Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии". Но в психологии труда вообще предмет - это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, то предмет инженерной психологии - это система "человек как субъект - сложная техника" (главное в субъекте - это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности.
В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии:
1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования (все-таки уточнение предмета…); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).
2. Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.
3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.
4. Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.
Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:
1) принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);
2) принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);
3) принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);
4) принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);
5) принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).
Термин "эргономика" (греч. эргон - работа, + номо - закон) был принят в Англии в 1949 г. Эргономика - это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе "человек-машина-среда" (Ч-М-С), с целью оптимизации трудовой деятельности человека, создания для него комфортных и безопасных условий и повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Эргономика связана непосредственно с инженерной психологией - наукой, изучающей закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике создания и эксплуатации систем "человек-машина" (СЧМ). Инженерная психология является научно-теоретической основой эргономики, одной из ее областей.
Основные задачи эргономики следующие:
1. Анализ функций человека в системе "Ч-М-С", изучение структуры и классификация деятельностей человека-оператора.
2. Изучение процессов приема и преобразования информации оператором.
3. Разработка эргономических принципов построения рабочих мест операторов.
4. Эргономическое проектирование и оценка систем "Ч-М-С".
5. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ (профотбор, обучение, тренировка, формирование коллектива и управление им).
Приведенные задачи решаются на различных этапах существования системы "Ч-М-С", но наиболее интересен первый этап - процесс проектирования системы "Ч-М-С". На этом этапе должен быть решен сложный комплекс проблем, связанных с взаимной приспособленностью человека и машины как звеньев единой системы. Для этого необходимо в первую очередь решить вопросы информационного взаимодействия человека-оператора и системы и разработать конкретные рекомендации по построению рабочих мест (пультов управления). Необходимо, чтобы конструкция машины (системы управления) была приспособлена к человеку по трем основным соответствиям: психологическому, физиологическому, антропологическому.