Рассмотрим расчет коэффициента лобового сопротивления при нулевых углах атаки и скольжения. При этом будем пользоваться методикой, изложенной в работе [12], где были обработаны экспериментальные данные по аэродинамическим коэффициентам реальных дирижаблей. Диапазон изменения объемов оболочек исследуемых дирижаблей - от
до
, а удлинений
от 3 до 5.
В качестве характерной площади используем величину
, где
- объем корпуса дирижабля.
Полный коэффициент сопротивления приближенно определяется следующей эмпирической формулой:
, (2.73)
где
- коэффициент, учитывающий интерференцию частей дирижабля и сопротивление мелких деталей, включая посадочный такелаж;
- коэффициенты, учитывающие сопротивление дополнительного оборудования корпуса дирижабля и оперения, соответственно;
- коэффициент, учитывающий сопротивление пилонов движителей, мотогондол и систем охлаждения двигателей, шасси и другого дополнительного оборудования гондолы и силовых установок;
,
,
,
,
- коэффициенты сопротивления корпуса дирижабля, оперения, интерференции оперения и корпуса, гондолы и расчалок оперения, соответственно.
Учет сопротивления корпуса
, (2.74)
где
- коэффициент сопротивления трения корпуса, который для гладкой поверхности корпуса дирижабля при числах Рейнольдса
может быть рассчитан по интерполяционной формуле, полученной в работе [12] после обработки экспериментальных данных для дирижаблей мягкого типа:
, (2.75)
где
число Рейнольдса корпуса,
- кинематическая вязкость среды, равная для воздуха при нормальных условиях (
,
)
;
- длина дирижабля; коэффициенты
и
приближенно учитывают сопротивление давления и отрыв потока с кормовой части корпуса:
,
, (2.76)
где
- диаметр миделя корпуса дирижабля.
Для объемного коэффициента сопротивления корпуса справедлива формула:
, (2.77)
где
- площадь поверхности корпуса.
Учет сопротивления оперения
Коэффициент сопротивления одного плана оперения, отнесенный к его площади
, рассчитывается по формуле:
, (2.78)
где
- коэффициент сопротивления трения пластины длиной по потоку
, равной хорде стабилизатора оперения при числе Рейнольдса
; коэффициенты
и
учитывают сопротивление давления и дополнительное сопротивление, вызванное отрывом потока в хвостовой части профиля стабилизатора, соответственно:
,
, (2.79)
где
- толщина профиля стабилизатора. Найдя
из (2.78), определяем объемный коэффициент сопротивления оперения дирижабля:
, (2.80)
где
- число планов оперения.
Учет интерференции корпуса и оперения
Соответствующий коэффициент сопротивления определяется по приближенной формуле:
, (2.81)
где
.
Учет сопротивления гондолы
Соответствующий коэффициент сопротивления для исследовавшихся дирижаблей рассчитывается по следующей эмпирической формуле, учитывающей фронтальную площадь гондолы
:
. (2.82)
Следует отметить, что, как показали результаты численного исследования аэродинамики дирижаблей, эти формулы дают удовлетворительную для практики точность только для дирижаблей средних и больших объемов -
.






