и закономерности функционирования и развития. Научные знания образуют систему – строго упорядоченную, организованную и систематизированную совокупность сведений об объектах и предметах. Наука, её данные противостоят ненаучным знаниям, псевдонаучным, а по качеству содержания отличаются от бытовых знаний.

Способом фиксирования и закрепления знаний является язык, его единицы – слово, предложение, текст, которые могут сопровождать схемы, графики, чертежи, фотоснимки, в том числе и на электронных носителях.

Любая наука, как отмечают специалисты - имеет два уровня - эмпирический и теоретический, между которыми практически не существует какой-либо грани.

Эмпирический уровень охватывает сведения о фактах – конкретных природных и жизненных обстоятельствах. В этой связи такие факты получили название научных, ибо эти сведения не любые знания, а полученные на основе осуществления научной деятельности (наблюдение, опрос, анкетирование и т.п.).

Теоретический уровень представляет собой совокупность логически обоснованных и проверяемых на практике знаний. Данные сведения не описывают конкретные стороны или признаки явлений природы и общества, а демонстрируют закономерности их возникновения, развития и функционирования. Теоретические знания есть основа любой жизни, высшее достижение научных исследований; любая наука, в том числе и юридическая, есть совокупность научных теорий, как систем предметно-аналитических обобщенных знаний.

Юридическая наука представляет собой систему взаимосвязанных разнородных знаний. Их объединяет единый объект исследования – государство и права.

Система юридических наук в своем составе имеет – по утверждению большинства ученых – три достаточно самостоятельных подсистемы правовых наук(см.схему).

К теоретико-историческим юридическим наукам относятся теория государства и права, история отечественного государства и права, история учений о государстве и праве. Последнее носит характер теоретической науки в историко-философском ракурсе.

К отраслевым юридическим наукам относится системы одно-порядковых (догматических) знаний в рамках одной отрасли права (конституционное, гражданское, уголовное, трудовое и т.д.). Отраслевые юридические науки складываются из самостоятельных (частных) теорий, которые образуют конкретные отрасли права. В силу этого, каждая отраслевая юридическая наука имеет собственный теоретический уровень.

К прикладным (вспомогательным) наукам относятся криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная фотография и др. Это специальные знания, отражающие техническую сторону правового регулирования..

Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (ов) исследования. Специфика предмета изучения теории государства и права в изучении общих закономерностей происхождения, развития и функционирования государства и права. Например, при исследовании происхождения государства устойчивые, повторяющиеся в образовании государственного механизма явления получили название формы происхождения государства и связывают их,обычно,с теми народами и странами, где эти закономерности проявились наиболее отчетливо (древнеримская, древнегерманская, древнеафинская). деятельности, ее стадиях; и др.

Обобщенные знания образуют частные теории (теория норм права, теория источников права, теория правоприменения), которые являются теоретической базой для других юридических наук и освобождают другие науки от исследования общего, закономерного. С учётом этого и складывается структура науки - внутренне строение, размещения знаний, значительная обособленность ее составляющих,направлений исследований.

Достаточно рельефно обособляются такие ёмкие части рассматриваемый науки как теория государства и теория права. В юридической литературе высказывалась точка зрения также о самостоятельности наряду с теорией права и теории правосознания.

Теорию права в зависимости от содержания знаний, направлений исследования, нередко подразделяют на философию права, социологию права и «догму» права.

Философия права. По поводу предмета этой составляющей теории права высказаны различные суждения. Так, С.С. Алексеев полагает, что это «установление глубинных закономерностей права… и непосредственное воплощение идей, принципов и категорий философии в содержании правовых понятий и конструкций».[1] В.С. Нерсесянц утверждал, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности…».[2] Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики.[3] Как видно, данные ученые видят предмет философии права в поиске сущности права, его смысла, ценности и наполнении философских категорий правовым содержанием.

По поводу самостоятельности философии права существует противоположная точка зрения. В.М. Сырых вслед за Н.М. Коркуновым, Т.В. Шершеневичем полагает что формы и условия человеческого мышления всегда одни и едва ли мышление о предмете отдельной науки дает право утверждать о ее самостоятельности.[4] Полагаем, что это наиболее верная точка зрения. Наполняемость философских категорий и понятий правовым содержанием вряд ли позволяет говорить о самостоятельности философии права, ее обособляемости. Сведение предмета философии права к установлению закономерностей, поиску смысла права и другим общим («непредметным») вещам, также не убеждает в правомерности позиции. В.М. Сырых верно замечает: «Особым компонентом общей теории права выступает ее философское основание, система философских взглядов, которую неизбежно проводит любой автор в процессе разработки, развитии общетеоретических проблем права…. Как основание философия лежит в основе не только общей теории права, но и всего конкретно-научного знания…. И в этой в своей функции философия не нуждается в каких-либо дополнительных паллиативных философских образованиях на уровне конкретных наук вроде философии права».[5]

Социология права исследует право, правовое регулирование в реальном бытии на основе конкретно-социологической обработки, жизненных обстоятельств. Важнейшими направлениями социологических исследований, утвердившихся в науке, является эффективность действия правовых норм, эффективность государственно-правовых институтов, в том числе судебной власти, изучение причины правонарушений и др.

«Догма права» (позитивная теория права; теория специально-юридических проблем) на основе формально-юридическаго метода изучает действие нормы права и практику правового регулирования (законотворческий процесс; применение и толкование права; юридическая техника и т.д.)

Все теоретические направления изучения права, правового регулирования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выделение и рассмотрение их в составе теории права как самостоятельных явлений во многом условно. Будущее теории права как представляется, в единстве философского, социологического и формально-юридического подходов.

Функции теории государства и права. Роль теории государства и права для общества, государства и, в конечном итоге, для человека раскрывается в её функциях. Под функциями науки понимают назначение и реализацию в практической жизни накопленной системы знаний. В юридической литературе выделяют разное количество функций теории государства и права как науки. В большинстве случаев это следствие разделения отдельных направлений научной деятельности. Представляется, что теория государства и права как наука выполняет следующие функции.

Познавательная (гносеологическая) - основная функция науки; сводится к производству, приращиванию аргументированных и обоснованных научных знаний. Познание государственно-правовой действительности представляет собой достаточно сложный процесс, основанный на определенных приемах. Первым, начальным является описание, другими словами – констатация и интерпретация предмета исследования. Первоначальный вопрос исследователя – почему в окружающем нас мире что-то происходит именно так, а не по другому? Каковы причины того или иного явления и события? Этот уровень познания получил название эмпирического. Здесь изучаются нормативные правовые акты, правовые нормы, юридические факты, юридическая техника, деятельность государственных органов по реализации тех или иных задач и т.д. С помощью такого приема как описание получают информацию о содержании правового явления, на котором основывается дальнейшее углубленное изучение правовой действительности на теоретическом уровне (закономерности построения нормативного правового акта, правовой нормы и т.д.)

Безусловно, констатация как основа достаточно емкого по содержанию научного приема описание, не сводятся к простому перечислению фактов и обстоятельств. Первоначальная стадия, о которой идет речь, предполагает логическую обработку эмпирического материала, его анализ, классификацию, систематизацию, выделение особенностей и т.д. Результат такого обобщения есть создание необходимой эмпирической базы для дальнейшего исследования. Описание, как первоначальный этап изучения реальности, явление закономерное, неизбежное. Однако уже на этом уровне вполне возможно теоретическое обобщение и соответствующие выводы.

Объяснение – следующий прием, свойственный юридической науке, в том числе теории государства и права в познании государства и права. Задача объяснения – раскрытие главного, сущностного в явлении или предмете. Для этого необходимо видеть связь и отношения (структурные, функциональные и т.д.) познавательного объекта с другими.

По характеру и содержанию объяснение может быть разным. Это зависит от целей, поставленных исследователем. Поэтому, с точки зрения качества информации, объяснение может быть атрибутивным и основывается в деле раскрытия наличия закономерных и взаимообусловленных связей исследуемого объекта с его свойством (ми). Генетическое объяснение ставит своей целью изучение причин и условий, повлекших возникновение (рождение) изучаемого объекта, а также обстоятельств, поддерживающих его жизнедеятельность. В случаях, когда исследуется государство и право, их черты и стороны, ученый объясняет качество экономических отношений, уровень культуры и других факторов. Системное объяснение основано на рассмотрении структуры, целостности, явления как его элемента. Функциональное объяснение предполагает исследование государственных и правовых явлений с позиции их целевого действия, оказания влияния на другие объекты. В теории государства и права всегда активно изучались функции государства, права, политической системы, нормативных правовых актов, судебных документов и т.д. В результате исследования получают данные, так или иначе характеризующие глубинные стороны явления, их сущность, черты и признаки.

Ни один из разновидностей такого методологического приема как объяснения не имеет преимущества. Каждый вид объяснения должен соответствовать цели исследования, быть объективным и стремиться взаимодополнять друг друга.

Результат познавательной (гносеологический) функции, как отмечалось, есть приращивание новых, объективных, достоверных знаний. По своему характеру эта функция внутренняя; здесь проявляется основное социальное предназначение науки – изучение объективного мира. Остальные функции, как бы не были важны с точки зрения специальной практики, носят факультативный, дополнительный характер.

Прогностическая функция. Задача любой науки предвидеть развитие, судьбу явлений и вещей, выступающих объектом исследования. Это общее требование распространяется и на юридические науки. Предвидение, прогноз судьбы явления или события основывается на целеполагании, планировании и программировании его развития. Немаловажное значение может играть и играет такой прием в изучении государственно-правовых реалий как моделирование.

Прогноз в развитии государственно-правовых явлений должен опираться на данные специально-экономических наук. Дело в том, что теория государства и права, как и другие юридические науки, не в состоянии заниматься прогнозом развития иных явлений, это не является ее задачей. Основой предвидения выступает установление перспективы развития и тенденции движения в государственной правовой сфере, что позволяет получить знания о причинно-следственных связях детерминированными от соответствующих объектов во времени и пространстве.

Прогнозирование в сфере государственно-правовых явлений имеет практическое значение. Научное прогнозирование выступает необходимым условием обоснованной политики государства, его структур, гарантией эффективного управления общественными процессами.

.Нормативная (нормативно-прикладная) функция. Присуща любой науке и в том числе и юридической. Проявляется в формулировании правил и рекомендаций с целью совершенствования практической деятельности человека. Правила и рекомендации могут формулироваться, вырабатываться как на эмпирическом, так и теоретическом уровне науки.

Представляют собой предложения часто в форме правил и рекомендаций адресованных правотворчеству, правореализации, в том числе правоприменению, а также в научной деятельности, призванные совершенствовать практическую деятельность человека. При этом суть не столько в содержании правил, сколько в развитии способов научной и практической деятельности. В правотворчестве на основе эмпирических исследований существуют правила подготовки концепции законопроекта, правила структурирования законопроекта, языковые (правила написания нормативных грамматических предложений; правила использования правовых фразеологизмов; правила использования свойств слов; правила применения отдельных видов лексики), графические правила (рубрикационные правила; заголовочные правила; и др.). Аналогичное можно сказать относительно толкования юридических норм, подготовки проектов правоприменительных актов и др.

Особо следует сказать о предложении de lege ferenda (инициатива по принятию конкретного закона, либо изменению действующего). Наука может предложить принять нормативный правовой акт по конкретному вопросу (либо пакет актов); законодательное предложение может облекаться в форму концепции нормативного правового акта, либо полностью подготовленного текста будущего закона, включая сопроводительные документы. Здесь ярко проявляется интеграция юридических наук с другими науками (экономическими, медицинскими, педагогическими и др.)

В последние годы теорико-правовые исследования нередко сопровождаются конкретными нормотворческими предложениями, направленными на совершенствование практики и позволяющие сделать её более эффективной. Такие предложения, их обоснования часто справедливо называют прикладной теорией права

Методологическая функция. Теория государства и права, в совокупности с другими юридическими науками, изучает государство и право как сложнейшие явления реального мира. Предметом исследования теории государства и права – как указывалось является общее в сфере функционирования и развития государства и права. Таким образом, теория государства и права по характеру наука общая, базовая. Её роль как науки методологической проявляется в выработанной ею системе категорий и понятий, применяемых другими юридическими науками в качестве базовых, исходных в изучении собственных объектов. Кроме того, теория государства и права единственная юридическая наука, разрабатывающая метод правовой науки. Методологическая функция тесно связана с познавательной. Между тем, познание государственно-правовых реальностей, приумножение теоретических знаний – лишь одна из задач теории государства и права. Другая – не менее важная – систематизация этих знаний, создание условий для их реализаций отраслевыми юридическими науками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: