Аэродинамику твердого тела, движущегося в жидкости, обычно рассматривают в одной из двух систем координат: скоростной или связанной.
Продольная ось
скоростной системы направлена всегда по вектору скорости движения центра масс аппарата, вертикальная ось
расположена в вертикальной плоскости симметрии тела и направлена вверх, ось
направлена так, чтобы образовывать с осями
и
правую тройку (рис.2.9а), [7,10].
Аэродинамические расчеты могут вестись также в связанной системе координат. Обычно именно в этой системе исследуется вращательное движение тела. В этой системе, жестко связанной с летательным аппаратом, ось
направлена вдоль главной продольной оси инерции, вертикальная ось
расположена в вертикальной плоскости симметрии, горизонтальная ось
направлена так, чтобы с осями
и
образовывать правую тройку (рис.2.9б).
Рис.2.9 – Силы и моменты в скоростной (а) и связанной (б) системах координат
Проекции вектора
на оси скоростной системы координат называются соответственно силой лобового сопротивления
, подъемной силой
и боковой силой
. Соответствующие проекции того же вектора на оси связанной системы координат называются продольной (осевой) (
или
), нормальной (
или
) и поперечной
силами.
Проекции вектора
в той и другой системах координат имеют одно и то же название, а именно: составляющие относительно продольной оси называются моментом крена (соответствующие обозначения в скоростной системе
, в связанной -
), составляющие относительно вертикальной оси – моментом рыскания (
,
), составляющие относительно поперечной оси – моментом тангажа (
,
).
Таким образом, можем записать:
;
,
где
,
,
,
,
- единичные векторы по осям соответственно скоростной и связанной систем координат. Положительным моментом относительно оси считается момент, который стремится повернуть летательный аппарат против часовой стрелки, если вести наблюдение за движением вектора с его конца.
Величина и направление действия сил и моментов зависят при данной скорости полета на некоторой высоте от ориентировки тела относительно вектора своей скорости
. В свою очередь эта ориентировка обуславливает соответствующее взаимное расположение связанной и скоростной систем координат. Такое расположение определяется двумя углами:
- углом атаки,
- углом скольжения. На рис.2.10 показано, как положение дирижабля, корпус которого имеет плоскость симметрии, характеризуется в скоростной системе координат углами
и
.
Первый из них (
) есть угол между осью
и проекцией вектора скорости
на плоскость продольной симметрии
(на рис.2.10 – плоскость
обозначена
, а указанная проекция - вектор
), второй (
) представляет собой угол между вектором
и плоскостью
(т.е. между
и
).
Рис.2.10 – К определению углов атаки
и скольжения
;
- скоростная система координат; плоскость
перпендикулярна плоскости симметрии тела.
Зная углы атаки и скольжения, можно перейти от проекций векторов силы и момента в одной системе координат к проекциям этих векторов в другой системе координат. Формулы пересчета, которые легко получаются по рис.2.10, имеют вид:
,
,
, (2.58)
,
,
. (2.59)






