double arrow

Религиозные тексты как источник права

Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми, возникающие на основе их религиозных представлений. Они представляют собой своды правил, обычаев, направляющих человека к формированию «правильного», проповедуемого конкретной религией образа жизни – соблюдению религиозных ритуалов и обрядов (например, поста, молитвенного распорядка дня и т.д.).

Религиозные нормы в современном светском государстве не оказывают большого влияния на формирование права, хотя авторитет религиозных норм может сыграть положительную роль в правоприменении. Однако иногда они способствуют росту социальной напряженности, когда большая часть граждан страны является светским населением. Такая ситуация имеет место в Израиле, где к вопросам брака и развода, рассматриваемым религиозными судами, применяется религиозное право. В других семейных вопросах оно применяется, только если все стороны достигли соглашения. Религиозные люди полагают, что сферу применения религиозных норм следует расширить. Светские люди, которые составляют более чем три четверти населения, полагают, что вполне достаточно и существующей. Такое положение дел нарушает права человека в той степени, в какой нет гражданского брака и гражданского развода.

Религиозные тексты как источник права имеют ограниченное применение в мировой практике и обладают юридической силой в арабских и некоторых других странах, входящих в систему мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, которые не содержат в себе ясно выраженных правил поведения, указаний на права и обязанности сторог.

Коран – главная священная книга мусульман. Он представляет собой фундаментальный богословский труд, выступающий моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, отправным пунктом их возникновения и развития.

Сунна представляет собой сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных рядом богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными хадисы, каждый их которых является преданием о поступках и изречениях Мухаммеда.

Другим источником права выступает иджма – согласованное заключение древних правоведов и знатоков ислама об обязанностях правоверных. Иджма служит средством преодоления пробелов в мусульманском праве в случаях, когда Коран и Сунна не дают ответ на возникающие проблемы.

Религиозные тексты (священные писания) также выступают источниками иудейского права. К ним относится Библия, представляющая собой сборник священных книг христианства. Она делится на две крупные части: Ветхий Завет, в составе которого находятся книги, написанные до пришествия Христа, и Новый Завет, содержащий Книги, написанные после появления Христа. Ветхий и Новый Заветы складываются из Книг, делящихся на главы, а затем на стихи. Книги Ветхого Завета («еврейской Библии») делятся на три группы. Первую группу священных книг называют пятикнижием Моисея или Торой. Пятикнижие (Тора) выступает самостоятельным источником права. Вторую группу образуют ранние и более поздние книги пророков – Небиим. Третью группу заключают все остальные священные книги под общим названием Кетубим.

Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд – собрание древних священных писаний, относящихся к периоду с IV в. до н.э. по V в. н.э., содержащий не только тексты писаний, но и тексты их раввинских толкований.

Литература

1. Барак А. Судейское усмотрение. – М., 1999.

2. Зивс С.Л. Источники права. – М., 1981.

3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002.

4. Лукьянова Е. А. Закон как источник советского государственного права. – М., 1988.

5. Марченко М. Н. Источники права. – М., 2005.

6. Матузов Н. И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения.//Изв. вузов. Правоведение. – 2000. – № 5.

7. Нешатаева Т. Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права. //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2004. – № 3.

8. Поленина С. В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. – М., 1987.

9. Толстик В. А. Иерархия источников российского права. – Н.Новгород, 2002.


Сейчас читают про: