Суть логистики – в управлении запасами

2. Суть бережливого производства – в наращивании скорости и объ­ема потока операций, а также в устранении потерь.

3. Суть шести сигм – в выявлении и снижении отклонений.

Следовательно, логистику по методу «Бережливое производ­ство + шесть сигм» можно определить как:

Устранение потерь путем целенаправленных усилий по вы­явлению и снижению отклонений при одновременном наращивании скорости и объема потока операций в цепочке поставок.

По мере того как в зависимости от условий конкуренции меняются способы ведения бизнеса, компа­нии начинают внедрять подход «Бережливое производство + шесть сигм» в логистику для снижения затрат и повышения качества. Не­смотря на то, что изначально в большинстве организаций инструменты бережливого про­изводства и шести сигм применялись обосо­бленно друг от друга, современные компании понимают, что данные подходы не конку­рируют между собой, а скорее, дополняют друг друга и предусматривают согласование мероприятии, направленных на совершенствование деятельности компании.

Однажды применив принципы вышеназванных методологий, логист поймет, что логистика, бережливое производство и шесть сигм образуют есте­ственный союз. Если программа «Шесть сигм» нацелена на снижение нестабильности и числа дефектов, то «бережливый» вариант направлен на устранение отходов при обеспечении в организации бесперебойного потока. Для организации такого потока тре­буется высокая надежность и высокое качество, поэтому обе инициативы взаимно поддерживают друг друга. Умело используя сильные и учитывая слабые стороны каждого из подходов, данный союз создает культурную и операци­онную модель, в силах которой помочь логистам разрешить давние проблемы и вместе с тем оптимизировать процессы и способствовать достижению коммерческого успеха на всех уровнях.

Модель логистического моста. В логистике используются характерные приемы и инструменты, за­имствованные из бережливого производства и шести сигм. Их при­менение позволяет компании выявить потери и неэффективность и справиться с ними. Для того, чтобы понять как можно использовать инструменты этих двух концепций во взаимосвязи следует воспользоваться моделью логистического моста (стр. 28, БП и шесть сигм).

Модель логистического моста – шаблон для разработки и воплощения в жизнь логистической стратегии, основанной на принципах бережливого производства и шести сигм.

Модель логистического моста поможет логисту определиться с направлением деятельности, подскажет ме­тоды правильного решения современных задач логистики и задаст курс на непрерывное достижение успеха. В основе этих задач лежит необходимость построить мост от поставщиков к процессам в ком­пании, а затем – от процессов в компании к клиентам. К тому же все эти проблемы приходится решать на фоне усиливающейся кон­куренции и давления со стороны акционеров, требующих снижения затрат и увеличения доли рынка.

Согласно модели логистического моста, логистика по методу «Бе­режливое производство + шесть сигм» базируется на следующих трех основных принципах.

1. Логистический поток. Понятие потока относится к способности специалиста по логистике описывать и формулировать то, как функционирует система отно­сительно материального, информационного и денежного потоков.

2. Мощность логистической системы. Мощность означает, что лидер в области логистики сосредоточен на обеспечении предсказуемости, устойчивости и прозрачности логистической системы.

3. Организация логистики. Организация имеет решающее значение для поддержания ста­бильности и потока; к важнейшим аспектам организации можно отнести сотрудничество, оптимизацию системы и стойкую заин­тересованность в устранении потерь.

Когда логисты сконцентрируются на мощности, потоке и органи­зации, станет ясно, что деятельность, протекающая в рамках цепоч­ки поставок, является корпоративным действием, способствующим успешному наведению мостов между организацией и ее клиентами и избавляющим от потерь, в которых увязают конкуренты. Осуще­ствить все это нелегко, однако организации, в полной мере освоив­шие принципы логистики по методу «Бережливое производство + шесть сигм», окажутся в выигрыше.

12.8. Аутсорсинг в логистическом менеджменте и логистические провайдеры

Введение термина «аутсорсинг» в теорию менеджментасвязано с использованием ресурсов внешних организаций или провайдеров (от англ. to provide«предоставлять услуги») в области информа­ционных технологий. Термин «аутсорсинг» («outsourcing») происходит от англий­ских слов «outside resource using»«использование внешних ресур­сов». В современном менеджменте под аутсорсингом понимают выпол­нение отдельных функций (производственных, сервисных, информа­ционных, финансовых, управленческих и пр.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологических, маркетинговых) внешней организацией, распола­гающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.

Внастоящее время аутсорсинг рассматривается как со­временная методология создания высокоэффективных и конкурен­тоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции посредством использования всех имеющихся возможностей внешней среды, а в от­дельных случаях и ресурсов конкурентов. В результате внедрения аутсорсинга компании значительно повышают свои конкурентные преимущества за счет использова­ния новейших достижений науки, техники и технологии, привлечения компетентных специалистов в рамках обслуживания покупа­телей.

Аутсорсинг – широкое понятие, объединяющее различные формы взаимовыгодного сотрудничества. К аутсорсин­гу, в частности, можно отнести:

- использование услуг специализированных организаций для ре­шения внутренних проблем компании (например, разработки проектов, кадрового обеспечения, обучения персонала);

- приобретение у сторонних компаний услуг по реализации отдельных бизнес-процессов (например, в сфере логистики, информационного и финансового обслуживания и т.п.);

- вынесение производства (частично или полностью) в регионы с более дешевой рабочей силой;

- реализацию проектов (частично или полностью) силами вне­шних организаций, располагающих необходимыми ресурсами, в том числе высококвалифицированным персоналом;

- вынесение части активов за пределы предприятия, создание дочерних фирм и совместных предприятий для выполнения отдельных видов деятельности (производства или услуг).

Использование аутсорсинга в современном бизнесе вызвано следующими преимуществами аутсор­синга (Институт аутсорсинга (Outsourcing Institute, США)) :

- сокращение и контроль издержек производства;

- фокусирование компании на основных видах деятельности;

- получение доступа к лучшим мировым производственным тех­нологиям;

- освобождение внутренних ресурсов для других целей;

- освобождение своей структуры от необходимости приобретать и содержать оборудование, знания, технологии, необходимые для передаваемых на аутсорсинг производств;

- использование преимуществ модернизации и привлечение спе­циалистов;

- сокращение неуправляемых факторов (например, от нехватки комплектующих);

- освобождение основных фондов;

- разделение рисков;

- дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке).

В международной бизнес-практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых со­стоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности внешней органи­зации или, как принято говорить, «третьей стороне».

Аутсорсинг – перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего ока­зывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене.

Аутсорсинг как технология бизнеса состоит в вынесении за пре­делы компании отдельных функций или видов производственной деятельности (основных, вспомогательных или обслуживающих процессов), выполняемых ранее самостоятельно, либо в реализации «третьей стороной» целых бизнес-процессов, являющихся частью общей бизнес-системы. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что сегодня большинство случаев ус­пешного применения аутсорсинга обусловлены заключением соглашений о распре­делении риска и прибыли между клиентом и поставщиком услуг.


Эволюция логистического подхода к управлению цепями поста­вок показана на рис. 12.8.

Рис 12.8. Развитие концепции аутсорсинга в логистическом менеджменте

Типы логисти­ческих провайдеров. Логистические провайдеры,они же провайдеры (операторы) логистических услуг (Logistic Service Providers, LSPs, 3PLs, TPL), – это коммерческие организации, оказывающие услуги в сфере ло­гистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управле­ние заказами, физическое распределение и пр.), а также осуществ­ляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.

Организация-заказчик имеет возможность отдать под контроль внешнего партнера-аутсорсера сразу все логистические операции, а также консалтинг, выполнение необходимых экспертиз, внедре­ние информационных систем и пр. Как правило, логистическими провайдерами накоплен богатый опыт логистического управления, в этих компаниях работает квалифицированный персонал и име­ется развитая инфраструктура (склад или транспортно-распределительная сеть, парк разнообразных транспортных средств, а также сеть международных транспортных агентов и т.п.).

В большинстве зарубежных литературных источников для оп­ределения сущности деятельности организации – логистического провайдера употребляется термин «логистический провайдер третьего уровня» (third party logistics provider, 3PL). Этот термин отражает харак­тер взаимодействия и роль внешней организации во взаимоотно­шениях поставщика (производителя) продукции и ее потребителя: поставщики логистических услуг соединяют друг с другом отдель­ные системы вдоль цепочки создания стоимости.

Основными логистическими услугами, предоставляемыми3PL-провайдерами предприятиям, являются:

- транспортировка;

- складирование;

- оформление документов;

- экспедирование;

- выбор перевозчиков.

В целях повышения эффективности обслуживания потребителей 3PL-провайдерами на рынке услуг логистического аутсорсинга доминирует тенденция формирования интегрального пакета услуг, который может включать:

- внутренние перевозки, грузоперевалку, складирование у заказ­чика;

- ведение внешнего склада;

- упаковку, комиссионирование;

- монтаж;

- маркировку, этикетирование;

- погрузку, разгрузку у клиента;

- услуги по вывозу отходов;

- контроль качества;

- информационные услуги;

- логистическое консультирование и др.

Как правило, ЗРL-провайдеры являются дочерними компания­ми, которые выделились из бизнеса основной организации (компа­нии-экспедитора, компании, оказывающей услуги складирования, и т.п.), чтобы удовлетворять возросшие потребности заказчиков и предоставлять им более широкий спектр услуг.

В логистике выделяюты пять основных типов логистических про­вайдеров, созданных на основе:

1) компаний-перевозчиков;

2) складских операторов;

3) брокерских/экспедиторских компаний;

4) компаний, занимающихся оптимизацией транспортных услуг, формированием отправок;

5) консалтинговых компаний, разрабатывающих и/или внедряю­щих программное обеспечение.

Сегодня развивается новое поколение логистических провайде­ров 4PL, которые объединяют стратегическое управление логи­стическими цепями и оперативное управление реализацией стра­тегических решений. Логистический провайдер четвертого уровня (fourth party logistics provider, 4PL) предприятие, которое специа­лизируется на планировании и оптимизации всех логистических процессов вдоль всей цепочки создания стоимости. Это предприя­тие располагает знаниями и умениями в области снабженческой, распределительной логистики и логистики вывоза отходов, а так­же в области коммуникационных технологий.

В настоящее время рынок услуг таких логистических провайде­ров, как 4PL, лишь начинает складываться. Однако специалисты уже предсказывают следующий этап эволюции логистического аут­сорсинга появление «интеграторов логистической цепи» (supply chain integrators, SCI) или «ведущих логистических управляющих» (lead logistics manager, LLM) в рамках «совместной операционной модели» (Joint operating model, JOM).

Функции логистических провайдеров приведена в таблице 12.3.

Таблице 12.3

Функции логистических провайдеров в аутсорсинге

3PL провайдеры 4PL провайдеры
Информационная система управления и мониторинга товарно-транспортных потоков. Таможенное декларирование и таможенная очистка грузов. Подготовка документации для экспорта/импорта и фрахтования. Проверка и отслеживание счетов на оплату услуг контрагентов. Организация схемы доставки (унимодальная, смешанная, мульти-, интермодальная, терминальная и т.п.). Складирование, грузопереработка, перевалка грузов. Оформление договоров с контрагентами по доставке. Консолидация, сортировка, маркировка, тестирование грузов и прочие вспомогательные логистические операции. Выбор перевозчиков/экспедиторов и других контрагентов по доставке грузов и страхованию логистических рисков. Мониторинг надежности работы контрагентов Контроллинг, проектирование и оптимизация цепей поставок. Разработка и управление конфигурацией логистической сети. Интеграция IT-снстем и приложений контрагентов цепи поставок. Мониторинг выполнения заказов в цепях поставок. Планирование оптимальных схем доставки грузов/оптимизация маршрутов транспорта. Мониторинг товарно-транспортных потоков. Интегрированное управление запасами в цепи поставок. Управление добавленной стоимостью в цепи поставок. Ведение общего документооборота (в электронном виде). Управление качеством логистического сервиса. Лизинг логистических мощностей. Консалтинг по логистике и SCM.

Рекомендуемая литература

Законодательные и нормативные акты:

1. Конвенция о международных смешанных перевозках грузов. Женева, 24 мая 1980 года

2. Конвенция ООН о морской перевозке грузов.Гамбург, 31.03.1978

3. О договорах международной купли-продажи товаров. Конвенция ООН от 11.04.1980, Вена

4. О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Конвенция ООН от19.05.1956, Женева

5. Об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) Брюссельская конвенция от 25.08.1924 (с последующими изменениями Гаагско-Висбийские правила)

6. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) под эгидой Европейской экономической комиссии ООН от 14 ноября 1975 г. Женева

7. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

8. ИНКОТЕРМС - 2010 - сборник «Международных правил толкования торговых терминов». 8-я редакция от 01.01.2011 г.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

10. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ

11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

12. О валютном регулировании и валютном контроле. Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ

13. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ

14. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ

15. О таможенном регулировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: