Эффективность решений

Эффект-сть управл-го решения связана с процессом реализации, от которого зависит множество факторов технического, управленческого, экономического и социально-психологического характера. Для измерения эффективности управленческого решения существует система критерий и показателей.

Критерий – это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность.

Показ-ль выражает количественные характеристики явления и позволяет судить о его состоянии в динамике.

Классификация показателей, влияющих на эффективность управленческих решений:

1. Организационная эффективность - это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Указанные цели связаны с реализацией потребностей человека в организации жизни и безопасности, управлении, стабильности, порядке. Организационная эффективность и качество управленческого решения неразрывно связаны между собой, и поэтому часто эти параметры рассматриваются совместно.

2. Экономическая эффективность - это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию.

3. Социальная эффективность также может рассматриваться как факт достижения социальных целей для большего количества людей и общества за более короткое время меньшим числом работников и с меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют потребности человека в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе.

4. Технологическая эффективность - факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами.

5. Психологическая эффективность - факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

6. Правовая эффективность оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами Правовые цели реализуют потребности человека в безопасности и порядке.

7. Экологическая эффективность - это факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические цели реализуют потребности человека в безопасности, здоровье, организации устойчивого развития жизни.

8. Этическая эффективность - факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм повеления окружающими людьми.

9. Политическая эффективность - это факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют потребности человека в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.

Социальная эффективность предполагает социальный результат управленческого решения. Социальная эффективность – это степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.

Социальная эффективность управленческого решения рассматривают с помощью показателей, в которых выделяют 4 группы:

1) показатели, характеризующие условия труда работников организации:

- морально-психологический климат;

- уровень конфликтности в коллективе предприятия;

- удовлетворенность работников своим трудом;

- нервно-эмоциональная нагрузка;

- удельный вес творческих операций;

- уровень заболеваемости работников;

- уровень травматизма работников;

- обеспеченность работников предприятия санитарно- гигиеническими помещениями;

- температурный режим в рабочих помещениях;

- освещенность рабочих мест;

- напряженность, интенсивность труда;

- уровень шума, запыленности помещений;

- удельный вес нормируемых операций;

- рациональность режимов труда и отдыха;

- удельный вес неквалифицированного труда;

- внутренняя культура в предприятии;

- уровень механизации и автоматизации труда;

- уровень компьютеризации административно-управленчес­кого труда.

2) показатели, характеризующие социально-бытовые ус­ловия работников:

- жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;

- обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;

- обеспеченность лечебными учреждениями;

- обеспеченность культурно-просветительными учрежде­ниями;

- обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;

- уровень социальной активности работников; средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников; текучесть кадров.

3) показатели, характеризующие квалификацию работников:

- общеобразовательный уровень работников;

- профессиональный уровень работников;

- уровень квалификации кадров;

- уровень экономической грамотности кадров;

- уровень правовых знаний работников;

- уровень общей культуры работников.

4) показатели, характеризующие организацию и мотивацию труда, это:

- дисциплина труда;

- исполнительская дисциплина;

- участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);

- уровень организации и оснащенности рабочих мест;

- обеспеченность работников нормативной документацией;

- материальное и моральное стимулирование работников;

- трудовая активность работников;

- соотношение формальных и неформальных структур.

Показатели социальной эффективности управленческого решения определяется с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, методом экспертных оценок и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: