Тема 3.3. Взаимодействие лекарственных веществ. Эффекты при повторном применении. Влияние индивидуальных особенностей организма на действие лекарственных средств

Студент должен представлять:

· зависимость эффекта лекарственных средств от индивидуальных особенностей и состояния организма пациента.

Студент должен знать:

· классификацию видов взаимодействия лекарственных средств;

· распространенные эффекты при повторном применении лекарственных препаратов.

Студент должен уметь:

· определить признаки аллергической реакции;

· описывать эффекты лекарств, обусловленные длительным применением и внезапной отменой.

Основные теоретические вопросы:

1. Виды взаимодействия лекарственных веществ. Понятие о лекарственной несовместимости.

2. Фармацевтическое взаимодействие и несовместимость.

3. Фармакокинетическое, фармакодинамическое взаимодействие и несовместимость.

4. Понятие о синергизме и антагонизме. Практическое значение этих видов взаимодействия.

5. Сенсибилизирующее и аллергизирующее действие лекарственных веществ. Анафилаксия.

6. Кумуляция, её виды и практическое значение кумуляции.

7. Привыкание к лекарственным средствам. Тахифилаксия как разновидность привыкания.

8. Лекарственная зависимость, механизмы её развития. Физическая и психическая зависимость.

9. Лекарственная устойчивость, механизмы и причины её развития.

10. Влияние возраста, генетических особенностей, состояния организма и биоритмов на действие лекарственных препаратов

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: аллергия, антагонизм, кумуляция, лекарственная устойчивость, лекарственная несовместимость, сенсибилизация, синергизм, тахифилаксия.

2. Найдите в справочной литературе и запишите примеры лекарственных препаратов, вызывающих: а) привыкание; б) лекарственную зависимость; в) тахифилаксию.

3. Закончите предложения, указав вид взаимодействия препаратов или эффекты при их повторном применении:

· Снижение эффективности слабительного при длительном применении, это…;

· Ослабление действия пилокарпина после введения атропина сульфата, это…

· Снижение сосудосуживающего действия эфедрина при применении второй – третьей дозы, это…

· Усиление гипотензивного действия сосудорасширяющих средств на фоне мочегонных препаратов, это…

· Снижение гипогликемического действия препаратов инсулина у пожилых людей, длительно страдающих диабетом, это…

4. Решите ситуационные задачи.

А) Пациенту Н. назначен препарат из группы противоаллергических средств, для приема внутрь в таблетках. При самостоятельном просмотре информации в сети Интернет пациент решил начать принимать адсорбенты (активированный уголь). Активированный уголь он принимал одновременно с назначенным ему противоаллергическим средством. Через некоторое время пациент пришёл на повторный приём к врачу с жалобами на отсутствие результатов лечения. По его мнению, ему было назначено неправильное лечение или продан в аптеке некачественный препарат.

Задания:

· Прав ли пациент в своих утверждениях? Ответ обоснуйте.

· Какой вид лекарственного взаимодействия имеет место у данного пациента, и можно ли было его избежать? Ответ обоснуйте.

Б) При длительном применении пациенткой А. препарата калия йодида в качестве отхаркивающего средства развились следующие симптомы: кашель, слезотечение, насморк, дерматит.

Задания:

· Какой вид нежелательных лекарственных реакций имеет место у пациентки и с чем это связано? Ответ обоснуйте.

· Как действовать в подобной ситуации?

Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания: Приложение 4, задание 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: