Студент должен представлять:
· зависимость эффекта лекарственных средств от индивидуальных особенностей и состояния организма пациента.
Студент должен знать:
· классификацию видов взаимодействия лекарственных средств;
· распространенные эффекты при повторном применении лекарственных препаратов.
Студент должен уметь:
· определить признаки аллергической реакции;
· описывать эффекты лекарств, обусловленные длительным применением и внезапной отменой.
Основные теоретические вопросы:
1. Виды взаимодействия лекарственных веществ. Понятие о лекарственной несовместимости.
2. Фармацевтическое взаимодействие и несовместимость.
3. Фармакокинетическое, фармакодинамическое взаимодействие и несовместимость.
4. Понятие о синергизме и антагонизме. Практическое значение этих видов взаимодействия.
5. Сенсибилизирующее и аллергизирующее действие лекарственных веществ. Анафилаксия.
6. Кумуляция, её виды и практическое значение кумуляции.
7. Привыкание к лекарственным средствам. Тахифилаксия как разновидность привыкания.
8. Лекарственная зависимость, механизмы её развития. Физическая и психическая зависимость.
9. Лекарственная устойчивость, механизмы и причины её развития.
10. Влияние возраста, генетических особенностей, состояния организма и биоритмов на действие лекарственных препаратов
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: аллергия, антагонизм, кумуляция, лекарственная устойчивость, лекарственная несовместимость, сенсибилизация, синергизм, тахифилаксия.
2. Найдите в справочной литературе и запишите примеры лекарственных препаратов, вызывающих: а) привыкание; б) лекарственную зависимость; в) тахифилаксию.
3. Закончите предложения, указав вид взаимодействия препаратов или эффекты при их повторном применении:
· Снижение эффективности слабительного при длительном применении, это…;
· Ослабление действия пилокарпина после введения атропина сульфата, это…
· Снижение сосудосуживающего действия эфедрина при применении второй – третьей дозы, это…
· Усиление гипотензивного действия сосудорасширяющих средств на фоне мочегонных препаратов, это…
· Снижение гипогликемического действия препаратов инсулина у пожилых людей, длительно страдающих диабетом, это…
4. Решите ситуационные задачи.
А) Пациенту Н. назначен препарат из группы противоаллергических средств, для приема внутрь в таблетках. При самостоятельном просмотре информации в сети Интернет пациент решил начать принимать адсорбенты (активированный уголь). Активированный уголь он принимал одновременно с назначенным ему противоаллергическим средством. Через некоторое время пациент пришёл на повторный приём к врачу с жалобами на отсутствие результатов лечения. По его мнению, ему было назначено неправильное лечение или продан в аптеке некачественный препарат.
Задания:
· Прав ли пациент в своих утверждениях? Ответ обоснуйте.
· Какой вид лекарственного взаимодействия имеет место у данного пациента, и можно ли было его избежать? Ответ обоснуйте.
Б) При длительном применении пациенткой А. препарата калия йодида в качестве отхаркивающего средства развились следующие симптомы: кашель, слезотечение, насморк, дерматит.
Задания:
· Какой вид нежелательных лекарственных реакций имеет место у пациентки и с чем это связано? Ответ обоснуйте.
· Как действовать в подобной ситуации?
Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:
Выполните задания: Приложение 4, задание 4.