Глава 8 Система права

Сырых В.М.

· Нормы права

· Нормативное предписание

· Понятие «система права»

· Правовое регулирование

  • Отрасли права

8. 1. Понятие нормы права

Система права представляет собой сложное образование, состоящее из множества взаимосвязанных норм права. Каждая отдельная норма является простейшим элементом, «клеточкой» права и обладает всеми его признаками: 1) содержится в нормативно-правовых актах и иных источниках, принимаемых компетентными органами государства или должностными лицами; 2) обладает общеобязательностью; 3) обеспечивается принудительной силой государства.

Одновременно норма права выступает относительно самостоятельным, целостным явлением. Как конкретное правило поведения правовая норма должна определять все важнейшие стороны, параметры регулируемого им правоотношения, в том числе:

условия, при которых она действует,

требования, предъявляемые к поведению субъектов правоотношений,

совокупность субъектов, на которых распространяет действие данная норма,

меры государственного принуждения (санкции), применяемые к нарушителям данной нормы.

Характерная особенность содержания нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные признаки, свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем к примеру одно из наиболее распространенных отношений купли-продажи. В такие отношения ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для удовлетворения своих потребностей в продуктах питания, станках, оборудовании, полуфабрикатах и иных материальных благах. И тем не менее все многообразие правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ.

Индивидуальные черты граждан, организаций, учреждений, предприятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях как покупатель и продавец. Все многообразие материальных предметов в норме права понимается как товар, выступающий объектом договора купли-продажи. Юридически значимыми признаются действия покупателя выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость.

Благодаря тому, что норма права отражает наиболее, важные, главные черты, свойства конкретных правоотношений, она и приобретает способность быть регулятором общественных отношений. Правовая норма представляет собой как бы каркас, основу общественных отношений, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В правоотношениях эти устойчивые, типичные черты могут сколько угодно дополняться и конкретизироваться индивидуальными, специфическими признаками, причем последние могут играть решающую роль в возникновении, изменении или прекращении конкретных правоотношений.

Конкретные правоотношения всегда возникают между индивидуально определенными лицами, как правило, по их добровольному согласию и желанию, зависят от материального благополучия субъектов правоотношения, их потребностей в том или ином материальном благе, его качестве и качестве и других обстоятельств. Однако любое правоотношение, каким бы своеобразным оно не было, может возникнуть и существовать при одном непременном условии — правоотношение должно полностью соответствовать всем требованиям, общим, типичным признакам, закрепленным соответствующей нормой права. Несоблюдение тех или требований нормы права неизбежно влечет негативные последствия, которые могут быть самыми различными: от отказа государства в защите прав в правоотношении, возникшем не в полном соответствии с действующими нормами права, до признания правоотношения правонарушением и привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Свойство правовой нормы отражать наиболее важные, характерные, устойчивые черты, свойства общественных отношений возникает не само собой, автоматически, аявляется результатом творческой мыслительной деятельности ученых-юристов и правотворческого органа, принявшего соответствующий нормативно-правовой акт. Процесс создания нормы права, ее конкретных требований сводится к абстрагированию от всего случайного, второстепенного, не имеющего существенного значения для правого регулирования общественных отношений и поиску главного, устойчивого, необходимого в таких отношениях. Эта сложная мыслительная деятельность не всегда может завершаться познанием всех необходимых для конструирования нормы права свойств, признаков общественных отношений.

Вполне возможны ситуации, когда норма права отражает соответствующие общественные отношения неполно или неточно. Такая несовершенная норма не может в полной мере реализовать свое назначение регулятора общественных отношений и действует недостаточно эффективно либо вовсе неэффективно. В конкретных правоотношениях неизбежно возникают конфликты, которые не удается разрешить с помощью несовершенной нормы права, либо закрепленные нормой требования приводят к нежелательным экономическим, социальным, политическим и иным негативным последствиям.

С учетом результатов действия несовершенной нормы права правотворческий орган принимает меры по улучшению ее содержания путем внесения соответствующих изменений и дополнений. И таким образом, постепенно путем проб и ошибок правовая наука и правотворческий орган находят оптимальное содержание нормы права, приводят ее в полное соответствие с главными, необходимыми, устойчивыми признаками, свойствами регулируемых этой нормой общественных отношений.

В числе специфических признаков нормы права в юридической литературе чаще всего называют нормативность, формальную определенность и ясность.

Нормативность характеризует юридические свойства нормы, ее способность выступать регулятором общественных отношений. Нормативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки общественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений.

При этом следует учитывать, что нормативность является необходимым признаком нормы права. Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут использоваться в качестве регуляторов общественных отношений.Это, в частности, могут быть индивидуальные предписания, касающиеся непосредственно лиц, поименно названных в тексте нормативно-правового акта, либо так называемые организационные предписания, направленные на исполнение действующих норм права, либо предписания-рекомендации и др.

В указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, иных нормативно-правовых актах могут содержаться одновременно как нормативные, так и ненормативные предписания. В тоже время нередко возникают ситуации, когда достаточно сложно отличить нормативные предписания от ненормативных, руководствуясь лишь общим пониманием нормативности.

Например, распоряжением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 1128-р разрешается приватизация предприятия «Степная геолого-разведывательная экспедиция» с преобразованием его в акционерное общество. Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 298-р в Сихотэ-алинский государственный природный биосферный заповедник передаются земли лесного фонда Мельничного лесхоза площадью 40.232 га. Являются ли эти распоряжения нормативными или представляют собой разновидность индивидуальных организационно-распорядительных предписаний?

В теории права и юридической практике успешно применяются следующие критерии иливнешние признаки нормативности( См.схему) неперсонифицированность (неконкретность) адресата нормы; 3) неопределенность числа): 1) направленность нормы права на регулирование вида общественных отношений, а не какого-либо конкретного отношения; неопределенность числа случаев, на которые рассчитано действие нормы.

Норма права всегда направлена на регулирование какого-либо типа или вида общественных отношений, а не индивидуально-конкретных отношений. Под видом общественных отношений понимается связь, которая возникает между гражданами, иными лицами в той или сфере их предметно-практической деятельности: экономике, политике, культуре, здравоохранении, образовании и т.д. Например, отдельный вид общественных отношений образуют отношения, возникающие из договора купли-продажи, аренды, перевозки, отношения, связанные с реализацией конституционных прав граждан на труд, образование, пользование достижениями культуры. Как уже говорилось ранее, норма права закрепляет наиболее важное, необходимое, главное, что характеризует соответствующий вид или тип отношений. Индивидуальные же предписания, исходящие от государственных и должностных лиц, всегда направлены на закрепление, развитие конкретных отношений между индивидуально определенными лицами (конкретными организациями, государственными органами, гражданами, должностными лицами).

Коль скоро норма права регулирует тип или вид общественных отношений, то субъекты этих отношений в норме права определяются абстрактно, с помощью таких общих понятий, как граждане, предприятия, организации, государственные органы, работники, студенты, ветераны войны, военнообязанные и др. Если предписание, содержащееся в нормативном правовом акте, касается конкретного физического или юридического лица, то такое предписание имеет значение лишь для конкретного отношения и скорее всего не является нормативным. Однако из этого правила имеется одно исключение.

Являются нормативными предписания, которыми конкретным предприятиям, организациям, учреждениям устанавливаются какие-либо льготы, преимущества, особый режим деятельности в отличие от общеустановленного, закрепленного действующим законодательством порядка. Так, вышеупомянутое распоряжение Правительства РФ о передаче в Сихотэ-алинский заповедник земель лесного фонда лесхоза «Мельничный» является нормативным. Оно устанавливает особый режим названных земель, который должен неукоснительно соблюдаться при пользовании ими. Разрешение Правительства РФ приватизировать предприятие «Степная геолого-разведывательная экспедиция» никаких льгот и преимуществ ему не предоставляет и,следовательно, не обладает свойством нормативности.

К числу нормативных относятся все предписания, которыми устанавливается правовой статус конкретных предприятий, организаций, учреждений, а также компетенция государственных органов и органов местного самоуправления либо должностных лиц. Это, например, уставы юридических лиц, положения о конкретных федеральных (центральных) органах исполнительной власти, о конкретных органах местного самоуправления и др.

Нормативный характер всех таких предписаний выражается в том, что в них определен индивидуально лишь один субъект правоотношений. В то же время субъекты, с которыми конкретное юридическое лицо или государственный орган, орган местного самоуправления будут вступать в правоотношения, уставами или положениями неперсонифицированы. Кроме того, деятельность юридических лиц, государственных органов или органов местного самоуправления, осуществляемая в соответствии с их уставами или положениями, не исчерпывается вступлением названных субъектов в конкретные правоотношения.

Неопределенность числа случаев, на которые рассчитано действие предписания, является характерным признаком нормативности. Так, сколько бы ни заключалось в Росийской Федерации договоров купли-продажи, это не влечет за собой утраты своего действия соответствующими нормами Гражданского кодекса. Индивидуальное предписание всегда действует только относительно предусмотренного им правоотношения и с его прекращением утрачивает значение. Поэтому такие предписания не могут использоваться для разрешения других, хотя бы и сходных, правоотношений. Например, студент Петров, зачисленный в вуз приказом ректора, не может передать свое право на обучение какому-либо другому лицу, своему родственнику или другу. Приказ оформляет образовательные отношения вуза с конкретным лицом — Петровым, а для зачисления в вуз другого лица требуется издание дополнительного приказа.

Критерий неопределенности числа случаев, на которые рассчитано действие нормы, может быть использован в отношении всех без какого-либо исключения нормативных предписаний, в том числе и так называемых предписаний однократного действия. К их числу, например, относятся предписания, которые отменяют другие нормы права, вносят в них изменения или дополнения. На первый взгляд, они действуют один раз, когда предписывают внести соответствующие коррективы в действующие нормативно-правовые акты. Однако это не так.

Не сохраняясь позитивно в самом праве, такие нормы постоянно живут в том порядке общественных отношений, который устанавливается с их помощью. Тем самым нормы, внесшие изменения, дополнения в действующие нормативно-правовые акты, действуют неопределенно-длительный срок для регулирования всех правоотношений, возникающих на основе измененных, дополненных норм права.

Творческое применение изложенных критериев нормативности позволяет безошибочно отличать нормы права от ненормативных предписаний, избежать ошибок в выборе предписаний, которыми следует руководствоваться в процессе возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.

Важное значение в реализации регулятивной функции норм права имеют также ее свойства формальной определенности и ясности. Благодаря этим свойствам обеспечивается усвоение, правильное понимание действующих норм права гражданами и иными лицами.

Формальная определенность нормы права прежде всего означает факт закрепления ее содержания письменным документом (нормативно-правовым актом), принятым компетентным органом государства, должностным лицом или иным уполномоченным органом. Поэтому содержание нормы права является определенным, не допускающим споров относительно его текстуального изложения. Норма права не может выступать регулятором общественных отношений, если она содержится в проектах нормативно-правовых актов, не принятых компетентным органом. Формальная определенность нормы права отличает ее от норм морали, обычаев, которые существуют только в народном сознании и не имеют каких-либо официально закрепляющих их источников.

Формальная определенность норм права имеет и другое значение, как их способность содержать точные и четкие положения, требования относительно регулируемых общественных отношений, условий действия нормы права, санкций, применяемых к ее нарушителям. Формальная определенность, таким образом, означает такую определенность содержания нормы права, которая обеспечивает ее регулятивное действие во всех возникающих на основе этой нормы правоотношениях.

Формальная определенность является необходимым и полезным свойством норм права в той мере, в какой это требуется для эффективного действия нормы. Однако стремление правотворческого органа чрезмерно детализировать содержание нормы права, формализовать ее действие приводит к неоправданному сужению свободы субъектов конкретных правоотношений, порождает ситуации, которые с точки зрения права выглядят формально верно, а по существу допускают извращение самого смысла, духа правовой нормы.

Важным свойством нормы права является ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Норма права должна быть изложена в нормативном правовом акте таким образом, чтобы была доступна для понимания всеми заинтересованными лицами. При этом полностью исключаются положения, допускающие двусмысленное толкование, вроде анекдотической фразы «казнить нельзя миловать», не имеющей запятой.

Ясность содержания нормы права достигается простотой изложения текста нормативно-правового акта, широким использованием общеизвестных терминов литературного языка и минимальным применением специальных юридических и иных научных терминов и понятий. Однако стремление к чрезмерной упрощенности текста нормативно-правового акта может стать причиной недостаточной точности формально определенных положений. При этом язык изложения должен неукоснительно следовать нормативным правилам литературной речи. Любые отступления от грамматических, либо пунктуационных, либо лексических, орфографических и синтаксических норм современного литературного языка создают дополнительные затруднения в процессе уяснения содержания правовой нормы, служат питательной почвой для ее различных и порой прямо противоположных толкований.

Норма права понимается как установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формальной определенности и ясности.

8. 2. Структура нормы права

Норма права, будучи относительно самостоятельным явлением, имеет собственное содержание, которое определенным образом организовано, соединено в единое целое. Способы взаимосвязи отдельных компонентов содержания в целостное образование понимаются как структура. Набор составных частей нормы права и способы их взаимосвязи соответствуют ее назначению как регулятора общественных отношений. В своей совокупности элементы нормы закрепляют все те требования, свойства, которые обеспечивают реальное действие этой нормы, ее воплощение в конкретных правоотношениях.

В юридической литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому структура нормы права включает три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: