Канал распределения – это структура, объединяющая группу лиц и предприятий, через которую товар или услуга доводится до конечного потребителя (рынок B2С) или промышленного пользователя (рынок B2В).
Функции каналов распределения товаров:
· Хранение и транспортировка от места производства к месту потребления;
· Действия по обеспечению доступности товаров в количестве и форме, соответствующих потребностям покупателей, создание наборов специализированных и взаимодополняющих товаров;
· Информирование (действия, повышающие знание потребностей рынка и конкурентной ситуации);
· Разработка и распространение различных материалов в целях привлечения покупателей;
· Организационно-финансовая деятельность (заключение договоров, финансирование издержек).
Рынок товаров массового потребления представлен четырехструктурной системой распределения:
· Канал нулевого уровня (производитель – потребитель);
· Одноуровневый канал (производитель – розничный торговец – потребитель);
|
|
· Двухуровневый канал (производитель – оптовый торговец – розничный торговец – потребитель);
· Трехуровневый канал (производитель – агент – оптовый торговец – розничный торговец – потребитель).
Рынок товаров производственного назначения представлен трехструктурной системой распределения:
· Канал нулевого уровня (производитель – потребитель);
· Одноуровневый канал (производитель – дистрибьюторы – потребитель, или производитель – агент – потребитель);
· Двухуровневый канал (производитель – агент – дистрибьютор – потребитель).
Рынок услуг представлен двухструктурной системой распределения:
· Канал нулевого уровня (производитель – потребитель);
· Одноуровневый канал (производитель – агент – потребитель, или производитель – розничный торговец – потребитель).
Канал нулевого уровня, как правило, используется для распределения узкоспециализированных товаров (услуг), с быстроменяющимися ценами.
Одноуровневый канал чаще всего используется, в случае если рынок плохо изучен и у предприятия-производителя нет финансовых средств для его изучения и работы по эффективному сбыту.
Двухуровневый канал используется, когда рынок расположен на большой территории, а поставка товаров осуществляется небольшими, но срочными партиями.
Трехуровневый канал – самый длинный и опосредованный канал, который используется, когда производитель пытается проникнуть на неизвестный ему экспортный рынок.