Лечение инфекционных, паразитарных, вирусных и онкологических заболеваний проводится химическими веществами, избирательно действующими на патогенные бактерии, вирусы, простейших, гельминтов, клетки злокачественных новообразований – химиотерапевтическими средствами. К таким средствам относятся антибиотики, сульфаниламиды, противотуберкулезные препараты, противопротозойные и антигельминтные средства, препараты для лечения злокачественных новообразований. Также существуют подобные вещества неизбирательного действия – антисептические и дезинфицирующие препараты, которые в соответствующих концентрациях губительно влияют на большинство микроорганизмов. Они используются для обработки помещений, обеззараживания инструментария и предметов обихода пациента, обработки кожи и слизистых оболочек.
Студент должен представлять:
· механизмы действия антисептических и дезинфицирующих средств.
Студент должен знать:
· классификацию антисептиков и дезинфицирующих средств;
|
|
· особенности фармакологического действия антисептиков и дезинфицирующих средств;
· отличия антисептических средств от дезинфицирующих;
· последствия токсического действия данных групп препаратов на организм человека.
Студент должен уметь:
· рассчитывать концентрации антисептических и дезинфицирующих средств, для приготовления растворов;
· выписывать и корректировать рецепты на антисептические и дезинфицирующие средства.
Список препаратов к теме:
Резорцин, хлорамин Б, пантоцид, р-р йода спиртовой, хлоргексидин, йодинол, р-р перекиси водорода, калия перманганат, р-р формальдегида, циминаль, серебра нитрат (ляпис), протаргол, гексаметилентетрамин, кислота борная, бриллиантовый зеленый, димексид, церигель, роккал, линимент Вишневского, ихтиол, винилин, хлорофиллипт, сангвиритрин, ротокан, спирт этиловый, лизоцим, фурацилин.
Основные теоретические вопросы:
1. Определение, классификация, условия действия антисептических и дезинфицирующих средств. Правила работы с антисептическими и дезинфицирующими средствами.
2. Группа фенола. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
3. Группа галогеносодержащих средств. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
4. Производные нитрофурана. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
5. Группа окислителей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
6. Группа альдегидов и спиртов. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
7. Группа тяжелых металлов. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
|
|
8. Группа красителей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
9. Группа кислот и щелочей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
10. Детергенты. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
11. Растительные антисептики и антисептики разных групп. Особенности действия и применения.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: асептика, антисептика, дезинфекция, детергенты.
2. Выпишите рецепты: а) хлоргексидин для орошения горла; б) ихтиол в суппозиториях; в) хлорамин Б для обработки рук; г) протаргол.
3. Найдите в справочной литературе и запишите действующие антисептические вещества, входящие в состав препаратов:
· Тантум-Rose;
· Ваготил;
· Стоматофит;
· Мирамистин;
· Линимент Вилкинсона;
· Лизобакт;
· Каметон;
· Гексикон;
· Осарбон.
4. Решите ситуационные задачи.
А) В медицинский кабинет школы пришёл ученик 5 класса, упавший во дворе во время игры на перемене и повредивший колено. У него глубокая кровоточащая ссадина, частично загрязнённая песком.
Задания:
· Укажите антисептики (не менее двух), которые можно применить в данной ситуации, а также правила и концентрации их использования.
· Укажите возможные побочные эффекты, которые могут развиться при применении выбранных вами препаратов.
Б) При обработке гнойной раны медсестра Сергеева предлагает воспользоваться бриллиантовым зеленым, а медсестра Кульчикова предлагает применить 70% р-р этилового спирта.
Задания:
· Выскажите своё мнение о применении данных средств в сложившейся ситуации;
· Какие антисептики вы предложите взамен и почему?
В) В педиатрической практике существует правило купать ребёнка периода новорожденности с добавлением антисептического средства.
Задания:
· Назовите препарат;
· Укажите форму выпуска выбранного препарата;
· Объясните методику приготовления раствора данного препарата для купания новорожденного;
· Укажите возможные ошибки при приготовлении раствора, которые часто допускают неопытные родители.
Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:
Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 5.