Принципы правотворчества

Правотворческая деятельность современных государств строится на основополагающих принципах, к числу которых чаще всего относят демо­кратизм, законность, гуманизм, профессионализм, научность, качественное совершенство принимаемых актов. Некоторые авторы относят к числу прин­ципов правотворчества и иные основополагающие начала. Так, А.Ф. Черданцев включает в данный перечень законность, демократизм, научность, опера­тивность и связь правотворчества и практики[307].

Принцип демократизма проявляется в установлении и неуклонном осуществлении демократического порядка подготовки и принятия норматив­ных актов и, в первую очередь, законов. Демократизм правотворчества вы­ражается в участии в этом процессе общественности, максимальный учет в новых нормативных решениях состояния общественного правосознания и общественного мнения. Как справедливо отмечает Н.М. Марченко, демократизм предполагает активное участие представителей различных слоев обще­ства и всех ветвей власти в правотворческой деятельности[308].

Для претворения в жизнь принципа демократизма в правотворчестве в Российской Федерации необходимо развитие практики широкого обсужде­ния законопроектов при помощи средств массовой информации - печати, ра­дио, телевидения, а так же различных мероприятий с привлечением научной общественности. Высказанные при обсуждении проекта замечания и пред­ложения должны анализироваться правотворческим органом и учитываться при доработке подготавливаемого нормативного акта. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум[309].

Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что нормативные правовые акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворче­ского органа и соответствовать нормам и принципам, закрепленным в Конституции страны, а также её законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. В федеративном государстве необходимо не­укоснительно соблюдать распределение компетенции между Федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования, новых нормативных правовых решении, правотворческой проце­дуры, формы принимаемых актов, порядка опубликования нормативно-правовых актов.

Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально пол­ное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации (ст.2 Конституции РФ), признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность и государства, поэтому эти ценности должны быть в центре внимания и субъектов законодательной деятельности при разработке и принятии нормативных актов.

Принцип научности правотворчества и его непосредственная связь с правоприменительной практикой означают, что процесс принятия норматив­ных актов должен быть ориентирован максимально полное соответствие на­зревшим потребностям общественного развития, его объективным законо­мерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать современ­ные достижения науки и техники, основываться на теоретических разработ­ках проблем, требующих нового нормативного решения.

Законопроекты готовятся не абстрактно или произвольно на основе ус­мотрения правотворческого органа, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесо­образности подобного регламентирования. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологиче­ские опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов можно подготовить правовые предписания, соответствующие потребностям правового развития, что должно способствовать их эффективному исполне­нию и применению на практике. К подготовке проектов должны привлекать­ся научные учреждения, отдельные представители соответствующих отрас­лей науки, а также ученые-юристы.

Принцип профессионализма предусматривает участие в разработке но­вых правотворческих решении квалифицированных специалистов соответст­вующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подго­товку, большой опыт работы, обладающие достаточными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко различные субъекты правотворческой деятельности (например, депутаты, должностные лица раз­личных органов государственной власти, руководители предприятий при разработке локальных норм и т.п.), не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно разрабатывают законопроекты, тогда как они должны работать по преимуществу с проектами, подготовленными вы­сококвалифицированными юристами.

Принцип качественного совершенства принимаемых актов предпола­гает широкое использование выработанных юридической наукой и апроби­рованных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники. Анало­гичное основополагающее начало правотворческой деятельности выделяет Н.М. Марченко, усматривая его в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов в максимальной степени использовать выра­ботанные юридической наукой и апробированные правотворческой практи­кой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов новых нормативных актов, оптимального изложения их содержания и отвечающего общепринятым в мире стандартам технического их оформления[310].

Качественное совершенствование нормативных правовых актов в большей мере определяется требованиями законодательной техники, которая имеет не меньшее значение, чем само содержание акта. Под законодательной техни­кой понимается совокупность приемов и способов разработки текста нормативного правового акта. Эти методы направлены на обеспечение качества как формы, так и содержания акта. Законодательная техника включает в себя приемы ло­гики, языкознания, фразеологии, лингвистики, этимологии и т.п.

К форме и содержанию законодательных актов с позиций законода­тельной техники предъявляются требования:

- логической последовательности изложения предписаний в тексте акта;

- взаимосвязи нормативных предписаний в тексте акта;

- отсутствия противоречий внутри нормативного правового акта, в системе законо­дательства;

- компактности содержания норм при глубине и широком раскрытии смысла предписании;

- ясности и доступности языка нормативного правового акта;

- точности и определенности формулировок и терминов;

- сокращения количества актов по одному и тому же вопросу, укрупнения
кодифицированности (сведение в кодексы актов по одному пред­мету регулирования)[311];

- унификации терминологии и изложения предписаний при разработке
актов в различных отраслях права.

Задачи правотворческой деятельности определяются целями создания эф­фективных, непротиворечивых, безупречных с позиций юридической техни­ки, научно и практически обоснованных и социально востребованных нормативных правовых актов.

9.3.ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО СТАДИИ

Как отмечалось ранее, правотворческий процесс[312] по созданию нормативных правовых актов подразделяется на подготовительный и нормотворческий (законодательный) этапы.

Подготовительный этап практически является единым для веех-г-осу-дарственных органов, занимающихся нормотворчеством и состоит из трех стадий: 1) принятие решения о разработке проекта акта; 2) подготовка проек­та; 3) его обсуждение, согласование, доработка.

Официальное решение о подготовке проекта нормативного правового акта – это начало первого этапа правотворческого процесса. Так, решение относительно принятия законов может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, правительству раз­работать проект закона. Законопроект может быть подготовлен и по инициа­тиве президента, правительства, постоянных комитетов парламента, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы.

Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить входящие в федерацию субъекты через их высшие органы государственной власти.

Инициатива разработки указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации, закрепленная в плане правотворческих работ, или выраженная в разовых поручениях Президента или главы Правительства, обычно ис­полняется соответствующими министерствами, службами, агентствами.

В решении о разработке первоначального текста проекта нормативного правового акта указываются органы и должностные лица, ответственные за его испол­нение, довольно часто поручение о подготовке проекта дается нескольким органам государственной власти, при этом в большинстве случаев в этих процедурах задействуются органы, деятельность которых непосредственно связана с правосудием (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ).

Активная роль в инициировании и подготовке проектов различных нормативных правовых актов может принадлежать общественным организациям и ч объединениям. К примеру, весьма перспективной в данном направлении представляется деятельность недавно сформированной Общественной палаты при Президенте России. В одних случаях общественные организации готовят проекты по собст­венной инициативе, в других - привлекаются к подготовке совместно с госу­дарственными органами. Большинство крупных законодательных актов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с участием профсоюзов и других общественных объединений.

Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта - начало следующей стадии правотворческого процесса. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в норматив­ном регулировании соответствующей сферы отношений. Прежде всего определяются, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования. При этом следует помнить, что проекты нормативных правовых актов готовятся как с целью реше­ния новых вопросов, возникших на практике и требующих правового урегу­лирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта нормативного правового акта, помогает ответить на вопрос, можно ли ограничиться внесением из­менений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходи­мо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия этого акта; экономические, социальные, юридические, эколо­гические и другие, а также "просчитаны" возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимые для решения вопроса, доходы, издержки и т.д. Для законопроекта и проекта другого важного нормативного правового акта в ряде случаев необходима и разработка его научной концепции. Концепция содер­жит в себе научное обоснование основных направлений развития обществен­ных отношений в определенной сфере и их правового регулирования.

Подготовка первоначального текста проекта —очередная стадия пра­вотворческого процесса. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются ко­миссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. В слу­чае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы. К работе подготовительных комиссий, разрабатывающих проект то­го или иного акта, привлекаются заинтересованные ведомства, научные и практические учреждения, отдельные ученые, представители делового мира, предприниматели, квалифицированные юристы. Главное при этом - обеспе­чить работоспособный и компетентный состав комиссии. Она должна соче­тать в своей работе демократизм, профессионализм и компетентность. В под­готовке проектов обязательно участие юридических подразделений органов и организаций, разрабатывающих проект. Такое участие обеспечивает исполь­зование приемов законодательной техники, правильное оформление и согла­сование с действующими нормативными актами по теме проекта. Право­творческий орган может поручать подготовку альтернативных проектов не­скольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам либо заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект. Это дает возможность получить неординарные решения, от­разить плюрализм мнений и позиций, выработать оптимальное решение того или иного вопроса.

Обсуждение, согласование, доработка первоначального проекта является важной стадией подготовительного этапа правотворческой деятельно­сти. Предварительное обсуждение проекта является началом третьей стадии данного этапа и возникает после того, как первоначальный проект разрабо­тан. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтере­сованных органов„организаций, общественности.

Формы предварительного обсуждения:

- широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.) с
привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций;

- обсуждение на совещаниях непосредственно при правотворческом
органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций;

- расширенные заседания подготовительных комиссий;

- обсуждение в печати и на телевидении;

- рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями;

- отзывы и заключения на проект со стороны министерств, ведомств,
иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т.д.

Разнообразие форм обсуждения позволяет лучше учесть общественное мнение, дает составителям проекта достаточно четкие ориентиры в работе.

Особенно важной является всесторонняя оценка проектов законов. Обычно законопроекты предварительно рассматриваются на заседаниях ко­митетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии. Подготовленные проекты должны быть под­вергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной спе­циализированной экспертизе. Такая экспертиза, будучи постоянной и обяза­тельной, призвана способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.

Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное об­суждение. В процессе всенародного обсуждения законопроект публикуется в центральных и местных газетах и журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства. Всенародные обсуждения в Рос­сии пока еще не превратились в эффективный инструмент учета обществен­ного мнения в законодательной работе, повышения качества законопроектов,

После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабаты­вается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, кото­рая составляла первоначальный текст проекта.

Нормотворческий (законодательный) этап правотвор­ческой деятельности, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом - парламентом или одной из его палат (для принятия законов), Президентом России (для принятия указов Президента), Правительством, Федеральными министерствами (для разработки подзаконных актов этих органов) и т. п. Этот этап включает в себя следующие стадии:

· внесение проекта на обсуждение правотворческого органа;

· непосредственное обсуждение проекта;

· принятие нормативного правового акта и его опубликование.

Наиболее развитым и сложным этот этап правотворчества предстает в законотворчестве и характеризуется следующим образом.

Возведение государственной воли в закон начинается с внесения проекта закона. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (правом законодательной инициативы) наделены определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в конституции. Например, согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депу­татам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, зако­нодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федера­ции, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

При этом необходимо отметить, что Конституция Российской Федера­ции различает две группы субъектов права законодательной инициативы.

- субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-
либо компетенционными рамками (депутаты Государственной Думы, Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации);

- субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы
лишь по вопросам их ведения (Конституционный Суд,Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации).

Процедура внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы включает(См схему:

o представление текста законопроекта;

o обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в сис­теме действующего законодательства;

o составление перечня законов и иных норматив­ных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта;

o сбор предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации

· данного закона;

представление финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных матери­альных и иных затрат.

Все официально внесенные законопроекты рассматриваются соответ­ствующими комитетами палат законодательного органа (парламента или од­ной из его палат) по профилю проекта, а также комитетом по законодатель­ству. В результате данные комитеты представляют свои заключения на зако­нопроект. Затем вопрос о рассмотрении проекта вносится в повестку дня за­седания органа законодательной власти (в соответствии с положениями Рег­ламента Государственной Думы).

Следующей стадией нормотворческого (законотворческого) процес­са является обсуждение и официальное принятие проекта. Рассмотрение за­конопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение. Практика проведения нескольких чтений законопро­екта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть про­ект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

При первом чтении законопроекта депутаты обсуждают его основные положения и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рас­сматривают предложения об опубликовании при необходимости законопро­екта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его.

При втором чтении обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом. В результате второго чтения законодательный орган либо при­нимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. Порядок голосования и подсчета голосов обычно четко устанавливается регламентами законодательного органа.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Госу­дарственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

Принятие закона - важная стадия законотворческого процесса. Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в каче­стве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Однако было бы неправильно автоматически го­лосовать за законопроект, имеющий недостатки. Очевидно, что недостатки закона гораздо легче устранить, когда он находится на стадии законопроекта, чем после его принятия, когда ошибка законодателя перейдет в принятый акт и приобретет законную силу. Поэтому, в исключительных случаях по требо­ванию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего чис­ла депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается приня­тым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый закон (федеральный закон) затем рассматривается Советом Федерации и одобряется им либо отклоняется. В последнем случае закон возвращается в Государственную Думу для дополнительного рассмотрения. Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 105) федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если в течение 14 дней после получения он не был рассмотрен этой палатой зако­нодательного органа.

Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Ду­мой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть создана согласительная комиссия. Она создается как по инициа­тиве Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Со­гласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство чле­нов комиссии от каждой из палат.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согла­сительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федера­ции об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой ре­дакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государст­венной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон затем направляется Президенту Российской Федерации для подписания и опубликования. Президент имеет право не согласиться с со­держанием закона и возвратить его в Государственную Думу для дополни­тельного рассмотрения. В Регламенте Государственной Думы установлен по­рядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации.

Принятый в этом порядке федеральный закон в течение пяти дней на­правляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародо­вания. При этом Председатель Государственной Думы должен уведомить Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту Российской Федерации.

Завершающая стадия законотворческого процесса - подписание и обнародование закона. Эта стадия находится в компетенции Президента Рос­сийской Федерации, который в течение четырнадцати дней подписывает принятый парламентом акт и обнародует его.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 25 мая 1994 года №5-ФЗ «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В аналогичном, хотя и более простом порядке осуществляется процесс обсуждения проектов в иных нормотворческих органах. Коллегиальные пра­вотворческие органы принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т.д.) в. персональном порядке, что устанавливается регламентом работы аппарата названных органов. Подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, подлежат государственной регистрации в Министерстве юсти­ции РФ.

Обнародование. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в осо­бых, предусмотренных законом печатных органах (специально-официальные издания, газеты, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).

Таким образом, обычно обнародуются нормативные решения Президента и Правительства России. Во многих странах установлено правило, со­гласно которому неопубликованный в официальном издании акт (кроме ак­тов, содержащих государственную или военную тайну) не влечет правовых последствий, то есть лицо (орган) не несет юридической ответственности за нарушение его предписаний. Так, в соответствии с части 3 ст.15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, публикуются в издаваемых этими орга­нами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации. Ведомствен­ные акты, касающиеся населения, как правило, публикуются в тех же офици­альных изданиях, где и законы. Акты местных органов самоуправления пуб­ликуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах в населенном пункте, на территории которого действует принявший акт орган местного самоуправления.

9.4.РЕФЕРЕНДУМ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Референдум - всенародное голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом поряд­ке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «про­тив».

Референдум - это высшая форма придания юридической силы тем или иным правоположениям (нормам, правилам), принимаемым посредством всенародного голосования.

данное обстоятельство следует из природы вла-сти в России, которая принадлежит народу (ст.З Конституции РФ) и может осуществляться народом непосредственно, без поручения каким-либо орга­нам, создаваемым в государстве для осуществления властных полномочий в том числе специально в качестве представительных и законодательных орга­нов (парламент), основной функцией которых является принятие норматив­ных актов, выполнение правотворческих функций от имени народа. В проце­дуре референдума воля народа на принятие конкретных правил (норм) полу­чает прямое, непосредственное выражение.

Безусловно, не все референдумы имеют своей целью принятие новых правовых норм, некоторые из них проводятся с целью решения наиболее важных вопросов государственной жизни, тогда как нормативное закрепле­ние решенных в ходе референдума вопросов закрепляется компетентными правотворческими органами. Так в последнее время в России наблюдается активизация процессов в сфере федеративного устройства (слияние субъек­тов Федерации, изменение их статуса) и в связи с этим проводятся референдумы для решения указанных вопросов.

По предмету, вынесенному на референдум, референдумы принято де­лить на конституционные, законодательные, референдумы по международ­ным вопросам и по административным вопросам. По правовым последствиям они могут быть законодательные (с окончательным решением), дозаконодательные, консультативные, совещательные, ратифицирующие.

К правотворческим относятся такие виды референдума, которые направлены на подготовку, принятие, ратификацию (присоединение) кон­кретных норм права. Таким характером обладает референ­дум, предметом которого является принятие тех или иных нормативных правовых актов, в том числе международных (это конституционный, законодательный и международный референдум - из приведенной классификации по предмету). Виды референдума, выделяемые по его правовым последствиям, практически все могут иметь законотворческий характер. Из названий этих видов следует, что они могут быть использованы в определенных стадиях правотворческого процесса.

Законодательный референдум преследует цель окончательного приня­тия (непринятия) конкретного правового акта. Ратифицирующий референдум так же влечет окончательные правовые последствия для присоединения или неприсоединения к международному акту. Остальные виды могут использо­ваться в различных стадиях правотворчества, в том числе в подготовитель­ной для решения отдельных важных вопросов правотворческого характера.

Юридической базой проведения референдума в Российской Федерации является, прежде всего, Конституция Российской Федерации и федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Согласно данному Закону, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действую­щим законам и другим вопросам государственного значения. Проведение референдума регулируется также Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №63-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации».

В нашей стране могут проводиться: референдум Российской Федера­ции (федеральный или общенациональный референдум), референдум субъек­та Российской Федерации либо местный референдум.

Общенациональный референдум регулируется федеральным законода­тельством. Он не проводится в последний год полномочий Президента Рос­сийской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании ре­шения уполномоченного федерального органа.

Референдум субъекта Российской Федерации - голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации по важным вопросам государственного значения. Ре­ферендумы субъектов Российской Федерации проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конститу­циями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или не­скольких муниципальных образований, по важным вопросам местного зна­чения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъек­тов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их поведения яв­ляются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации.

Юридическая природа правовых актов, принимаемых путём референ­дума обусловлена тем, что они являются итогом волеизъявления субъекта, наделенного правотворческими полномочиями, они воплощают государст­венную волю народа - верховного обладателя государственной власти. Эта воля выражается прямо и непосредственно при принятии нормативного акта на референдуме. Именно поэтому такие акты не нуждаются в дополнитель­ном одобрении или утверждении. Воплощённая в них воля изначально явля­ется государственно-властной.

Литература:

Алексеев С.С. Право: азбука- теория-философия: Опыт комплексного иследования. - М.: Статут, 1999. – 712 с.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. – М., 1999. - 776 с.

Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Россий­ской Федерации: Учебник для вузов. – М., 1999. - 856 с.

Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебник и научно-практич. пособие. – М., 1999. - С. 263 - 274.

Проблемы общей теории права и го судар ства. Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. - М. Норма, 2001.

Старостина И.А. Всенародные обсуждения: правовые возможности и
практика. // Вестник Моск. уни-та. Сер. 11, Право. – М., 1998. - №1. -С. 40-55.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. - 800с.

Глава 10. Правоприменение[313]

Ковалева Е.Л.,Занина М.А.

▪ Правоприменение: виды,цели, принципы,стадии

. Усмотрение правоприменительного органа ▪ Судебное правоприменение ▪ Проблемы установления истины в правоприменении: гносеологические аспекты Пробелы в праве ▪ Ошибки правоприменения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: