Заключение. Подводя итог сказанному, отметим, что практически по всем догматическим вопросам – о творении, грехопадении

Подводя итог сказанному, отметим, что практически по всем догматическим вопросам – о творении, грехопадении, антропологии, христологии, учении о воскресении мертвых и Страшном Суде, о Церкви и другим – «христианский эволюционизм» коренным образом расходится с традиционным святоотеческим учением и представляет собой конгломерат еретических, вполне антицерковных представлений.

Что касается Тейяра де Шардена, это не удивительно, поскольку вся его жизнь и все его творчество проходило вне традиции Православной Церкви. Кроме редких единичных упоминаний имени блаженного Августина, он практически вовсе не приводит в своих трудах мнений Святых Отцов. Так, едва ли не единственный раз во всей книге Тейяр упоминает (и то со знаком вопроса!) о «том поучении, в котором св. Григорий Назианзин (или Нисский?) объясняет изгнание из рая как падение в более “плотную” форму жизни» [165, с. 223]. Такое отношение пантеиста Тейяра к православной традиции понятно, поскольку он постоянно противопоставляет свои модернистские идеи соборному суждению Церкви.

Вопрос о православии прот. Александра Меня оказывается более тонким и не таким простым. Даже в критическом сборнике, составленном с целью обличения его богословских заблуждений (авторы – Ф. Карелин, прот. Сергий Антиминсов, диакон Андрей Кураев) в предисловии говорится весьма дипломатично: «Никогда Церковь не смотрела на покойного отца Александра Меня как на человека отверженного и ей чуждого, каковыми являются еретики. Таковые подлежат отлучению церковному и с ними нет никакого общения. А об упокоении души отца Александра молится Церковь и многие люди» [108, с. 3]. Такая позиция представляется нам не совсем верной и требующей уточнения.

Эволюционистские идеи прот. А. Меня, его манихейское учение о происхождении мiра, его представление о Церкви, его отрицание Страшного Суда и чаяние эволюционным путем человечеству достигать ноосферы как Царства Божьего, равно как другие догматические искажения православного вероучения, не затронутые нами, но рассмотренные в книгах [124, 108] – все это заставляет ставить перед Русской Православной Церковью, в которой проходил священническое служение о. Александр, назревший вопрос о принципиальной богословской оценке его духовного наследия и признания его эволюционистского богословия не православным.

ПОКЛОНЕНИЕ СМЕРТИ – ЗАКОНОМЕРНЫЙ
ПЛОД ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОГО
БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЯ
АЛЕКСАНДРА МЕНЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: