ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (англ. public managemtnt) — 1) целенаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы — государства — на другие с целью вызвать изменения в управляемых системных объектах; 2) особый тип социального управления, характеризующийся всеобъемлющими властными полномочиями и функциями, что обусловлено потребностями в регулировании почти всех видов общественных ресурсов и сфер публичной жизни; 3) совокупность субпроцессов, связанных с выработкой государственной стратегии и ведением повседневной публичной политики.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕНТРИСТСКАЯ (ВЕСТФАЛЬСКАЯ) МОДЕЛЬ МИРА — 1) аналитическая схема международных отношений, в которой главный объект рассмотрения — суверенное государство, его взаимодействия с подобными емугосударствами как основными акторами на международной сцене; 2) сформированная Вестфальским договором 1648 г. система мироустройства, представляющая собой совокупность наций-государств, ведущих самостоятельную внешнюю политику. В рамках Вестфальской системы суверенитет впервые становится атрибутом государства, а не монарха.
ГОСУДАРСТВО (произвол, от рус. господин, государь) (определение дано в упрощенном виде) — совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, управляющих обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями. Государство обладает суверенитетом и территориальностью, т.е. осуществляет власть над конкретным политико-географическим пространством, устанавливает систему права. Обладая монополией на насилие, оно принуждает ко всеобщему исполнению законов и в целом обеспечивает охрану существующего порядка. Основные государственные органы — правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и пр.
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА (англ. civic calture) — 1) смешанный тип политической культуры (по Г. Алмонду и С. Вербе), в котором наряду с преобладанием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие относительно целей политики, базовых ценностей и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда — наличие умеренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); считается наиболее подходящей для стабильного демократического устройства; 2) обозначение политической культуры развитых демократий (в особенности американо-британской).
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность множества межличностных отношений, семейных, социальных, экономических, культурных, религиозных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства либо помощи. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (комплекс политических институтов, в т.ч. государство) и глобальное общество (самая широкая социальная общность, которая осуществляет наивысший уровень интеграции индивидов и автономна по отношению к своему окружению).
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — все виды негосударственного политического института, для которого характерны: 1) добровольность объединения людей в коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); 2) общие представления и цели членов группы; 3) соединение личных требований с общественно-полезными материальными и духовными мотивами, которые выражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются иным группам, политическим институтам, законодательной и исполнительной властям; 4) как правило, отсутствие бюрократических структур.
ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — 1) отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству; 2) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности связей между людьми
ДВОЙНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ (англ dual есопоmу) — феномен, образованный взаимодействием развитых стран с развивающимися. Как результат — дисбаланс в экономиках государств третьего мира: одни отрасли становятся сверхсовременными, открытыми для внешнего мира, процветающими и конкурентоспособными, а другие остаются чуть ли не архаичными, отсталыми.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (как специфически политическое явление) — это совокупность изменений в политической сфере, ведущих к институционализации открытой конкуренции за право контролировать правительство; предполагает признание вместе с институциональным обеспечением широких политических прав и свобод всех граждан конкретного государства для приумножения их политического участия, а также свободные выборы, в результате которых определяется состав правительства; имеет национальное (например, смена авторитарного режима демократически ориентированным в конкретной стране) и международное (территориальное распространение демократии в концепции «волн» демократизации) измерения.
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ДЕЛИБЕРАЦИЯ (англ. delebiration — обдумывание, обсуждение, осмотрительность) — постоянно возобновляемый политическим сообществом процесс поиска, оценки и переоценки принятых политических решений и их альтернатив; означает потенциальный отказ от придания любому решению статуса абсолютно истинного и окончательного, что открывает возможности для его дальнейшей коррекции.
Принцип демократической делиберации позволяет максимально полно учитывать разнородные интересы в политике, изменения в политической системе и окружающей ее среде, хотя и является фактором определенной нестабильности, уменьшение которой возможно при поддержании открытости и динамичности политического процесса в целом.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ МИР — теория международных отношений, основанная на положении о том, что современные либерально-демократические государства благодаря общим политическим принципам (в т. ч. ответственности) не склонны для достижения своих целей вступать в военные конфликты друг с другом и выбирают мирные средства разрешения противоречий.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ (лат. transitus— переход, прохождение) — понятие, объединяющее многообразные по форме процессы перехода от одного общественного и политического состояния (та или иная разновидность недемократии) к другому, причем в качестве конечного пункта перехода вовсе не обязательно (и даже редко) выступает именно консолидированная демократия.
ДИСКУРС (лат. discursys— беседа, разговор) - термин, широко используемый в гуманитарных дисциплинах, но не имеющий единого общепринятого определения. Обычно под дискурсом понимается: 1) любая совокупность высказываний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и т.д.). Иными словами, дискурс - это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика. Такое понимание термина сложилось в 1960-1970-е гг. До этого под дискурсом понимался: 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, построенном на логике постижении истины и противопоставляемый интуитивному познанию. В этом смысле понятие дискурс восходит к основополагающей для европейского рационализма работе Р. Декарта «Рассуждение о методе» («В18ссшге ее 1а тёйтоск»). Следует выделить употребление термина дискурс, введенное немецким философом Ю. Хабермасом в начале 1970-х гг. Он предложил называть дискурсом 3) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторитетов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспариваемый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намерения участников.
ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina— учение)— 1) самостоятельная отрасль научного знания (в этом значении дисциплина и наука — синонимы); 2) учебный предмет.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА — права и свободы, присущие человеку от рождения, т.е. данные природой, проистекающие из ее основных законов. Будучи «до-социальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Либеральная концепция естественных прав, разрабатывавшаяся Дж. Лок-ком, Ш.Л. Монтескье и др., была зафиксирована в американской Декларации независимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, «самоочевидными истинами», для обеспечения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
ИДЕАЛИЗМ (во внешней политике) — внешнеполитический подход, основанный на оптимистическом представлении о природе человека и формируемых им сообществ (разумность, стремление к благу, способность к мирному общежитию и к справедливости). Он предполагает миропорядок, устроенный на демократических принципах, сотрудничестве и морали. Идеализм особенно был распространен в 1919-1939 гг., представляя собой попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию между государствами.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ — психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно овладевать разными видами социальной деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества.
ИДЕНТИЧНОСТЬ (лат. idtntificus — тождественный, одинаковый) — качество, являющееся результатом индивидуального или группового самовосприятия в виде определенного субъекта.
ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — распространение в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функционирования данного общества, составляющих его идеологическую систему, и их закрепление в политической практике. Наивысшая идеологизация — это индоктрина-ция (фр. сюсптпаке — человек, слепо следующий какому-либо учению).
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ) СПЕКТР - 1) логически упорядоченная совокупность политически значимых идейных (идеологических) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества; 2) аналитический инструмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фундаментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам. Локализация идеологии или ее носителя в идеологическом спектре совершается, как правило, по одной из двух пересекающихся осей: левые — правые, либерализм — консерватизм. Иногда добавляют третью: радикализм - реформизм.
ИДЕОЛОГИЯ (гр. Меа — идея, образ, logos — учение) — относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности.
В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма сознания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный социально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями познания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда — представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объективность и аналитичность научному постижению действительности.
Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой системы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашистского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэл-мон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент социального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиозное сознание (Г. Моска, В. Парето).
Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.
ИМПИЧМЕНТ (англ. imptschment) — особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должностными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верхней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах.
ИНИЦИАТИВА (лат. initiare — начинать) — инструмент прямой демократии, который дает право группе граждан (зарегистрированных избирателей) с установленным законом количеством участников или собравшей необходимое число подписей (например, в Швейцарии — 50 тыс., в Калифорнии, США — 5% от электората, голосовавшего на последних выборах губернатора) потребовать вынесения на голосование сформулированного ею вопроса (законопроекта, изменений и дополнений какого-либо существующего закона, в т.ч. конституции). Инициатива может быть прямой (вопрос сразу выносится на рассмотрение/голосование граждан) или непрямой (вопрос сначала обсуждается в законодательном органе и только при негативном ответе передается на всенародное голосование, иногда с альтернативным вариантом, предложенным законодателями). Получила широкое распространение в Швейцарии (впервые — в 1845 г.), 23 штатах США (в основном западных), Италии. Инициативу как легальный способ заполнить пробелы в законодательстве или изменить его нормы часто используют группы интересов, обладающие достаточными ресурсами для сбора подписей и мобилизации политического участия граждан.
ИНСТИТУТ (лат. institutum - установление, учреждение) — совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества. В политологии — определенная организация деятельности и отношений в сфере политики, воплощающая общественные нормы и правила поведения людей.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1) учреждение каких-либо новых общественных институтов; 2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений. Термин чаще всего используется в политическом плане.
КАТЕГОРИЯ (гр. kategoria- высказывание; признак)— 1) в науке: наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения какого-либо явления действительности или процесса; 2) разряд, группа явлений, лиц, объединенных общностью некоторых признаков.
КЛИКА (в политическом смысле) (фр. klique — шайка, банда) — группа людей, объединенная корпоративными — экономическими, социальными, политическими и др. — интересами, осуществляющая своекорыстные требования через институты и каналы государства (как правило, авторитарного).
КОММУНИКАЦИЯ (лат. согшгштсагю от соттшпсо - делаю общим, связываю, общаюсь)— 1) акт общения или связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании; передача информации от человека к человеку; 2) массовая коммуникация — процесс сообщения информации с помощью высокотехнологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и пр.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям.
КОНСЕРВАТИЗМ (лат. communicaion — охранять, сохранять) — многоуровневое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-политического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма — С. Хантингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения».
Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преемственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охранительного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взглядов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у классического либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценностей, институтов и процедур, с.критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особенности обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике.
КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ (лат. сonsolidation — укреплять, уплотнять, сращивать) — 1) наблюдаемая в глобальной «волне» демократизации тенденция, аналитически противопоставляемая тенденции количественного роста группы формально демократических государств (экспансия демократии), состоящая в «усилении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран, а также в укреплении межгосударственных связей в сообществе демократических наций» (С. Хантингтон); 2) совокупность социально-экономических, политических и др. процессов, ведущих к становлению в стране консолидированной демократии (англ. сопзоЦсЫед ёетосгасу), т.е. таких политических условий, в которых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демократические перемены являются необратимыми.
Американские политологи X. Линц и А. Степан определяют консолидированную демократию как политический режим, при котором соблюдаются следующие условия: 1) не существует сколько-нибудь влиятельных, распоряжающихся значительными ресурсами акторов, представленных этническими, социальными, экономическими, политическими и др. группами, которые добиваются своих целей путем создания недемократического режима, применения насилия или отделения от государства; 2) устойчивое большинство граждан убеждены, что демократические процедуры и институты — самые оптимальные средства организации политической жизни их общества; соответственно, доля выступающих против демократического порядка невелика и невлиятельна; эти антисистемные силы маргинальны и не пользуются какой-либо существенной поддержкой населения; 3) государственные и негосударственные акторы согласны разрешать любые возникающие конфликты на основании закона или в рамках сложившихся демократических политических институтов и в соответствии с установленными процедурами.
КОНСОЦИАТИВНАЯ (СООБЩЕСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ (англ. сопsociational democгасу) — альтернативная мажоритарной (т.е. опирающейся на большинство) форма демократии, являющаяся наиболее приемлемой для плюралистических (многосоставных, мультикультуральных) обществ, в которых особенно сильно выражено разделение на сегменты (группы) по этническим, религиозным, идеологическим, региональным и др. признакам. Начало распространению термина положила книга А. Лейпхарта «Демократия в многосоставных обществах» (1977). Сейчас в переводной и отечественной литературе чаще используется равнозначное понятие плюралистического общества
Политический режим, основанный на такой форме демократии, отличается следующим: 1) разделение полномочий в сфере исполнительной власти предполагает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основных сегментов (групп) общества; 2) коалиционность означает, что решения, затрагивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно их представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются им самостоятельно (т.е. речь идет о значительной автономии сегментов), а институционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства, хотя может иметь и нетерриториальное истолкование; 3) пропорциональность является основным принципом при реализации политического представительства, в т.ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заявлять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета; 4) право вето меньшинств, участвующих в коалиции, заставляет учитывать их потребности при принятии важных решений.
Консоциативная демократия утверждается и эффективно функционирует при соблюдении ряда условий, среди которых: отсутствие в плюралистическом обществе абсолютно доминирующего сегмента; равное влияние основных сегментов; ограниченное (3-5) количество сегментов; наличие внешней угрозы, одинаково воспринимаемой всеми сегментами и т.д. Примеры относительно успешных консоциа-тивных демократических режимов — Швейцария (с 1943), Бельгия (после Первой мировой войны); частично консоциативные режимы — Канада, Австрия и др.
КОНСОЦИАТИВНОСТЬ — принцип организации власти, основанный на сотрудничестве в рамках сложившейся институциональной структуры политических элит, представляющих различные относительно автономные сегменты общества; соблюдение принципа консоциативности позволяет поддерживать достаточно высокий уровень «национального единства», а таюке добиться стабильности демократии в стране с «фрагментированной политической культурой» (А. Лейпхарт). Термин «консоциация» (группа общественного единения) изначаль но применялся для обозначения пресвитерианских организаций в Шотландии, а в политологии его впервые использовал Д. Аптер.
Консоциативность предполагает элитарный характер организации системы власти, а значит, ее эффективность зависит от готовности частей политической элиты к сотрудничеству, толерантности их лидеров и гибкости институциональной структуры межэлитного сотрудничества. Если эти условия отсутствуют, то неизбежен распад политической системы, который обычно сопровождается насилием (Ливан, Кипр, Югославия).
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ (лат. constitutic — установление) —процесс обретения государственными институтами конституционных (т.е. легально-рациональных, установленных главным законом государства) оснований, обеспечивающих их деятельность в соответствии с закрепленными законом (реже — традициями) правилами и процедурами.
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) принцип строгого соблюдения буквы и духа основного закона (конституции) или совокупности самых важных законов государства, обладающих высшей юридической силой, конституционных процедур и установлений; порядок, при котором обеспечивается власть закона, т.е. государственные органы и должностные лица действуют не произвольно, а в соответствии с правовыми предписаниями; 2) направление политической мысли, отстаивающее власть закона в качестве главенствующих принципа и инструмента политического властвования.
Англосаксонская политическая традиция ставит знак равенства между кон ституционализмом и конституционной системой правления, центральными элеметами которой являются: процедурная стабильность (основные процедуры и правила, включая права человека, неприкосновенны, т.е. не могут быть изменены или отменены); ответственность (подотчетность) правительства перед избирателями; представительный характер власти; разделение властей и полномочий; открытость (публичность) политики.
КОНФЕДЕРАЦИЯ (позднелат. Confogeratio — объединение) — постоянный союз государственных образований, сохраняющих свою независимость (суверенитет), располагающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам и создают специальные совместные органы.
КОРПОРАТИЗМ (лат. согрогаtiо — объединение, сообщество) — по Ф.Шмиттеру — система представительства интересов, в которой ограниченное число единичных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, функционально различных, признанных или созданных государством элементов получают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцией требований.
КРАТОЛОГИЯ (гр. kratos - власть) — направление в политологии, исследующее комплекс проблем, связанных с понятием власти, формами и способами ее осуществления и/или распределения.
ЛЕГАЛЬНОСТЬ (лат. legalis — законный) — санкция со стороны власти на придание законной силы какому-то политическому институту, документу ипр., а также формальное соответствие правовым нормам решений иактов органов государственной власти.
ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле понятия легитимным является любое правление, которое отвечает критериям относительно долговременного общественного согласия с ним, восприятия его людьми как оправданного, должного, оптимального. Таким образом, источник легитимности — народ, а управляемые вовлечены через различные процедуры (связанные с волеизъявлением) в процесс выработки политических решений.
ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ — обретение действующей политической властью легитимности.
ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis — свободный) — 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества — она имеет строгие гарантии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализма как главного экономического, политического и социального принципа (в классическом либерализме); в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плюрализма как важных принципов социально-политического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы представительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политическом спектре позиции центра и несколько левее центра.
Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду (Р. Дворкин).
Современный либерализм — сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик).
ЛИБЕРТАРИЗМ — экономоцентрическое направление в современном консерватизме (некоторые относят его к неолиберализму или «либерализму экономических консерваторов»), основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа. Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д.) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и свобод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также отказ от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970-1980-х гг. Либертаристский подход был популярен в анархистских движениях. Отдельных принципов либертаризма придерживались такие известные руководители государств, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания).
ЛИГА НАЦИИ — международная организация, учрежденная на Парижской мирной конференции (Устав был принят в 1919 г.; торжественно открыта в 1920 г.) по инициативе союзников-победителей в Первой мировой войне для развития сотрудничества между народами, обеспечения мира и безопасности (в Уставе был заложен принцип коллективной безопасности), мирного решения межгосударственных противоречий (третейским разбирательством. Советом Лиги или ее Ассамблеей), сокращения вооружений и т.п. Лига не стала всемирной организацией — не все великие державы входили в нее (например, Германия и Япония вышли из ее состава в 1934 г., членство СССР — 1934-1939 гг.), потому была не в состоянии пресечь многочисленные агрессии в предвоенный период (из-за неспособности организовать коллективные действия) и предотвратить Вторую мировую войну. Она фактически прекратила свое существование с 1939 г. (формально распущена в 1946 г.), однако многие элементы ее структуры, процедуры и цели восприняла ООН
ЛИЧНОСТЬ (в политической психологии) — квалификация индивида, освоившего социальные функции, осознавшего свою самотождественность и неповторимость как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества и субъекта мира политики.
ЛОГОС (гр. logos) — одновременно: слово (высказывание, речь) и смысл (понятие, суждение, основание). Позднее данное понятие стало восприниматься как «учение»; ...логия — вторая часть сложных слов, означающая: наука, знание.
МАРКСИЗМ — интеллектуально сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материалистическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба ради искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречия между трудом и капиталом; достижение коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного развития.
Марксизм прошел ряд этапов развития, среди которых выделяются: 1) адаптация к конкретному национальному контексту (Г.В. Плеханов и др.); 2) марксизм «ревизионистского» толка, пересматривавший учение К. Маркса, внеся в него положение о возможности мирного перехода к социализму и отвергнув неизбежность классовой борьбы (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.); он стал идеологической основой для западной социал-демократии; 3) ортодоксальный коммунизм как официальная идеология, сформировавшаяся при становлении социалистических режимов и радикализированная постулатами о классовой борьбе, насильственной диктатуре пролетариата и т.д. (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.); 4) неомарксизм, сохранивший основы в виде исторического и диалектического материализма, но отличающийся акцентом на гуманизм и теоретические проблемы человека (Д. Лукач и др.). Значительный вклад в развитие неомарксизма внесли представители Франкфуртской школы социальной философии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм), разработавшие так называемую критическую теорию — совокупность положений марксистской политэкономии, философии Г.В.Ф. Гегеля и психологии 3. Фрейда, повлиявшую на левое движение в 1960-1970-х гг.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЖИМЫ (англ. international regimes) — сформулированный набор принципов, норм, правил и процедур принятия решений, в отношении которых совпадают ожидания членов мирового сообщества в конкретной сфере международных отношений (например, в тарифах и торговле, финансовой политике, использовании космоса и т.п.).
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (англ. international relatios) — самостоятельная дисциплина в сфере политических наук (выделилась в начале XX в.), традиционно занимающаяся исследованием межгосударственных взаимодействий (интеракций) в мировом масштабе, а также национальных интересов государств.
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. intergovermmental oganization — ЮОз) — институты, учреждаемые национальными правительствами для достижения общих целей. В качестве устойчивой формы сотрудничества государств они создают постоянную организационную инфраструктуру, а также содействуют многосторонней дипломатии, основанной на уважении суверенитета участников. Подразделяются на универсальные (прежде Лига Наций, затем ООН), региональные (например, Организация арабского единства, ОБСЕ) и по сферам компетенции (общие, специальные).
МЕНТАЛИТЕТ (лат. mens, mentis — ум, рассудок) — общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности какой-либо общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий рациональные, эмоциональные, ценностные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ — совокупность технологий, приемов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов и упорядочивает публичную жизнь.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА (англ. world politics) — сформировавшееся в 1970-е гг. в рамках неолиберализма научное направление (его развитие связывается с авторами журнала «intergovermmental oganization», а также с работой Р. Кеохейна и Дж. Ная «Транснациональные отношения и мировая политика».).
Хотя понятия «международные отношения» и «мировая политика» используются часто как синонимы, в первом случае акцент делается обычно на межгосударственных проблемах, а во втором - на том, что рассматривается более широкий круг акторов (включая неправительтсвенные) и проблем (в том числе связанных с глобализацией, а также экологических и т.д.). Таким образом, в большинстве современных исследований по данной проблематике международные отношения выступают частью мировой политики.
МИР-СИСТЕМА — по И. Валлерстайну — достаточно широкая («мир») социальная система со своими границами, структурами, группами как ее элементами, правилами легитимизации и внутренней соподчиненностью. Она обладает характеристиками живого организма, в частности определенной продолжительностью жизни, в течение которой одни ее свойства изменяются, а другие остаются стабильными. Процессы жизнедеятельности мир-системы как материально-экономического образования во многом являются самоподдерживающимися (на основании широкого функционального и географического разделения труда, культурного многообразия), а динамика ее развития по преимуществу имеет внутрисистемный характер. Примеры мир-систем — «мировая империя», в рамках которой существует единая политическая система, и «мировая экономика», лишенная таковой благодаря способности современного капитализма адаптироваться к многообразию политических режимов.
МИФОЛОГИЯ (гр. myphos - сказание, предание) — 1) совокупность преданий, рассказов, легенд и т.п. любого народа, которая выступает носителем его культурных значений, смыслов, регулирует восприятие и поведение; 2) тип сознания (мироощущения), основанного на чувственном восприятии действительности; фантастическое отражение действительности или ее аспектов, которое допускает слияние воображаемого и идеального с материальным, совпадение реальных предметов с символами и значениями, получающими статус существующих на самом деле, соучаствующих в жизни человека; 3) наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).
Политическая мифология как феномен идеологической практики — результат соединения традиционного мифа с немифилогической по своей природе культурной традицией. Вера — подоснова такой мифологии, поэтому последняя выводится из-под рациональной критики, становясь эффективным средством манипулирования массовым сознанием.
МОГУЩЕСТВО — способность индивида (либо института) произвести на кого-то или на что-то нужное ему воздействие (эффект), которое чаще всего бывает соизмеримым с затраченной силой, количеством энергии. В политике принято считать, что могущество простирается до того предела, пока не будет остановлено другим могуществом. Понятие часто используется в международных отношениях.
МОДЕРН (фр. moderne — современный) — принятое в новейшей разноязычной гуманитарной литературе наименование эпохи Современности.
МОДЕРНИЗАЦИЯ — процесс быстро увеличивающегося контроля над природой с помощью тесного сотрудничества между людьми. Он включает в себя интеллектуальную (в т.ч. рационализация и секуляризация), технологическую (индустриализация, урбанизация и т.д.), социальную (дифференциация общественных групп и пр.) революции (определение принадлежит Д.Растоу).
МОНАРХИЯ (гр. monos— один, arkhein — правитель; единовластие) — форма правления, при которой верховная власть в государстве формально сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного правителя — монарха, а также государство с такой властью. Власть обычно передается в порядке наследования.
МОТИВ (фр. motif от лат. movec — двигаю) — обстоятельство, которое побуждает человека к действиям, ради чего они совершаются. В широком смысле в психологии к мотивам относят инстинкты и потребности, влечения и эмоции, установки и идеалы.
МОЩЬ — совокупность ресурсов, т.е. наличных и потенциальных (лат. ро1еппа— сила, мощь) средств и способов действия, прямое использование или вероятность применения которых создает относительно благоприятные условия для достижения носителем мощи желаемых целей (например, экономическая мощь, военная мощь и т.д.). В современной ситуации конкурентного взаимодействия социальных групп, корпораций, государств и т.д. важно не только количественное превосходство ресурсов, составляющих мощь, но и возможность преобразовать их в оптимальный способ действия в каждом конкретном случае.
НАСИЛИЕ (англ. violence) - применение или угроза применения силы с целью принуждения объекта насилия к желаемому поведению. В целом насилие можно представить в виде присущей любому человеческому сообществу ценностной ориентации, состоящей в подавлении (в т.ч. физическом) соперника и подчинении его своей воле. Различаются открытые (связаны с физической угрозой жизни) и косвенные (угроза важным для обеспечения жизни условиям, например, достоинству и правам человека) формы насилия. В современном обществе открытое насилие утрачивает значение основного способа принуждения к определенному поведению и постепенно заменяется высокотехнологичными латентными (скрытыми) формами, лучше обеспечивающими социальный и политический контроль (манипулирование информацией, сознанием). Но открытое насилие не может быть полностью упразднено, ибо связано с устойчивыми элементами психологии человека (см. работы 3. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма).
В политологии существует и специальная концепция политического насилия, понимаемого как любое действие (или угроза действия), направленное на физическое уничтожение человека (группы людей) или причинение ему (им) намеренного ущерба. С 1960-х гг. понятие насилия обозначает всякие ситуации противостояния внутри государства, связанные с применением силы или его угрозой: антиправительственные выступления, политические убийства, терроризм, государственные перевороты, восстания, гражданские войны, революции. При изучении проявлений и причин политического насилия выделяются социально-психологические факторы, такие как «относительная депривация» (англ. ге1апуе аерпуапоп); тематики политической культуры и убеждений (Т. Р. Гурр, Э. Мюллер); специфика социальных и политических структур (Д. Гиббс) и т.д.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — принцип, согласно которому нация-государство является источником высшей политической власти, осуществляемой в полной мере в пределах собственной территории (речь идет о законодательных, исполнительных, административных и судебных полномочиях) без вмешательства извне. В международных отношениях национальный суверенитет предполагает такой порядок, когда каждое государство самостоятельно формирует и проводит внешнюю политику, а также уважает право других государств действовать подобным образом (принцип суверенного равенства государств).
НАТО (англ. NАТО — NORHTATLANTIC TREATY ORGANIZATION ); ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА — военно-политический союз государств, созданный на основе подписанного в 1949 г. в Вашингтоне Североатлантического договора для обеспечения коллективной безопасности (обороны) стран-участниц (в соответствии со ст. 5). В 1949 г. в ее состав входили 12 государств, в 1982 г. —16, с 1999 г. — 19.
НАУКА — сфера человеческой жизнедеятельности (или социальный институт), обеспечивающая производство, накопление знания и его использование на практике. Будучи центральной в системе форм общественного сознания, она вырабатывает представления о явлениях и законах реального мира, организованные в виде опытного (эмпирического) и теоретического знания. От других таких форм сознания науку отличают максимальная полнота, систематизация, обоснованность (подтверждение наблюдением, экспериментом, математическим и иным моделированием, статистической проверкой), а главное — объективность ее отражения действительности, т.е. относительная истинность знания, а также средства ее целенаправленного достижения, обобщаемые в понятии рациональности.
НАЦИЕОБРАЗОВАНИЕ — исторический процесс, связанный с появлением и развитием нации-государства как особого типа государственности: правительство осуществляет всю полноту суверенной власти в пределах определенной территории; граждане осознают свою принадлежность к единой нации, проживающей на данных землях.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — совокупность нравственных, культурных, политических и иных представлений и качеств, свойственных определенному этносу и закрепленных в его традициях, нормах, стереотипах. Политико-психологическая (психоаналитическая по форме) концепция национального характера стала основой разработок в США и Великобритании рекомендаций по денацификации (искоренению нацизма) в Германии, а в начале холодной войны — политических методов противостояния СССР и его союзникам, деморализации коммунистической элиты. Несовершенство модели национального характера как инструмента анализа человеческого измерения политики способствовало обоснованию концепции политической культуры.
НАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО (англ. nation-state)— сочетание особой политической формы национально-территориального суверенитета и культурной (языковой и/или религиозной) однородности (гомогенности) какой-либо общности. Эта модель возникла вначале в Европе, а затем была перенесена в другие регионы мира. Политико-управленческие структуры нации-государства в правовом отношении устанавливаются конституциями, основными законами, иными законодательными актами.
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ (либеральный институционализм)—теоретический подход в международных исследованиях, исходящий из того, что поведение государств невозможно объяснять исключительно их национальными интересами; значит, следует включать в анализ сотрудничество государств в рамках международных институтов (организаций, традиций, правил, договоров), способных гармонизировать анархическую среду международных отношений и определяющим образом влиять на поведение самих государств. Отвергает положение реализма об автономии политики и экономики, уделяя особое внимание роли хозяйственных взаимодействий как фактора сотрудничества в международных отношениях. Неолиберализм возник в 1980-е гг. в ходе адаптации классического либерализма к новым условиям мировой политики.
НЕОРЕАЛИЗМ (структурный реализм) — направление в политическом реализме, которое при сохранении ключевых постулатов этой теории (например, особого понимания ведущей роли национального интереса) вводит в анализ мировой политики положение о системе (структуре) международных отношений как факторе влияния на государство, создающем ограничения или, наоборот, благоприятные условия для его внешнеполитического поведения.
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. nongovermmental oganization — N008) — любые организации, институционально отделенные от государств, т. е. учрежденные физическими или юридическими лицами, но не на основе межгосударственных договоров. Хотя в эту группу попадает транснациональный капитал, к ним принято относить прежде всего объединения, не имеющие целью получение прибыли, т.е. различные экологические, правозащитные, гуманитарные и т.п. ассоциации и движения, связанные с гражданским обществом.
ОБСЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ) — (англ. Organization of Security and Cjjpiration in Europe— OSСЕ) — региональное объединение, созданное для поддержания безопасности и развития сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». Членами ОБСЕ являются 55 государств из Евроатлантического, в т. ч. Канада и США, и Евроазиатского регионов, включая центральноазиатские страны. Они пользуются равными правами (принцип суверенного равенства). Возникла в результате институционализации в 1975 г. СБСЕ — Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (начало работу в 1973 г.) — и придания ему новых функций и механизмов в 1995 г. (решение о преобразовании Совещания в Организацию принято на встрече в Будапеште в 1994 г.). Цели ОБСЕ: содействие улучшению взаимных отношений участников; признание неделимости европейской безопасности, а также связи мира и безопасности в Европе и на всей Земле; увеличение вклада стран-участниц в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов. Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности является всеобъемлющим и включает вопросы контроля над вооружениями, превентивной дипломатии, создания мер по повышению доверия, гарантиям прав человека, мониторингу выборов, обеспечению экономической и экологической безопасности и т.д.
ОБЩАЯ ВОЛЯ (фр. volonte generale, англ. general will) — у Ж.Ж. Руссо — мистический атрибут человеческого объединения, основанного на «подлинном» общественном договоре; результат отказа людей от «мнимых» прав, свобод, индивидуальных (эгоистических) интересов и суждений в пользу блага единого целого, т.е. всего сообщества. Общая воля в форме прямого волеизъявления предпочтений граждан, направленных на достижение блага всего народа, является источником любых законов.
ОВД (ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА) — военно-политический союз государств, образованный на основе Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (вступил в силу в 1955 г.) для обеспечения коллективной обороны. Договор был подписан 8 странами, однако в 1968 г. из ОВД вышла Албания, в 1990 г. — Восточная Германия (бывшая ГДР). Прекратила существование в 1991 г. из-за антикоммунистических и антисоветских (преимущественно «бархатных») революций в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), неспособности руководства распадающегося СССР сохранить в этом регионе свое влияние. Варшавский договор как реакция СССР на создание НАТО и принятие в ее состав ФРГ предусматривал объединенное военное командование и размещение советских войск на территориях стран-участниц. Его конечная цель, по мысли разработчиков, — консолидация всего советского блока перед угрозой Запада и усиление влияния СССР в странах ЦВЕ, хотя в Договор было внесено положение о его временном характере (до всеобъемлющего пакта о безопасности в Европе).
ОЛИГАРХИЯ (гр. oligarchia — власть немногих) — правление узкой группы лиц (крупных предпринимателей, военных и т.д.).
ОДНОЛИНЕЙНОСТЬ — теория, которая утверждает существование единственной линии развития человеческого общества — от простого к более сложному — и предполагает, что все общества, восходя по пути эволюции, должны преодолевать одни и те же стадии.
ОМБУДСМАН (швед. ombudsman — представитель чьих-то интересов) — специальное должностное лицо (нередко депутат парламента), на которое возлагаются функции контроля за законностью действий государственных органов, соблюдением прав и свобод граждан.
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРОЦЕДУР ПРИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ — один из важнейших принципов демократической политики. При демократии, опирающейся на общественный договор, институционализированы (установлены) процедуры, регулирующие конфликты и обеспечивающие относительную стабильность политической системы в целом: нормы, законы, правила игры, порядок функционирования структур (партии, упорядочивающие политическую борьбу, государственная бюрократия, исходящая из рационально-правовых критериев, и т.д.). Тем самым конкуренция за политические посты весьма строго обозначена, а правление является представительным. Однако, учитывая право всех граждан на участие в принятии решений, последствия этих решений (исход выборов, возможность влияния на госчиновников всех рангов и т.д.) имеют непредсказуемый и временный характер (как в экономике — при рынке прибыль отнюдь не гарантирована). Политики, избиратели, партии, группы интересов, действуя в условиях состязательности, поставлены в неопределенное положение, ибо их будущее неизвестно, а настоящее подвержено переменам. Таким образом, конкуренция при демократии несколько ограничена, а определенность политических процедур сочетается с неопределенностью результатов.
При государственно-социалистическом режиме — зеркально противоположная ситуация: в сфере политики монополия одной партии исключает конкуренцию, внепартийные организации (профсоюзы и т.д.) ограничены в возможностях, запрещена любая деятельность по развитию гражданского общества и т.н. общества политического. Тем самым гарантированы известные политические результаты. И напротив, иррациональность государственной машины при крайней бюрократизации политической сферы, засилье идеологии вместо установления демократических процедур и прав граждан, как следствие, дают возможность политикам и бюрократам самим принимать решения, определять права граждан, процедуры и юрисдикцию, а значит, манипулировать результатами. Таким образом, государственно-социалистический режим характеризуется неопределенностью процедур при определенности результатов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) — международная организация суверенных государств, учрежденная в 1945 г. после ратификации Устава Объединенных Наций, подписанного 51 государством на Учредительной конференции в Сан-Франциско в июне 1945. Этот документ был предварительно разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944) представителями СССР, США, Великобритании и Китая. На начало 2004 г. в ООН входило 191 государство. Цели ООН: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов; содействие международному сотрудничеству по разрешению проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрение уважения к правам человека; выполнение функций центра для согласования действий наций в достижении общих целей. Частью Устава ООН является Статут Международного суда. В структуре ООН — 6 главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Секретариат, Международный суд.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ (УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ) ВЫБОРЫ (англ. founding elections) — открытое соревнование по обусловленным пактом правилам политической игры различных центров власти, нередко формирующих де-факто партийную систему (типично двухпартийную или «двух-с-половиной» партийную).
ОТЗЫВ — процедура, с помощью которой избиратели могут добиться досрочного прекращения полномочий своего представителя, какого-либо выборного должностного лица и новых выборов. Для начала нужно собрать установленное законом количество подписей, после чего проводятся голосование за утверждение процедуры отзыва и следующие выборы. Получил широкое распространение в 15 штатах и многих городах США, в т.ч. для отзыва вынесших непопулярное решение судей или обвиненных в коррупции мэров. Движения по отзыву эффективнее всего на уровне местного самоуправления, однако редко достигают успеха в случае должностных лиц, занимающих общенациональные посты, из-за сложности процедуры (например, в США был отозван только один губернатор — в 1921 г.). Вместе с тем у отзыва есть значительный потенциал в деле ограничения злоупотреблений властью, особенно в политических системах, где нет практики вынесения недоверия ради прекращения некомпетентного или неэффективного правления.
ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ СИСТЕМЫ — категории общей теории систем, характеризующие степень взаимодействия системы со средой (внешним окружением). Открытая система осуществляет взаимодействие или обмены по каким-либо параметрам со своей средой, закрытая система таких отношений со средой не поддерживает.
Общая теория систем вначале рассматривала в качестве закрытых любые системы, что отвечало требованиям системного подхода на ранней стадии его развития: системность понималась как независимость особым образом организованных элементов от внешней среды. Согласно тезису термодинамики, закрытые системы стремятся к росту энтропии (мере внутренней неупорядоченности системы), что противоречило положению о возможности сохранения упорядоченного состояния в системах. Выходом из данной ситуации стало введение в оборот понятия открытых систем, поддерживающих состояние сложного порядка благодаря взаимодействию и/или обмену с внешней средой. Значит, каждая система способна в ходе своего развития становиться открытой либо закрытой (т.е. снизить до минимума отношения со средой).
ПАКТ (лат. pactum — договор) — формальное (открытое, закрепленное письменно) либо неформальное (тайное, неоформленное) соглашение об основополагающих правилах политического поведения, заключаемое между самыми влиятельными политическими силами (например, оппозицией и правящими кругами или различными группировками правящей элиты, ни одна из которых не в состоянии самостоятельно добиться всей полноты власти и эффективно ее реализовать). Эти силы, взятые в целом, придерживаются двух принципиальных установок относительно перспектив (целей) развития политического режима, одна из которых — ориентация на сохранение существующего порядка (условно «консерваторы»), а вторая — нацеленность на проведение преобразований (условно «реформаторы»).
Созидательный демократический потенциал пакта выражается в «согласии быть несогласными» и в стремлении это согласие поддерживать в условиях, когда несовпадение основных политических мнений и отказ даже от минимального сотрудничества (взаимодействия) может привести к эскалации нестабильности, массовому насилию (вплоть до гражданской войны) и в итоге — к утрате имеющейся или доступной в перспективе власти конкурирующими политическими силами. Своеобразный «джентльменский» характер пакта не устраняет разногласий, противоречий и конфликтов, однако вносит некоторую ясность в действия оппонентов и несколько снижает опасность односторонних акций.
Исторические примеры такого рода соглашений — Славная революция в Англии, пакт в Ситхесе колумбийских либералов и консерваторов, венесуэльский пакт Пунто Фихо, пакт Монклоа в Испании и т.п.
ПАРАДИГМА (гр. paradeigma— пример, образец) — 1) научная теория, воплощенная в строгой системе понятий, отражающих существенные черты какого-нибудь аспекта действительности; 2) изначальная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем. Введение этого понятия в широкий оборот по преимуществу связано с именем американского философа Томаса Куна (1922-1996), выдвинувшего концепцию научных революций как смены парадигм — способов постановки проблем и методов исследования, главенствующих в науке в определенный исторический период.
ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган государства, формирующийся целиком или частично на выборных началах. Впервые был образован в XIII в. в Англии как орган сословного представительства. В зависимости от страны может называться по-разному: в Великобритании — парламент, в Швеции — риксдаг, в России — Федеральное Собрание и т.д. Как правило, состоит из двух палат — верхней (сенат) и нижней (палата депутатов или общин).
ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — политическая структура, составленная из самостоятельных, но взаимозависимых элементов — партий. В каждой конкретной стране она характеризуется: 1) количеством партий; 2) социально-политическими и правовыми условиями их деятельности; 3) типом электоральной системы и числом избирателей; 4) особыми параметрами — размерами, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики; 5) реальными возможностями доступа партий к власти.
ПАРТИЦИПАТОРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (англ. participation — участие) — порядок формирования и осуществления публичного управления снизу вверх, в которое максимально широко включены рядовые граждане.
ПАРТИЯ (фр. parti, англ. рагty от лат. рагs/рагtis — часть, группа) в упрощенном толковании — политическая организация, выражающая общие или основные интересы какой-либо социальной группы либо конкретного государства; обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой (как правило, идеологизированной) и конкурирует с другими образованиями такого же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе.
ПОДСИСТЕМА — относительно более сложный элемент системы, имеющий собственную структуру и являющийся, таким образом, совокупностью более простых, чем он сам, составных частей.
ПОЛИАРХИЯ (гр. polys — многочисленный, многий; archi — старший, главный) — дословно переводится с древнегреческого как «много главных», «многовластие».
ПОЛИС (гр. polis, лат. civitas) - город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества и государства в античном мире (Древняя Греция, Древний Рим). Полис образовывали свободные граждане (члены общины), обладавшие правом на земельную собственность (в самом городе или вокруг него) и политическими правами. Часть населения города в полис не входила и не имела гражданских прав (вольноотпущенники, рабы, чужеземцы и др.).
ПОЛИТЕЙЯ (гр. politeia) — у Аристотеля в разном контексте: 1) совокупность обитателей или граждан полиса с функциями политического участия; 2) «распорядок полисных должностей» и образ управления, т.е. «конституция» полиса, структура институтов управления и характер их функционирования; 3) «правление на основе разрядов», или тимократия («власть богатых»); «плохая форма правления», предполагающая самую сложную систему распределения должностей; 4) форма и принцип правления, сочетающие элементы различных видов властвования (смешанное или среднее правление), например, монархии, аристократии и правления большинства.
ПОЛИТИЗАЦИЯ — 1) увеличение значения и роли политической сферы в жизни общества и одновременно включение в нее социальных, экономических, культурных и пр. явлений и процессов, ранее относившихся к неполитической сфере жизнедеятельности; 2) вовлечение людей (масс) в политику, что вызывает повышение их политической активности, т.е. власть признает возможность участия (пусть ограниченного) населения в политике, и на него распространяются некоторые политические права. Соответственно, деполитизация — противоположный ход вещей.
ПОЛИТИКА (гр. роlitiка — государственные или общественные дела; то, что относится к государству, от роlis — государство) — 1) многомерное явление, которое может быть представлено в качестве: а) сферы общественной жизни, социальной подсистемы, выполняющей функции согласования общих и частных интересов, властвования и поддержания социального порядка, достижения общезначимых целей, управления людьми и общественными делами; б) вид активности социальных субъектов, совокупность их индивидуального поведения; в) тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, система взаимодействий и коммуникаций людей между собой; 2) политический курс, т.е. сознательно выработанная политическая стратегия (как логически увязанный, направляемый единой волей ряд последовательных единичных действий), включающая в виде необходимых компонентов определение цели и способы ее достижения; направление политической деятельности.
ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ — выбор варианта политического действия (или курса), включающий определение цели и средств его осуществления.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ — совокупность отдельных действий: акций (лат. асио — деятельность, исполнение) и интеракций, т.е. взаимодействий, индивидов в политике, направленных на достижение какой-либо цели.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ (лат. mobilis — подвижный) — 1) сосредоточение и задействование субъектом (актором) политики различных материальных и людских ресурсов для достижения своих целей прежде всего путем создания массовой поддержки со стороны граждан, установления контроля над финансовыми и информационными источниками; 2) организация партиями и движениями высокого уровня политического участия своих сторонников для победы на выборах или для достижения и демонстрации согласия с предложенными программами и мероприятиями. Политическая мобилизация осуществляется с помощью: разных форм принуждения, индоктринации (т.е. сильной идеологизации) масс, использования авторитета политического лидера, информационного и иного манипулирования и др. Мобилизационный тип управления есть один из эффективных способов поддержания и реализации власти в тоталитарных режимах, однако схожие приемы — далеко не редкость и в демократиях
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — по Г. Алмонду и С. Вербе — совокупность личных позиций и ориентации членов конкретной политической системы. Это субъективная сфера, создающая первооснову политических действий и придающая им смысл. Личные (индивидуальные) ориентации относительно разных политических объектов включают в себя: познавательные (истинное/ложное знание о явлениях, событиях, идеях); аффективные (чувство коммуникации, вовлеченности, противодействия по отношению к политическим объектам); оценочные (суждения и мнения об объектах, предполагающие применение определенных критериев).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — тип негосударственного института, групповое объединение, обладающее различными характер