Государственное общение СМ. Политическое государственное общение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (англ. public managemtnt) — 1) це­ленаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы — го­сударства — на другие с целью вызвать изменения в управляемых системных объек­тах; 2) особый тип социального управления, характеризующийся всеобъемлющи­ми властными полномочиями и функциями, что обусловлено потребностями в регулировании почти всех видов общественных ресурсов и сфер публичной жизни; 3) совокупность субпроцессов, связанных с выработкой государственной стратегии и ведением повседневной публичной политики.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕНТРИСТСКАЯ (ВЕСТФАЛЬСКАЯ) МОДЕЛЬ МИРА — 1) аналитическая схема международных отношений, в которой главный объект рассмотрения — суверенное государство, его взаимодействия с подобными емугосударствами как основными акторами на международной сцене; 2) сформированная Вестфальским договором 1648 г. система мироустройства, представляю­щая собой совокупность наций-государств, ведущих самостоятельную внешнюю политику. В рамках Вестфальской системы суверенитет впервые становится атри­бутом государства, а не монарха.

ГОСУДАРСТВО (произвол, от рус. господин, государь) (определение дано в упрощенном виде) — совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, управляющих обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями. Государство обладает суверенитетом и территориаль­ностью, т.е. осуществляет власть над конкретным политико-географическим про­странством, устанавливает систему права. Обладая монополией на насилие, оно принуждает ко всеобщему исполнению законов и в целом обеспечивает охрану су­ществующего порядка. Основные государственные органы — правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и пр.

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА (англ. civic calture) — 1) смешанный тип по­литической культуры (по Г. Алмонду и С. Вербе), в котором наряду с преоблада­нием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие относительно целей политики, базовых ценностей и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда — наличие уме­ренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); счита­ется наиболее подходящей для стабильного демократического устройства; 2) обо­значение политической культуры развитых демократий (в особенности америка­но-британской).

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность множества межличност­ных отношений, семейных, социальных, экономических, культурных, религиоз­ных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства либо помощи. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (комплекс политических институтов, в т.ч. государство) и глобальное общество (самая ши­рокая социальная общность, которая осуществляет наивысший уровень интегра­ции индивидов и автономна по отношению к своему окружению).

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — все виды негосударственного политического института, для которого характерны: 1) добровольность объединения людей в коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); 2) об­щие представления и цели членов группы; 3) соединение личных требований с общественно-полезными материальными и духовными мотивами, которые вы­ражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются иным группам, политическим институтам, зако­нодательной и исполнительной властям; 4) как правило, отсутствие бюрократи­ческих структур.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — 1) отношение к людям, про­никнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому до­стоинству; 2) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливос­ти, человечности связей между людьми

ДВОЙНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ (англ dual есопоmу) — фено­мен, образованный взаимодействием развитых стран с развивающимися. Как резуль­тат — дисбаланс в экономиках государств третьего мира: одни отрасли становятся сверхсовременными, открытыми для внешнего мира, процветающими и конкурен­тоспособными, а другие остаются чуть ли не архаичными, отсталыми.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (как специфически политическое явление) — это со­вокупность изменений в политической сфере, ведущих к институционализации от­крытой конкуренции за право контролировать правительство; предполагает при­знание вместе с институциональным обеспечением широких политических прав и свобод всех граждан конкретного государства для приумножения их политического участия, а также свободные выборы, в результате которых определяется состав пра­вительства; имеет национальное (например, смена авторитарного режима демокра­тически ориентированным в конкретной стране) и международное (территориаль­ное распространение демократии в концепции «волн» демократизации) измерения.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ДЕЛИБЕРАЦИЯ (англ. delebiration — обдумывание, обсуждение, осмотрительность) — постоянно возобновляемый политическим со­обществом процесс поиска, оценки и переоценки принятых политических решений и их альтернатив; означает потенциальный отказ от придания любому решению статуса абсолютно истинного и окончательного, что открывает возможности для его дальнейшей коррекции.

Принцип демократической делиберации позволяет максимально полно учи­тывать разнородные интересы в политике, изменения в политической системе и окружающей ее среде, хотя и является фактором определенной нестабильности, уменьшение которой возможно при поддержании открытости и динамичности по­литического процесса в целом.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ МИР — теория международных отношений, основан­ная на положении о том, что современные либерально-демократические государства благодаря общим политическим принципам (в т. ч. ответственности) не склонны для достижения своих целей вступать в военные конфликты друг с другом и выбирают мирные средства разрешения противоречий.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ (лат. transitus— переход, прохождение) — понятие, объединяющее многообразные по форме процессы перехода от одного общественного и политического состояния (та или иная разновидность недемокра­тии) к другому, причем в качестве конечного пункта перехода вовсе не обязательно (и даже редко) выступает именно консолидированная демократия.

ДИСКУРС (лат. discursys— беседа, разговор) - термин, широко используе­мый в гуманитарных дисциплинах, но не имеющий единого общепринятого опре­деления. Обычно под дискурсом понимается: 1) любая совокупность высказыва­ний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и т.д.). Иными словами, дискурс - это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика. Такое понимание термина сложилось в 1960-1970-е гг. До этого под дискурсом понимался: 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, построенном на логике постижении истины и противопоставляе­мый интуитивному познанию. В этом смысле понятие дискурс восходит к осново­полагающей для европейского рационализма работе Р. Декарта «Рассуждение о методе» («В18ссшге ее 1а тёйтоск»). Следует выделить употребление термина дискурс, введенное немецким философом Ю. Хабермасом в начале 1970-х гг. Он предложил называть дискурсом 3) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществля­емый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторите­тов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспаривае­мый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намере­ния участников.

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina— учение)— 1) самостоятельная отрасль научного знания (в этом значении дисциплина и наука — синонимы); 2) учебный предмет.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА — права и свободы, присущие человеку от рож­дения, т.е. данные природой, проистекающие из ее основных законов. Будучи «до-социальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Либеральная концепция естественных прав, разрабатывавшаяся Дж. Лок-ком, Ш.Л. Монтескье и др., была зафиксирована в американской Декларации неза­висимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, «самоочевидными истинами», для обес­печения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

ИДЕАЛИЗМ (во внешней политике) — внешнеполитический подход, осно­ванный на оптимистическом представлении о природе человека и формируемых им сообществ (разумность, стремление к благу, способность к мирному общежи­тию и к справедливости). Он предполагает миропорядок, устроенный на демок­ратических принципах, сотрудничестве и морали. Идеализм особенно был рас­пространен в 1919-1939 гг., представляя собой попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию между государствами.

ИДЕНТИФИКАЦИЯпсихологический процесс отождествления индиви­дом себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно ов­ладевать разными видами социальной деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (лат. idtntificus — тождественный, одинаковый) — каче­ство, являющееся результатом индивидуального или группового самовосприятия в виде определенного субъекта.

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — распространение в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функциони­рования данного общества, составляющих его идеологическую систему, и их зак­репление в политической практике. Наивысшая идеологизация — это индоктрина-ция (фр. сюсптпаке — человек, слепо следующий какому-либо учению).

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ) СПЕКТР - 1) ло­гически упорядоченная совокупность политически значимых идейных (идеологи­ческих) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества; 2) аналитический ин­струмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фунда­ментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам. Локализация идеологии или ее носителя в идеологическом спектре совершается, как правило, по одной из двух пересекающихся осей: левые — правые, либерализм — консерватизм. Иногда до­бавляют третью: радикализм - реформизм.

ИДЕОЛОГИЯ (гр. Меа — идея, образ, logos — учение) — относительно сис­тематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния обще­ства, которая создает основу для организованной политической деятельности неза­висимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или раз­рушение наличной политической действительности.

В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма со­знания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный со­циально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями по­знания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда — представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объек­тивность и аналитичность научному постижению действительности.

Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой сис­темы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашист­ского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэл-мон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент соци­ального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиоз­ное сознание (Г. Моска, В. Парето).

Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.

ИМПИЧМЕНТ (англ. imptschment) — особый порядок привлечения к ответ­ственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должнос­тными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верх­ней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах.

ИНИЦИАТИВА (лат. initiare — начинать) — инструмент прямой демократии, который дает право группе граждан (зарегистрированных избирателей) с установ­ленным законом количеством участников или собравшей необходимое число под­писей (например, в Швейцарии — 50 тыс., в Калифорнии, США — 5% от электора­та, голосовавшего на последних выборах губернатора) потребовать вынесения на голосование сформулированного ею вопроса (законопроекта, изменений и допол­нений какого-либо существующего закона, в т.ч. конституции). Инициатива может быть прямой (вопрос сразу выносится на рассмотрение/голосование граждан) или непрямой (вопрос сначала обсуждается в законодательном органе и только при не­гативном ответе передается на всенародное голосование, иногда с альтернативным вариантом, предложенным законодателями). Получила широкое распространение в Швейцарии (впервые — в 1845 г.), 23 штатах США (в основном западных), Италии. Инициативу как легальный способ заполнить пробелы в законодательстве или из­менить его нормы часто используют группы интересов, обладающие достаточными ресурсами для сбора подписей и мобилизации политического участия граждан.

ИНСТИТУТ (лат. institutum - установление, учреждение) — совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества. В политологии — определенная организация деятельности и отношений в сфере политики, воплоща­ющая общественные нормы и правила поведения людей.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1) учреждение каких-либо новых обще­ственных институтов; 2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений. Термин чаще всего используется в политическом плане.

КАТЕГОРИЯ (гр. kategoria- высказывание; признак)— 1) в науке: наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отно­шения какого-либо явления действительности или процесса; 2) разряд, группа яв­лений, лиц, объединенных общностью некоторых признаков.

КЛИКА (в политическом смысле) (фр. klique — шайка, банда) — группа лю­дей, объединенная корпоративными — экономическими, социальными, политичес­кими и др. — интересами, осуществляющая своекорыстные требования через ин­ституты и каналы государства (как правило, авторитарного).

КОММУНИКАЦИЯ (лат. согшгштсагю от соттшпсо - делаю общим, свя­зываю, общаюсь)— 1) акт общения или связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании; передача информации от человека к человеку; 2) массовая коммуникация — процесс сообщения информации с помощью высоко­технологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и пр.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям.

КОНСЕРВАТИЗМ (лат. communicaion — охранять, сохранять) — многоуровне­вое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) поли­тическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов го­сударства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-поли­тического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма — С. Хан­тингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению суще­ствующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения».

Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преем­ственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охрани­тельного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взгля­дов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у класси­ческого либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценнос­тей, институтов и процедур, с.критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особеннос­ти обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике.

КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ (лат. сonsolidation — укреплять, уплот­нять, сращивать) — 1) наблюдаемая в глобальной «волне» демократизации тенден­ция, аналитически противопоставляемая тенденции количественного роста группы формально демократических государств (экспансия демократии), состоящая в «уси­лении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран, а также в укреплении межгосударственных связей в сообществе демократи­ческих наций» (С. Хантингтон); 2) совокупность социально-экономических, поли­тических и др. процессов, ведущих к становлению в стране консолидированной де­мократии (англ. сопзоЦсЫед ёетосгасу), т.е. таких политических условий, в кото­рых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демо­кратические перемены являются необратимыми.

Американские политологи X. Линц и А. Степан определяют консолидирован­ную демократию как политический режим, при котором соблюдаются следующие условия: 1) не существует сколько-нибудь влиятельных, распоряжающихся значи­тельными ресурсами акторов, представленных этническими, социальными, эконо­мическими, политическими и др. группами, которые добиваются своих целей пу­тем создания недемократического режима, применения насилия или отделения от государства; 2) устойчивое большинство граждан убеждены, что демократические процедуры и институты — самые оптимальные средства организации политичес­кой жизни их общества; соответственно, доля выступающих против демократичес­кого порядка невелика и невлиятельна; эти антисистемные силы маргинальны и не пользуются какой-либо существенной поддержкой населения; 3) государственные и негосударственные акторы согласны разрешать любые возникающие конфликты на основании закона или в рамках сложившихся демократических политических институтов и в соответствии с установленными процедурами.

КОНСОЦИАТИВНАЯ (СООБЩЕСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ (англ. сопsociational democгасу) — альтернативная мажоритарной (т.е. опирающейся на большинство) форма демократии, являющаяся наиболее приемлемой для плюрали­стических (многосоставных, мультикультуральных) обществ, в которых особенно сильно выражено разделение на сегменты (группы) по этническим, религиозным, идеологическим, региональным и др. признакам. Начало распространению терми­на положила книга А. Лейпхарта «Демократия в многосоставных обществах» (1977). Сейчас в переводной и отечественной литературе чаще используется равно­значное понятие плюралистического общества

Политический режим, основанный на такой форме демократии, отличается следующим: 1) разделение полномочий в сфере исполнительной власти предпола­гает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основ­ных сегментов (групп) общества; 2) коалиционность означает, что решения, затра­гивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно их представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются им самостоя­тельно (т.е. речь идет о значительной автономии сегментов), а институционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства, хотя может иметь и нетерриториальное истолкование; 3) пропорциональность яв­ляется основным принципом при реализации политического представительства, в т.ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заяв­лять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета; 4) право вето меньшинств, участвующих в коалиции, заставляет учитывать их потребности при принятии важных решений.

Консоциативная демократия утверждается и эффективно функционирует при соблюдении ряда условий, среди которых: отсутствие в плюралистическом обще­стве абсолютно доминирующего сегмента; равное влияние основных сегментов; ограниченное (3-5) количество сегментов; наличие внешней угрозы, одинаково вос­принимаемой всеми сегментами и т.д. Примеры относительно успешных консоциа-тивных демократических режимов — Швейцария (с 1943), Бельгия (после Первой мировой войны); частично консоциативные режимы — Канада, Австрия и др.

КОНСОЦИАТИВНОСТЬ — принцип организации власти, основанный на сотрудничестве в рамках сложившейся институциональной структуры политических элит, представляющих различные относительно автоном­ные сегменты общества; соблюдение принципа консоциативности позволяет под­держивать достаточно высокий уровень «национального единства», а таюке добиться стабильности демократии в стране с «фрагментированной политической культурой» (А. Лейпхарт). Термин «консоциация» (группа общественного единения) изначаль­ но применялся для обозначения пресвитерианских организаций в Шотландии, а в политологии его впервые использовал Д. Аптер.

Консоциативность предполагает элитарный характер организации системы власти, а значит, ее эффективность зависит от готовности частей политической эли­ты к сотрудничеству, толерантности их лидеров и гибкости институциональной структуры межэлитного сотрудничества. Если эти условия отсутствуют, то неизбе­жен распад политической системы, который обычно сопровождается насилием (Ли­ван, Кипр, Югославия).

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ (лат. constitutic — установление) —процесс обретения государственными институтами конституционных (т.е. легально-рацио­нальных, установленных главным законом государства) оснований, обеспечиваю­щих их деятельность в соответствии с закрепленными законом (реже — традиция­ми) правилами и процедурами.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) принцип строгого соблюдения буквы и духа основного закона (конституции) или совокупности самых важных законов государ­ства, обладающих высшей юридической силой, конституционных процедур и уста­новлений; порядок, при котором обеспечивается власть закона, т.е. государствен­ные органы и должностные лица действуют не произвольно, а в соответствии с правовыми предписаниями; 2) направление политической мысли, отстаивающее власть закона в качестве главенствующих принципа и инструмента политического властвования.

Англосаксонская политическая традиция ставит знак равенства между кон­ ституционализмом и конституционной системой правления, центральными элеметами которой являются: процедурная стабильность (основные процедуры и прави­ла, включая права человека, неприкосновенны, т.е. не могут быть изменены или отменены); ответственность (подотчетность) правительства перед избирателями; представительный характер власти; разделение властей и полномочий; открытость (публичность) политики.

КОНФЕДЕРАЦИЯ (позднелат. Confogeratio — объединение) — постоянный союз государственных образований, сохраняющих свою независимость (суверени­тет), располагающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам и создают специальные совместные органы.

КОРПОРАТИЗМ (лат. согрогаtiо — объединение, сообщество) — по Ф.Шмиттеру — система представительства интересов, в которой ограниченное число еди­ничных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, фун­кционально различных, признанных или созданных государством элементов полу­чают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцией требований.

КРАТОЛОГИЯ (гр. kratos - власть) — направление в политологии, исследу­ющее комплекс проблем, связанных с понятием власти, формами и способами ее осуществления и/или распределения.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ (лат. legalis — законный) — санкция со стороны власти на придание законной силы какому-то политическому институту, документу ипр., а также формальное соответствие правовым нормам решений иактов органов госу­дарственной власти.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле понятия легитимным является любое правление, которое отвечает критериям относительно долговременного общественного согла­сия с ним, восприятия его людьми как оправданного, должного, оптимального. Таким образом, источник легитимности — народ, а управляемые вовлечены через различ­ные процедуры (связанные с волеизъявлением) в процесс выработки политических решений.

ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ — обретение действующей политической властью ле­гитимности.

ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis — свободный) — 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возмож­ной свободы индивида во всех сферах жизни общества — она имеет строгие гаран­тии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализ­ма как главного экономического, политического и социального принципа (в класси­ческом либерализме); в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плюрализма как важных принципов социально-по­литического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы предста­вительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политичес­ком спектре позиции центра и несколько левее центра.

Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерва­тизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рацио­нального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либера­лизм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в раз­ное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (напри­мер, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индиви­дуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого ин­дивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду (Р. Дворкин).

Современный либерализм — сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государ­ства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик).

ЛИБЕРТАРИЗМ — экономоцентрическое направление в современном кон­серватизме (некоторые относят его к неолиберализму или «либерализму экономи­ческих консерваторов»), основанное на идее максимизации индивидуальной сво­боды, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа. Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения разме­ров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д.) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и сво­бод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также от­каз от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970-1980-х гг. Либертаристский подход был популярен в анархистских движе­ниях. Отдельных принципов либертаризма придерживались такие известные руко­водители государств, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания).

ЛИГА НАЦИИмеждународная организация, учрежденная на Парижской мирной конференции (Устав был принят в 1919 г.; торжественно открыта в 1920 г.) по инициативе союзников-победителей в Первой мировой войне для развития со­трудничества между народами, обеспечения мира и безопасности (в Уставе был за­ложен принцип коллективной безопасности), мирного решения межгосударствен­ных противоречий (третейским разбирательством. Советом Лиги или ее Ассамбле­ей), сокращения вооружений и т.п. Лига не стала всемирной организацией — не все великие державы входили в нее (например, Германия и Япония вышли из ее состава в 1934 г., членство СССР — 1934-1939 гг.), потому была не в состоянии пресечь многочисленные агрессии в предвоенный период (из-за неспособности организо­вать коллективные действия) и предотвратить Вторую мировую войну. Она факти­чески прекратила свое существование с 1939 г. (формально распущена в 1946 г.), однако многие элементы ее структуры, процедуры и цели восприняла ООН

ЛИЧНОСТЬполитической психологии) — квалификация индивида, осво­ившего социальные функции, осознавшего свою самотождественность и неповто­римость как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве чле­на общества и субъекта мира политики.

ЛОГОС (гр. logos) — одновременно: слово (высказывание, речь) и смысл (по­нятие, суждение, основание). Позднее данное понятие стало восприниматься как «учение»; ...логия — вторая часть сложных слов, означающая: наука, знание.

МАРКСИЗМ — интеллектуально сконструированная («научная») политичес­кая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материа­листическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; непри­ятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; клас­совая борьба ради искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречия между трудом и капиталом; достижение комму­низма в качестве конечного идеала и цели общественного развития.

Марксизм прошел ряд этапов развития, среди которых выделяются: 1) адапта­ция к конкретному национальному контексту (Г.В. Плеханов и др.); 2) марксизм «ревизионистского» толка, пересматривавший учение К. Маркса, внеся в него по­ложение о возможности мирного перехода к социализму и отвергнув неизбежность классовой борьбы (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.); он стал идеологической осно­вой для западной социал-демократии; 3) ортодоксальный коммунизм как офици­альная идеология, сформировавшаяся при становлении социалистических режимов и радикализированная постулатами о классовой борьбе, насильственной диктатуре пролетариата и т.д. (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.); 4) неомарксизм, сохранивший основы в виде исторического и диалектического мате­риализма, но отличающийся акцентом на гуманизм и теоретические проблемы чело­века (Д. Лукач и др.). Значительный вклад в развитие неомарксизма внесли предста­вители Франкфуртской школы социальной философии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм), разработавшие так называемую критическую теорию — совокупность положений марксистской политэкономии, философии Г.В.Ф. Гегеля и психологии 3. Фрейда, повлиявшую на левое движение в 1960-1970-х гг.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЖИМЫ (англ. international regimes) — сформули­рованный набор принципов, норм, правил и процедур принятия решений, в отно­шении которых совпадают ожидания членов мирового сообщества в конкретной сфере международных отношений (например, в тарифах и торговле, финансовой политике, использовании космоса и т.п.).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (англ. international relatios) — само­стоятельная дисциплина в сфере политических наук (выделилась в начале XX в.), традиционно занимающаяся исследованием межгосударственных взаимодействий (интеракций) в мировом масштабе, а также национальных интересов государств.

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. intergovermmental oganization — ЮОз) — институты, учреждаемые национальными правительства­ми для достижения общих целей. В качестве устойчивой формы сотрудничества государств они создают постоянную организационную инфраструктуру, а также содействуют многосторонней дипломатии, основанной на уважении суверенитета участников. Подразделяются на универсальные (прежде Лига Наций, затем ООН), региональные (например, Организация арабского единства, ОБСЕ) и по сферам ком­петенции (общие, специальные).

МЕНТАЛИТЕТ (лат. mens, mentis — ум, рассудок) — общий склад мышле­ния, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные пред­расположенности какой-либо общности; устойчивый способ мировосприятия, объе­диняющий рациональные, эмоциональные, ценностные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ — совокупность тех­нологий, приемов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотно­шение и распределение общественных ресурсов и упорядочивает публичную жизнь.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА (англ. world politics) — сформировавшееся в 1970-е гг. в рамках неолиберализма научное направление (его развитие связывается с автора­ми журнала «intergovermmental oganization», а также с работой Р. Кеохейна и Дж. Ная «Транснациональные отношения и мировая политика».).

Хотя понятия «международные отношения» и «мировая политика» использу­ются часто как синонимы, в первом случае акцент делается обычно на межгосудар­ственных проблемах, а во втором - на том, что рассматривается более широкий круг акторов (включая неправительтсвенные) и проблем (в том числе связанных с глобализацией, а также экологических и т.д.). Таким образом, в большинстве совре­менных исследований по данной проблематике международные отношения высту­пают частью мировой политики.

МИР-СИСТЕМА — по И. Валлерстайну — достаточно широкая («мир») со­циальная система со своими границами, структурами, группами как ее элементами, правилами легитимизации и внутренней соподчиненностью. Она обладает харак­теристиками живого организма, в частности определенной продолжительностью жизни, в течение которой одни ее свойства изменяются, а другие остаются стабиль­ными. Процессы жизнедеятельности мир-системы как материально-экономическо­го образования во многом являются самоподдерживающимися (на основании ши­рокого функционального и географического разделения труда, культурного много­образия), а динамика ее развития по преимуществу имеет внутрисистемный характер. Примеры мир-систем — «мировая империя», в рамках которой существует единая политическая система, и «мировая экономика», лишенная таковой благодаря спо­собности современного капитализма адаптироваться к многообразию политичес­ких режимов.

МИФОЛОГИЯ (гр. myphos - сказание, предание) — 1) совокупность преда­ний, рассказов, легенд и т.п. любого народа, которая выступает носителем его куль­турных значений, смыслов, регулирует восприятие и поведение; 2) тип сознания (мироощущения), основанного на чувственном восприятии действительности; фан­тастическое отражение действительности или ее аспектов, которое допускает слия­ние воображаемого и идеального с материальным, совпадение реальных предметов с символами и значениями, получающими статус существующих на самом деле, соучаствующих в жизни человека; 3) наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).

Политическая мифология как феномен идеологической практики — результат соединения традиционного мифа с немифилогической по своей природе культур­ной традицией. Вера — подоснова такой мифологии, поэтому последняя выводится из-под рациональной критики, становясь эффективным средством манипулирова­ния массовым сознанием.

МОГУЩЕСТВО — способность индивида (либо института) произвести на кого-то или на что-то нужное ему воздействие (эффект), которое чаще всего бывает соизмеримым с затраченной силой, количеством энергии. В политике принято счи­тать, что могущество простирается до того предела, пока не будет остановлено дру­гим могуществом. Понятие часто используется в международных отношениях.

МОДЕРН (фр. moderne — современный) — принятое в новейшей разноязыч­ной гуманитарной литературе наименование эпохи Современности.

МОДЕРНИЗАЦИЯ — процесс быстро увеличивающегося контроля над при­родой с помощью тесного сотрудничества между людьми. Он включает в себя ин­теллектуальную (в т.ч. рационализация и секуляризация), технологическую (индус­триализация, урбанизация и т.д.), социальную (дифференциация общественных групп и пр.) революции (определение принадлежит Д.Растоу).

МОНАРХИЯ (гр. monos— один, arkhein — правитель; единовластие) — фор­ма правления, при которой верховная власть в государстве формально сосредоточе­на (полностью или частично) в руках единоличного правителя — монарха, а также государство с такой властью. Власть обычно передается в порядке наследования.

МОТИВ (фр. motif от лат. movec — двигаю) — обстоятельство, которое по­буждает человека к действиям, ради чего они совершаются. В широком смысле в психологии к мотивам относят инстинкты и потребности, влечения и эмоции, уста­новки и идеалы.

МОЩЬ — совокупность ресурсов, т.е. наличных и потенциальных (лат. ро1еппа— сила, мощь) средств и способов действия, прямое использование или вероятность применения которых создает относительно благоприятные условия для достижения носителем мощи желаемых целей (например, экономическая мощь, военная мощь и т.д.). В современной ситуации конкурентного взаимодействия со­циальных групп, корпораций, государств и т.д. важно не только количественное превосходство ресурсов, составляющих мощь, но и возможность преобразовать их в оптимальный способ действия в каждом конкретном случае.

НАСИЛИЕ (англ. violence) - применение или угроза применения силы с це­лью принуждения объекта насилия к желаемому поведению. В целом насилие мож­но представить в виде присущей любому человеческому сообществу ценностной ориентации, состоящей в подавлении (в т.ч. физическом) соперника и подчинении его своей воле. Различаются открытые (связаны с физической угрозой жизни) и косвенные (угроза важным для обеспечения жизни условиям, например, достоин­ству и правам человека) формы насилия. В современном обществе открытое наси­лие утрачивает значение основного способа принуждения к определенному поведе­нию и постепенно заменяется высокотехнологичными латентными (скрытыми) формами, лучше обеспечивающими социальный и политический контроль (мани­пулирование информацией, сознанием). Но открытое насилие не может быть пол­ностью упразднено, ибо связано с устойчивыми элементами психологии человека (см. работы 3. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма).

В политологии существует и специальная концепция политического насилия, понимаемого как любое действие (или угроза действия), направленное на физическое уничтожение человека (группы людей) или причинение ему (им) намеренного ущерба. С 1960-х гг. понятие насилия обозначает всякие ситуации противостояния внутри государства, связанные с применением силы или его угрозой: антиправи­тельственные выступления, политические убийства, терроризм, государственные перевороты, восстания, гражданские войны, революции. При изучении проявлений и причин политического насилия выделяются социально-психологические факто­ры, такие как «относительная депривация» (англ. ге1апуе аерпуапоп); тематики по­литической культуры и убеждений (Т. Р. Гурр, Э. Мюллер); специфика социальных и политических структур (Д. Гиббс) и т.д.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — принцип, согласно которому нация-государство является источником высшей политической власти, осуществляемой в полной мере в пределах собственной территории (речь идет о законодательных, исполнительных, административных и судебных полномочиях) без вмешательства извне. В международных отношениях национальный суверенитет предполагает та­кой порядок, когда каждое государство самостоятельно формирует и проводит вне­шнюю политику, а также уважает право других государств действовать подобным образом (принцип суверенного равенства государств).

НАТО (англ. NАТО — NORHTATLANTIC TREATY ORGANIZATION ); ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА — военно-политический союз госу­дарств, созданный на основе подписанного в 1949 г. в Вашингтоне Североатланти­ческого договора для обеспечения коллективной безопасности (обороны) стран-участниц (в соответствии со ст. 5). В 1949 г. в ее состав входили 12 государств, в 1982 г. —16, с 1999 г. — 19.

НАУКА — сфера человеческой жизнедеятельности (или социальный инсти­тут), обеспечивающая производство, накопление знания и его использование на прак­тике. Будучи центральной в системе форм общественного сознания, она вырабаты­вает представления о явлениях и законах реального мира, организованные в виде опытного (эмпирического) и теоретического знания. От других таких форм созна­ния науку отличают максимальная полнота, систематизация, обоснованность (под­тверждение наблюдением, экспериментом, математическим и иным моделировани­ем, статистической проверкой), а главное — объективность ее отражения действи­тельности, т.е. относительная истинность знания, а также средства ее целенаправленного достижения, обобщаемые в понятии рациональности.

НАЦИЕОБРАЗОВАНИЕисторический процесс, связанный с появлением и развитием нации-государства как особого типа государственности: правительство осуществляет всю полноту суверенной власти в пределах определенной террито­рии; граждане осознают свою принадлежность к единой нации, проживающей на данных землях.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — совокупность нравственных, культур­ных, политических и иных представлений и качеств, свойственных определенному этносу и закрепленных в его традициях, нормах, стереотипах. Политико-психоло­гическая (психоаналитическая по форме) концепция национального характера ста­ла основой разработок в США и Великобритании рекомендаций по денацификации (искоренению нацизма) в Германии, а в начале холодной войны — политических методов противостояния СССР и его союзникам, деморализации коммунистичес­кой элиты. Несовершенство модели национального характера как инструмента анализа человеческого измерения политики способствовало обоснованию концепции политической культуры.

НАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО (англ. nation-state)— сочетание особой политической формы национально-территориального суверенитета и куль­турной (языковой и/или религиозной) однородности (гомогенности) какой-либо общности. Эта модель возникла вначале в Европе, а затем была перенесена в дру­гие регионы мира. Политико-управленческие структуры нации-государства в пра­вовом отношении устанавливаются конституциями, основными законами, иными законодательными актами.

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ (либеральный институционализм)—теоретический под­ход в международных исследованиях, исходящий из того, что поведение государств невозможно объяснять исключительно их национальными интересами; значит, сле­дует включать в анализ сотрудничество государств в рамках международных ин­ститутов (организаций, традиций, правил, договоров), способных гармонизировать анархическую среду международных отношений и определяющим образом влиять на поведение самих государств. Отвергает положение реализма об автономии поли­тики и экономики, уделяя особое внимание роли хозяйственных взаимодействий как фактора сотрудничества в международных отношениях. Неолиберализм возник в 1980-е гг. в ходе адаптации классического либерализма к новым условиям миро­вой политики.

НЕОРЕАЛИЗМ (структурный реализм) — направление в политическом реа­лизме, которое при сохранении ключевых постулатов этой теории (например, осо­бого понимания ведущей роли национального интереса) вводит в анализ мировой политики положение о системе (структуре) международных отношений как факто­ре влияния на государство, создающем ограничения или, наоборот, благоприятные условия для его внешнеполитического поведения.

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. nongovermmental oganization — N008) — любые организации, институционально отделенные от государств, т. е. учрежденные физическими или юридическими лицами, но не на основе межгосударственных договоров. Хотя в эту группу попадает транснацио­нальный капитал, к ним принято относить прежде всего объединения, не имеющие целью получение прибыли, т.е. различные экологические, правозащитные, гумани­тарные и т.п. ассоциации и движения, связанные с гражданским обществом.

ОБСЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ) — (англ. Organization of Security and Cjjpiration in Europe— OSСЕ) — региональное объединение, созданное для поддержания безопасности и разви­тия сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». Членами ОБСЕ являются 55 государств из Евроатлантического, в т. ч. Канада и США, и Евроазиатского регио­нов, включая центральноазиатские страны. Они пользуются равными правами (прин­цип суверенного равенства). Возникла в результате институционализации в 1975 г. СБСЕ — Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (начало работу в 1973 г.) — и придания ему новых функций и механизмов в 1995 г. (решение о пре­образовании Совещания в Организацию принято на встрече в Будапеште в 1994 г.). Цели ОБСЕ: содействие улучшению взаимных отношений участников; признание неделимости европейской безопасности, а также связи мира и безопасности в Европе и на всей Земле; увеличение вклада стран-участниц в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов. Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности является всеобъемлющим и включает вопросы конт­роля над вооружениями, превентивной дипломатии, создания мер по повышению доверия, гарантиям прав человека, мониторингу выборов, обеспечению экономи­ческой и экологической безопасности и т.д.

ОБЩАЯ ВОЛЯ (фр. volonte generale, англ. general will) — у Ж.Ж. Руссо — мистический атрибут человеческого объединения, основанного на «подлинном» об­щественном договоре; результат отказа людей от «мнимых» прав, свобод, индиви­дуальных (эгоистических) интересов и суждений в пользу блага единого целого, т.е. всего сообщества. Общая воля в форме прямого волеизъявления предпочтений граждан, направленных на достижение блага всего народа, является источником любых законов.

ОВД (ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА) — военно-полити­ческий союз государств, образованный на основе Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (вступил в силу в 1955 г.) для обеспечения кол­лективной обороны. Договор был подписан 8 странами, однако в 1968 г. из ОВД вышла Албания, в 1990 г. — Восточная Германия (бывшая ГДР). Прекратила суще­ствование в 1991 г. из-за антикоммунистических и антисоветских (преимуществен­но «бархатных») революций в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), неспособ­ности руководства распадающегося СССР сохранить в этом регионе свое влияние. Варшавский договор как реакция СССР на создание НАТО и принятие в ее состав ФРГ предусматривал объединенное военное командование и размещение советс­ких войск на территориях стран-участниц. Его конечная цель, по мысли разработ­чиков, — консолидация всего советского блока перед угрозой Запада и усиление влияния СССР в странах ЦВЕ, хотя в Договор было внесено положение о его вре­менном характере (до всеобъемлющего пакта о безопасности в Европе).

ОЛИГАРХИЯ (гр. oligarchia — власть немногих) — правление узкой группы лиц (крупных предпринимателей, военных и т.д.).

ОДНОЛИНЕЙНОСТЬ — теория, которая утверждает существование един­ственной линии развития человеческого общества — от простого к более сложно­му — и предполагает, что все общества, восходя по пути эволюции, должны пре­одолевать одни и те же стадии.

ОМБУДСМАН (швед. ombudsman — представитель чьих-то интересов) — специальное должностное лицо (нередко депутат парламента), на которое возлага­ются функции контроля за законностью действий государственных органов, соблю­дением прав и свобод граждан.

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРОЦЕДУР ПРИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РЕ­ЗУЛЬТАТОВ — один из важнейших принципов демократической политики. При демократии, опирающейся на общественный договор, институционализированы (ус­тановлены) процедуры, регулирующие конфликты и обеспечивающие относитель­ную стабильность политической системы в целом: нормы, законы, правила игры, порядок функционирования структур (партии, упорядочивающие политическую борьбу, государственная бюрократия, исходящая из рационально-правовых крите­риев, и т.д.). Тем самым конкуренция за политические посты весьма строго обозна­чена, а правление является представительным. Однако, учитывая право всех граждан на участие в принятии решений, последствия этих решений (исход выборов, возможность влияния на госчиновников всех рангов и т.д.) имеют непредсказуемый и временный характер (как в экономике — при рынке прибыль отнюдь не гаранти­рована). Политики, избиратели, партии, группы интересов, действуя в условиях со­стязательности, поставлены в неопределенное положение, ибо их будущее неизвес­тно, а настоящее подвержено переменам. Таким образом, конкуренция при демокра­тии несколько ограничена, а определенность политических процедур сочетается с неопределенностью результатов.

При государственно-социалистическом режиме — зеркально противополож­ная ситуация: в сфере политики монополия одной партии исключает конкурен­цию, внепартийные организации (профсоюзы и т.д.) ограничены в возможностях, запрещена любая деятельность по развитию гражданского общества и т.н. обще­ства политического. Тем самым гарантированы известные политические резуль­таты. И напротив, иррациональность государственной машины при крайней бю­рократизации политической сферы, засилье идеологии вместо установления де­мократических процедур и прав граждан, как следствие, дают возможность политикам и бюрократам самим принимать решения, определять права граждан, процедуры и юрисдикцию, а значит, манипулировать результатами. Таким обра­зом, государственно-социалистический режим характеризуется неопределенно­стью процедур при определенности результатов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)международная организация суверенных государств, учрежденная в 1945 г. после ратификации Ус­тава Объединенных Наций, подписанного 51 государством на Учредительной кон­ференции в Сан-Франциско в июне 1945. Этот документ был предварительно раз­работан на конференции в Думбартон-Оксе (1944) представителями СССР, США, Великобритании и Китая. На начало 2004 г. в ООН входило 191 государство. Цели ООН: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружествен­ных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и са­моопределения народов; содействие международному сотрудничеству по разреше­нию проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характе­ра; поощрение уважения к правам человека; выполнение функций центра для согласования действий наций в достижении общих целей. Частью Устава ООН является Статут Международного суда. В структуре ООН — 6 главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Секретариат, Международный суд.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ (УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ) ВЫБОРЫ (англ. founding elections) — открытое соревнование по обусловленным пактом правилам политической игры различных центров власти, нередко формирующих де-факто партийную систему (типично двухпартийную или «двух-с-половиной» партийную).

ОТЗЫВ — процедура, с помощью которой избиратели могут добиться дос­рочного прекращения полномочий своего представителя, какого-либо выборного должностного лица и новых выборов. Для начала нужно собрать установленное законом количество подписей, после чего проводятся голосование за утверждение процедуры отзыва и следующие выборы. Получил широкое распространение в 15 штатах и многих городах США, в т.ч. для отзыва вынесших непопулярное реше­ние судей или обвиненных в коррупции мэров. Движения по отзыву эффективнее всего на уровне местного самоуправления, однако редко достигают успеха в случае должностных лиц, занимающих общенациональные посты, из-за сложности проце­дуры (например, в США был отозван только один губернатор — в 1921 г.). Вместе с тем у отзыва есть значительный потенциал в деле ограничения злоупотреблений властью, особенно в политических системах, где нет практики вынесения недове­рия ради прекращения некомпетентного или неэффективного правления.

ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ СИСТЕМЫ — категории общей теории сис­тем, характеризующие степень взаимодействия системы со средой (внешним окру­жением). Открытая система осуществляет взаимодействие или обмены по каким-либо параметрам со своей средой, закрытая система таких отношений со средой не поддерживает.

Общая теория систем вначале рассматривала в качестве закрытых любые системы, что отвечало требованиям системного подхода на ранней стадии его развития: системность понималась как независимость особым образом организованных элементов от внешней среды. Согласно тезису термодинамики, закрытые системы стремятся к росту энтропии (мере внутренней неупорядоченности системы), что противоречило положению о возможности сохранения упорядоченного состояния в системах. Выходом из данной ситуации стало введение в оборот понятия открытых систем, поддерживающих состояние сложного порядка благодаря взаимодействию и/или обмену с внешней средой. Значит, каждая система способна в ходе своего развития становиться открытой либо закрытой (т.е. снизить до минимума отношения со средой).

ПАКТ (лат. pactum — договор) — формальное (открытое, закрепленное пись­менно) либо неформальное (тайное, неоформленное) соглашение об основопола­гающих правилах политического поведения, заключаемое между самыми влия­тельными политическими силами (например, оппозицией и правящими кругами или различными группировками правящей элиты, ни одна из которых не в состо­янии самостоятельно добиться всей полноты власти и эффективно ее реализо­вать). Эти силы, взятые в целом, придерживаются двух принципиальных устано­вок относительно перспектив (целей) развития политического режима, одна из которых — ориентация на сохранение существующего порядка (условно «консер­ваторы»), а вторая — нацеленность на проведение преобразований (условно «реформаторы»).

Созидательный демократический потенциал пакта выражается в «согласии быть несогласными» и в стремлении это согласие поддерживать в условиях, ког­да несовпадение основных политических мнений и отказ даже от минимального сотрудничества (взаимодействия) может привести к эскалации нестабильности, массовому насилию (вплоть до гражданской войны) и в итоге — к утрате имею­щейся или доступной в перспективе власти конкурирующими политическими си­лами. Своеобразный «джентльменский» характер пакта не устраняет разногла­сий, противоречий и конфликтов, однако вносит некоторую ясность в действия оппонентов и несколько снижает опасность односторонних акций.

Исторические примеры такого рода соглашений — Славная революция в Ан­глии, пакт в Ситхесе колумбийских либералов и консерваторов, венесуэльский пакт Пунто Фихо, пакт Монклоа в Испании и т.п.

ПАРАДИГМА (гр. paradeigma— пример, образец) — 1) научная теория, воп­лощенная в строгой системе понятий, отражающих существенные черты какого-нибудь аспекта действительности; 2) изначальная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем. Введение этого понятия в широкий оборот по пре­имуществу связано с именем американского философа Томаса Куна (1922-1996), выдвинувшего концепцию научных революций как смены парадигм — способов постановки проблем и методов исследования, главенствующих в науке в опреде­ленный исторический период.

ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament от parler — говорить) — высший предста­вительный и законодательный орган государства, формирующийся целиком или частично на выборных началах. Впервые был образован в XIII в. в Англии как орган сословного представительства. В зависимости от страны может называться по-раз­ному: в Великобритании — парламент, в Швеции — риксдаг, в России — Федераль­ное Собрание и т.д. Как правило, состоит из двух палат — верхней (сенат) и нижней (палата депутатов или общин).

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМАполитическая структура, составленная из са­мостоятельных, но взаимозависимых элементов — партий. В каждой конкретной стране она характеризуется: 1) количеством партий; 2) социально-политическими и правовыми условиями их деятельности; 3) типом электоральной системы и числом избирателей; 4) особыми параметрами — размерами, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики; 5) реальными возможностями доступа партий к власти.

ПАРТИЦИПАТОРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (англ. participation — уча­стие) — порядок формирования и осуществления публичного управления снизу вверх, в которое максимально широко включены рядовые граждане.

ПАРТИЯ (фр. parti, англ. рагty от лат. рагs/рагtis — часть, группа) в упрощен­ном толковании — политическая организация, выражающая общие или основные интересы какой-либо социальной группы либо конкретного государства; обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой (как пра­вило, идеологизированной) и конкурирует с другими образованиями такого же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе.

ПОДСИСТЕМА — относительно более сложный элемент системы, имеющий собственную структуру и являющийся, таким образом, совокупностью более про­стых, чем он сам, составных частей.

ПОЛИАРХИЯ (гр. polys — многочисленный, многий; archi — старший, глав­ный) — дословно переводится с древнегреческого как «много главных», «много­властие».

ПОЛИС (гр. polis, лат. civitas) - город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества и государства в античном мире (Древняя Греция, Древний Рим). Полис образовывали свободные граждане (члены общины), обладавшие правом на земельную собственность (в самом городе или вок­руг него) и политическими правами. Часть населения города в полис не входила и не имела гражданских прав (вольноотпущенники, рабы, чужеземцы и др.).

ПОЛИТЕЙЯ (гр. politeia) — у Аристотеля в разном контексте: 1) совокуп­ность обитателей или граждан полиса с функциями политического участия; 2) «рас­порядок полисных должностей» и образ управления, т.е. «конституция» полиса, структура институтов управления и характер их функционирования; 3) «правление на основе разрядов», или тимократия («власть богатых»); «плохая форма правле­ния», предполагающая самую сложную систему распределения должностей; 4) форма и принцип правления, сочетающие элементы различных видов властвования (смешанное или среднее правление), например, монархии, аристократии и правле­ния большинства.

ПОЛИТИЗАЦИЯ — 1) увеличение значения и роли политической сферы в жизни общества и одновременно включение в нее социальных, экономических, культурных и пр. явлений и процессов, ранее относившихся к неполитической сфере жизнедеятельности; 2) вовлечение людей (масс) в политику, что вызывает повышение их политической активности, т.е. власть признает возможность учас­тия (пусть ограниченного) населения в политике, и на него распространяются не­которые политические права. Соответственно, деполитизация — противополож­ный ход вещей.

ПОЛИТИКА (гр. роlitiка — государственные или общественные дела; то, что относится к государству, от роlis — государство) — 1) многомерное явление, кото­рое может быть представлено в качестве: а) сферы общественной жизни, социаль­ной подсистемы, выполняющей функции согласования общих и частных интере­сов, властвования и поддержания социального порядка, достижения общезначимых целей, управления людьми и общественными делами; б) вид активности социальных субъектов, совокупность их индивидуального поведения; в) тип социальных отно­шений между индивидами, малыми группами и большими общностями, система взаимодействий и коммуникаций людей между собой; 2) политический курс, т.е. сознательно выработанная политическая стратегия (как логически увязанный, на­правляемый единой волей ряд последовательных единичных действий), включаю­щая в виде необходимых компонентов определение цели и способы ее достижения; направление политической деятельности.

ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ — выбор варианта полити­ческого действия (или курса), включающий определение цели и средств его осуще­ствления.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ — совокупность отдельных действий: акций (лат. асио — деятельность, исполнение) и интеракций, т.е. взаимодействий, индивидов в политике, направленных на достижение какой-либо цели.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ (лат. mobilis — подвижный) — 1) со­средоточение и задействование субъектом (актором) политики различных матери­альных и людских ресурсов для достижения своих целей прежде всего путем созда­ния массовой поддержки со стороны граждан, установления контроля над финан­совыми и информационными источниками; 2) организация партиями и движениями высокого уровня политического участия своих сторонников для победы на выборах или для достижения и демонстрации согласия с предложенными программами и мероприятиями. Политическая мобилизация осуществляется с помощью: разных форм принуждения, индоктринации (т.е. сильной идеологизации) масс, использо­вания авторитета политического лидера, информационного и иного манипулиро­вания и др. Мобилизационный тип управления есть один из эффективных спосо­бов поддержания и реализации власти в тоталитарных режимах, однако схожие приемы — далеко не редкость и в демократиях

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — по Г. Алмонду и С. Вербе — совокуп­ность личных позиций и ориентации членов конкретной политической системы. Это субъективная сфера, создающая первооснову политических действий и прида­ющая им смысл. Личные (индивидуальные) ориентации относительно разных по­литических объектов включают в себя: познавательные (истинное/ложное знание о явлениях, событиях, идеях); аффективные (чувство коммуникации, вовлеченности, противодействия по отношению к политическим объектам); оценочные (суждения и мнения об объектах, предполагающие применение определенных критериев).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — тип негосударственного института, группо­вое объединение, обладающее различными характер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: