Тема 4.1.1. Антисептические и дезинфицирующие средства

Лечение инфекционных, паразитарных, вирусных и онкологических заболеваний проводится химическими веществами, избирательно действующими на патогенные бактерии, вирусы, простейших, гельминтов, клетки злокачественных новообразований – химиотерапевтическими средствами. К таким средствам относятся антибиотики, сульфаниламиды, противотуберкулезные препараты, противопротозойные и антигельминтные средства, препараты для лечения злокачественных новообразований. Также существуют подобные вещества неизбирательного действия – антисептические и дезинфицирующие препараты, которые в соответствующих концентрациях губительно влияют на большинство микроорганизмов. Они используются для обработки помещений, обеззараживания инструментария и предметов обихода пациента, обработки кожи и слизистых оболочек.

Студент должен представлять:

· механизмы действия антисептических и дезинфицирующих средств.

Студент должен знать:

· классификацию антисептиков и дезинфицирующих средств;

· особенности фармакологического действия антисептиков и дезинфицирующих средств;

· отличия антисептических средств от дезинфицирующих;

· последствия токсического действия данных групп препаратов на организм человека.

Студент должен уметь:

· рассчитывать концентрации антисептических и дезинфицирующих средств, для приготовления растворов;

· выписывать и корректировать рецепты на антисептические и дезинфицирующие средства.

Список препаратов к теме:

Резорцин, хлорамин Б, пантоцид, р-р йода спиртовой, хлоргексидин, йодинол, р-р перекиси водорода, калия перманганат, р-р формальдегида, циминаль, серебра нитрат (ляпис), протаргол, гексаметилентетрамин, кислота борная, бриллиантовый зеленый, димексид, церигель, роккал, линимент Вишневского, ихтиол, винилин, хлорофиллипт, сангвиритрин, ротокан, спирт этиловый, лизоцим, фурацилин.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение, классификация, условия действия антисептических и дезинфицирующих средств. Правила работы с антисептическими и дезинфицирующими средствами.

2. Группа фенола. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

3. Группа галогеносодержащих средств. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

4. Производные нитрофурана. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

5. Группа окислителей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

6. Группа альдегидов и спиртов. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

7. Группа тяжелых металлов. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

8. Группа красителей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

9. Группа кислот и щелочей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

10. Детергенты. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

11. Растительные антисептики и антисептики разных групп. Особенности действия и применения.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: асептика, антисептика, дезинфекция, детергенты.

2. Выпишите рецепты: а) хлоргексидин для орошения горла; б) ихтиол в суппозиториях; в) хлорамин Б для обработки рук; г) протаргол.

3. Найдите в справочной литературе и запишите действующие антисептические вещества, входящие в состав препаратов:

· Тантум-Rose;

· Ваготил;

· Стоматофит;

· Мирамистин;

· Линимент Вилкинсона;

· Лизобакт;

· Каметон;

· Гексикон;

· Осарбон.

4. Решите ситуационные задачи.

А) В медицинский кабинет школы пришёл ученик 5 класса, упавший во дворе во время игры на перемене и повредивший колено. У него глубокая кровоточащая ссадина, частично загрязнённая песком.

Задания:

· Укажите антисептики (не менее двух), которые можно применить в данной ситуации, а также правила и концентрации их использования.

· Укажите возможные побочные эффекты, которые могут развиться при применении выбранных вами препаратов.

Б) При обработке гнойной раны медсестра Сергеева предлагает воспользоваться бриллиантовым зеленым, а медсестра Кульчикова предлагает применить 70% р-р этилового спирта.

Задания:

· Выскажите своё мнение о применении данных средств в сложившейся ситуации;

· Какие антисептики вы предложите взамен и почему?

В) В педиатрической практике существует правило купать ребёнка периода новорожденности с добавлением антисептического средства.

Задания:

· Назовите препарат;

· Укажите форму выпуска выбранного препарата;

· Объясните методику приготовления раствора данного препарата для купания новорожденного;

· Укажите возможные ошибки при приготовлении раствора, которые часто допускают неопытные родители.

Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: