Антибиотики представляют собой низкомолекулярные вещества микробного, животного или синтетического происхождения, которые могут подавлять жизнедеятельность микроорганизмов (бактериостатическое действие) или убивать их (бактерицидное действие). Существуют антибиотики антибактериального, противогрибкового и противоопухолевого действия. По спектру действия противомикробные средства существенно различаются: некоторые могут преимущественно влиять на грамположительные или грамотрицательные микроорганизмы, но есть и антибиотики широкого спектра действия.
Студент должен представлять:
· механизмы и спектр действия различных групп антибиотиков;
· последствия бесконтрольного применения антибиотиков.
Студент должен знать:
· классификацию антибиотиков;
· принципы терапии антибиотиками;
· понятия «бактерицидное» и «бактериостатическое» действие;
· побочные эффекты антибиотиков и меры и профилактики и лечения.
Студент должен уметь:
· рассчитывать дозы антибиотиков исходя из возраста и массы тела пациента, курса лечения и показаний к применению;
|
|
· выписывать и корректировать рецепты на антибиотики.
Список препаратов к теме:
Бензилпенициллина натриевая соль, бициллины (1,5), ампициллин, оксациллин, ампиокс, амоксициллин + клавулановая кислота (амоксиклав, аугментин), цефазолин (цефзол), цефотаксим (клафоран), цефтриаксон (лонгоцеф), цефпиром (кейтен), имипенем + циластатин (тиенам), азтреонам (азактам), доксициклин (вибрамицин), гентамицина сульфат, неомицина сульфат, тобрамицина сульфат (тобрекс), амикацина сульфат, нетромицин, азитромицин (сумамед), рокситромицин (рулид), спирамицин (ровамицин), кларитромицин (клацид), полимиксина М сульфат, ванкомицин, линкомицин, клиндамицин (далацин), линезолид (зивокс).
Основные теоретические вопросы:
1. Определение антибиотиков. Классификация антибиотиков по спектру, типу, механизму действия и химическому строению.
2. Требования к антибиотикам. Принципы терапии антибиотиками.
3. Группа пенициллинов. Классификация. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
4. Группа цефалоспоринов, классификация. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
5. Группа макролидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
6. Группа аминогликозидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
7. Группа тетрациклина. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
|
|
8. Группа линкозамидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
9. Группа оксазолидонов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
10. Антибиотики различных групп: монобактамы, полимиксины, гликопептиды. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
11. Меры профилактики и лечения осложнений антибиотикотерапии.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: антибиоз, вирулентность, грамположительные микроорганизмы, грамотрицательные микроорганизмы, инфекция, клеточная стенка, пробиотики, широта терапевтического действия, эпидемический процесс.
2. Выпишите рецепты: а) приготовить 15 г мази на вазелине, содержащей в каждом грамме 10000 ЕД эритромицина; б) цефтриаксон; в) амикацина сульфат; г) рокситромицин; д) ампициллин.
3. Пользуясь справочной литературой, укажите МНН антибиотиков в данных лекарственных препаратах:
· Фортум;
· Кларбакт;
· Флемоксин-солютаб;
· Вильпрафен;
· Цефограм;
· Амписид;
· Полидекса;
· Гаразон.
4. Решите ситуационные задачи:
А) У ребёнка 13 лет после удаления зуба, на третий день развилось осложнение – абсцесс челюсти.
Задания:
· Предложите группу антибактериальных средств в данной ситуации.
· Выберите наиболее эффективный, по-вашему мнению, препарат данной группы и выпишите рецепт.
Б) На фоне лечения ванкомицином двусторонней пневмонии у ребёнка 11 лет появилась ярко-красная сыпь на шее, голове, конечностях.
Задания:
· Укажите причину данного осложнения.
· Назовите механизм действия ванкомицина.
· Предложите мероприятия, направленные на ликвидацию последствий.
Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:
Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 6.