Тема 4. Рыночная система. Взаимодействие спроса и предложения

1. Рынок: определение, функции, механизм, инфраструктура.

2. Спрос.

Предложение.

Равновесие спроса и предложения.

1 Рынок: определение, функции, механизм, инфраструктура

Эволюция общественных форм производства привела к возникнове­нию современной рыночной системы, в основе которой лежит функциони­рование товарного производства и рынка.

Условия возникновения товарного производства:

1. Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на производстве какого-либо продукта и для удовлетворения своих многообразных потребностей ему необходимо обменивать продукты своего труда на продукты других производителей.

2. Хозяйственное обособление товаропроизводителей, т.е. наличие собственности на средства производства и результаты труда.

Характерные черты товарного производства как одной из форм об­щественного хозяйства представлены на рис. 4.1.

Рынок - это система отношений между продавцами и покупателями. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количе­ственных характеристик покупаемого товара или услуги, защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно опре­делить как совокупность трансакций. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен, которые передают информацию, служащую стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наи­более эффективному использованию ограниченных ресурсов. В развитом обществе рынок представляет собой механизм, осуществляющий постоян­ную связь между производителями и потребителями экономических благ.

Рис. Формы общественного хозяйства

Функции рынка:

- связующая - связь производства и потребления, связь экономики единое целое, а на международном уровне - в единое мировое хозяйство;

- санирующая — реализуется через банкротства;

- информационная - информирует о спросе через цены, о перспективах эффективности вложения средств в ту или иную отрасль;

- регулирующая - приводит к равновесию, регулирует пропорции, движение ресурсов, развитие отраслей, формирование конкурентной среды;

- оценочная - через цены определяет эффективно работающие отрасли, фирмы;

- стимулирующая - обеспечивает восприимчивость к техническому прогрессу, стимулирует эффективное распределение ограниченных ресурсов на основе колебания цен, стимулирует снижение затрат, улучшение качества через конкуренцию и цену;

- контролирующая - контролирует через конкуренцию эффективное использование ресурсов.

- На рис. представлен механизм функционирования рынка.

Под инфраструктурой рынка понимают всю совокупность предпри­ятий, организаций, служб, обеспечивающую нормальное и бесперебойное функционирование конкретных рынков в частности, а благодаря этому и рынка в целом.

В инфраструктуру рынка потребительских товаров входит сеть скла­дов, оптовых баз, холодильников, торговая сеть (включая магазины, рынки, ярмарки) и т.д.

Система бирж обслуживает разные рынки.

Биржи труда функционируют на рынке рабочей силы.

Фондовые рынки обслуживают рынки ценных бумаг.

Товарно-сырьевые биржи действуют на рынках потребительских то­варов и рынках товаров производственного назначения.

Биржи валютные обслуживают рынок валют.

Финансовый рынок функционирует благодаря деятельности банков­ской системы, различных финансовых, страховых организаций и фондов.

Инфраструктура также включает юридическую, рекламную, информационную и другие организации обслуживания функционирования рынка.

Рис. Механизм функционирования рынка

В зависимости от критерия классификации выделяют типы рынков, представленные в

Таблица 1 Классификация рынков по различным критериям

2 Спрос

Спрос D {Demand) - это форма выражения потребности, представ­ленной на рынке и подкрепленной денежными средствами.

Величина спроса (или объем спроса) - количество товара Q1, которое готовы купить при некоторой цене Р1.

Связь между ценой и количеством товара, которое потребитель готов купить, может быть представлена в виде таблицы графика (рис.) и аналитической функции


Связь между ценой и количеством товара

Рис. Кривые индивидуального и рыночного спроса: £>iDi, D1D1, D2D2, D3D3 - индивидуальный спрос; DD - рыночный спрос

Графическое представление спроса - это кривая спроса. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Чтобы получить рыночный спрос, на­до сложить величины Q для каждой из цен (см. табл. и рис.).

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и вели­чиной спроса: чем больше цена, тем меньше величина спроса, и наоборот:

Объяснение закона спроса, варианты:

- при низкой цене товар доступен большему количеству покупателей;

- действует закон убывающей предельной полезности;

- действует эффект дохода, т.е. при неизменном доходе человек может купить больше дешевых товаров;

- действует эффект замещения (приобретение дешевого товара вместо дорогого).

При изменении цены товара Р изменяется величина спроса, имеет место перемещение на графике вдоль кривой спроса (рис. 4.4):

- повышение цены сопровождается понижением величины спроса;

- понижение цены сопровождается повышением величины спроса.

Рис. 4.4 Зависимость QD от Р:

D - кривая спроса; QA - величина спроса при цене РА;

AQ - изменение величины спроса от QA до QB

На спрос влияет множество других факторов, помимо цены. Функция спроса (аналитическое представление спроса) - зависимость величины спроса (но не покупок) от цены и других факторов (детерминаты)'.

где Р - цена данного товара; N - число покупателей; / - денежный доход; Т- вкусы; W- ожидания.

При изменении факторов спроса, других переменных в формуле (4.2), кроме Р, перемещается вся кривая спроса вправо вверх (увеличение спроса) или влево вниз (уменьшение спроса), как показано на рис.


Рис. Сдвиг кривой спроса: D —->D'— D" — изменение спроса D от изменения факторов спроса

Эластичность спроса по цене выражает чувствительность, реакцию покупателя на изменение цены. Наклон кривой спроса зависит от степени реакции величины спроса на изменение цены, т.е. определяется эластично­стью спроса.

Для количественной характеристики эластичности спроса служит ко­эффициент эластичности Еп, он равен отношению процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:



 

Он может быть определен двумя способами:

- точечная эластичность -- дуговая эластичность:

Хотя коэффициент эластичности спроса величина отрицательная; часто в анализах используется его положительное значение (по модулю).

Существуют виды спроса и соответствующие им коэффициенты эластичности.

Абсолютно эластичный спрос имеют товары отдельной фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Эластичный спрос имеют товары длительного пользования, необходимые товары.

Неэластичный спрос имеют товары первой необходимости, у которых нет заменителей, относительно недорогие товары.

Абсолютно неэластичный спрос имеют, например, соль или билет на престижный финал.

Если спрос на товар эластичен, то продавец может увеличить доход некоторым снижением цены, как показано на рис. а). Прямоугольники, CBGO, AFH0 соответствуют доходу (выручке). При переходе из В в F но увеличить доход, если площадь S1 < S2 (спрос эластичный).

Если спрос на товар неэластичен, то продавец может увеличить до­ход некоторым повышением цены, как показано на рис.,6). S1\ > S2 (спрос неэластичный).

а) ь)

Рис. Эластичность и доход

Факторы, влияющие на эластичность:

- значимость (товары первой необходимости, например хлеб) - приводит к неэластичности;

- удельный вес товара в доходе потребителя - если удельный вес большой (например, мясо), то спрос эластичный;

- доступность и заменяемость (например, напиток кока-кола и пепси-кола, но не молоко) - приводит к эластичности;

- дифференциация - делает товар более эластичным (спрос на зубную пасту неэластичен, но на каждый вид зубной пасты эластичен);

- наличие дополняющего товара, который редко покупается (автомасло) - приводит к неэластичности;

- временной фактор - эластичность увеличивается со временем, т.к. покупатели постепенно приспосабливаются, находят заменители менее эластичным товарам;

- ситуационный фактор (бензин в пути) - приводит к неэластичности. На эластичность спроса влияют также размер дохода, ожидание потребителя.

Неэластичность спроса, как правило, выгодна продавцам: можно по­вышать цену, увеличивать доход даже при уменьшении производства. Не­эластичность спроса- потенциальный фактор повышения цен.

Наоборот, эластичный спрос - фактор потенциального снижения цен, потребители заинтересованы в эластичном спросе.

Примеры применения эластичности:

1. Товары бытовой техники, компьютеры имеют эластичный спрос D > 1), поэтому продавцы добиваются увеличения продаж и выручки снижением цен при праздничных и других акциях.

2. Сельскохозяйственная продукция имеет неэластичный спрос (ЕD = 0,2 - 0,25), поэтому при высоком урожае даже при снижение цен все равно невозможно значительно увеличить сбыт продукции. По этой причине в развитых странах нередко ограничивают фермерское производство в интересах самих же фермеров.

Перекрестная эластичность - эластичность спроса на одно благо (х) относительно цен на другое благо (у):

Еху = AQX [%] I APV [%] - перекрестная интервальная эластичность.

Еху = (dQx I dPy) I (Qxl Py) - перекрестная точечная эластичность.

Если Еху > 0, эти блага взаимозаменяемые (субституты), если Еху < 0, то взаимодополняемые (комплементы), а если Exv = 0, то нейтральные (ин­дифферентные).

Эластичность спроса по доходу: Et = AQ [%] /AI [%].

Если Еi < 0, увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, это низкокачественное благо.

Если 0 < Ei < 1, спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости.

Если Еi > 1, спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насы­щения, это предметы роскоши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: