Тема 4.1.2. Антибиотики

Антибиотики представляют собой низкомолекулярные вещества микробного, животного или синтетического происхождения, которые могут подавлять жизнедеятельность микроорганизмов (бактериостатическое действие) или убивать их (бактерицидное действие). Существуют антибиотики антибактериального, противогрибкового и противоопухолевого действия. По спектру действия противомикробные средства существенно различаются: некоторые могут преимущественно влиять на грамположительные или грамотрицательные микроорганизмы, но есть и антибиотики широкого спектра действия.

Студент должен представлять:

· механизмы и спектр действия различных групп антибиотиков;

· последствия бесконтрольного применения антибиотиков.

Студент должен знать:

· классификацию антибиотиков;

· принципы терапии антибиотиками;

· понятия «бактерицидное» и «бактериостатическое» действие;

· побочные эффекты антибиотиков и меры и профилактики и лечения.

Студент должен уметь:

· рассчитывать дозы антибиотиков исходя из возраста и массы тела пациента, курса лечения и показаний к применению;

· выписывать и корректировать рецепты на антибиотики.

Список препаратов к теме:

Бензилпенициллина натриевая соль, бициллины (1,5), ампициллин, оксациллин, ампиокс, амоксициллин + клавулановая кислота (амоксиклав, аугментин), цефазолин (цефзол), цефотаксим (клафоран), цефтриаксон (лонгоцеф), цефпиром (кейтен), имипенем + циластатин (тиенам), азтреонам (азактам), доксициклин (вибрамицин), гентамицина сульфат, неомицина сульфат, тобрамицина сульфат (тобрекс), амикацина сульфат, нетромицин, азитромицин (сумамед), рокситромицин (рулид), спирамицин (ровамицин), кларитромицин (клацид), полимиксина М сульфат, ванкомицин, линкомицин, клиндамицин (далацин), линезолид (зивокс).

Основные теоретические вопросы:

1. Определение антибиотиков. Классификация антибиотиков по спектру, типу, механизму действия и химическому строению.

2. Требования к антибиотикам. Принципы терапии антибиотиками.

3. Группа пенициллинов. Классификация. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

4. Группа цефалоспоринов, классификация. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

5. Группа макролидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

6. Группа аминогликозидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

7. Группа тетрациклина. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

8. Группа линкозамидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

9. Группа оксазолидонов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

10. Антибиотики различных групп: монобактамы, полимиксины, гликопептиды. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

11. Меры профилактики и лечения осложнений антибиотикотерапии.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: антибиоз, вирулентность, грамположительные микроорганизмы, грамотрицательные микроорганизмы, инфекция, клеточная стенка, пробиотики, широта терапевтического действия, эпидемический процесс.

2. Выпишите рецепты: а) приготовить 15 г мази на вазелине, содержащей в каждом грамме 10000 ЕД эритромицина; б) цефтриаксон; в) амикацина сульфат; г) рокситромицин; д) ампициллин.

3. Пользуясь справочной литературой, укажите МНН антибиотиков в данных лекарственных препаратах:

· Фортум;

· Кларбакт;

· Флемоксин-солютаб;

· Вильпрафен;

· Цефограм;

· Амписид;

· Полидекса;

· Гаразон.

4. Решите ситуационные задачи:

А) У ребёнка 13 лет после удаления зуба, на третий день развилось осложнение – абсцесс челюсти.

Задания:

· Предложите группу антибактериальных средств в данной ситуации.

· Выберите наиболее эффективный, по-вашему мнению, препарат данной группы и выпишите рецепт.

Б) На фоне лечения ванкомицином двусторонней пневмонии у ребёнка 11 лет появилась ярко-красная сыпь на шее, голове, конечностях.

Задания:

· Укажите причину данного осложнения.

· Назовите механизм действия ванкомицина.

· Предложите мероприятия, направленные на ликвидацию последствий.

Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: