Эффект-сть управл-го решения связана с процессом реализации, от которого зависит множество факторов технического, управленческого, экономического и социально-психологического характера. Для измерения эффективности управленческого решения существует система критерий и показателей.
Критерий – это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность.
Показ-ль выражает количественные характеристики явления и позволяет судить о его состоянии в динамике.
Классификация показателей, влияющих на эффективность управленческих решений:
1. Организационная эффективность - это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Указанные цели связаны с реализацией потребностей человека в организации жизни и безопасности, управлении, стабильности, порядке. Организационная эффективность и качество управленческого решения неразрывно связаны между собой, и поэтому часто эти параметры рассматриваются совместно.
|
|
2. Экономическая эффективность - это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию.
3. Социальная эффективность также может рассматриваться как факт достижения социальных целей для большего количества людей и общества за более короткое время меньшим числом работников и с меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют потребности человека в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе.
4. Технологическая эффективность - факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами.
5. Психологическая эффективность - факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
6. Правовая эффективность оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами Правовые цели реализуют потребности человека в безопасности и порядке.
7. Экологическая эффективность - это факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические цели реализуют потребности человека в безопасности, здоровье, организации устойчивого развития жизни.
|
|
8. Этическая эффективность - факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм повеления окружающими людьми.
9. Политическая эффективность - это факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют потребности человека в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.
Социальная эффективность предполагает социальный результат управленческого решения. Социальная эффективность – это степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.
Социальная эффективность управленческого решения рассматривают с помощью показателей, в которых выделяют 4 группы:
1) показатели, характеризующие условия труда работников организации:
- морально-психологический климат;
- уровень конфликтности в коллективе предприятия;
- удовлетворенность работников своим трудом;
- нервно-эмоциональная нагрузка;
- удельный вес творческих операций;
- уровень заболеваемости работников;
- уровень травматизма работников;
- обеспеченность работников предприятия санитарно- гигиеническими помещениями;
- температурный режим в рабочих помещениях;
- освещенность рабочих мест;
- напряженность, интенсивность труда;
- уровень шума, запыленности помещений;
- удельный вес нормируемых операций;
- рациональность режимов труда и отдыха;
- удельный вес неквалифицированного труда;
- внутренняя культура в предприятии;
- уровень механизации и автоматизации труда;
- уровень компьютеризации административно-управленческого труда.
2) показатели, характеризующие социально-бытовые условия работников:
- жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;
- обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;
- обеспеченность лечебными учреждениями;
- обеспеченность культурно-просветительными учреждениями;
- обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;
- уровень социальной активности работников; средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников; текучесть кадров.
3) показатели, характеризующие квалификацию работников:
- общеобразовательный уровень работников;
- профессиональный уровень работников;
- уровень квалификации кадров;
- уровень экономической грамотности кадров;
- уровень правовых знаний работников;
- уровень общей культуры работников.
4) показатели, характеризующие организацию и мотивацию труда, это:
- дисциплина труда;
- исполнительская дисциплина;
- участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);
- уровень организации и оснащенности рабочих мест;
- обеспеченность работников нормативной документацией;
- материальное и моральное стимулирование работников;
- трудовая активность работников;
- соотношение формальных и неформальных структур.
Показатели социальной эффективности управленческого решения определяется с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, методом экспертных оценок и др.