Организация управленческого труда как система организационно-технических мер

Организационно-технические меры призваны создать предпосыл­ки для минимизации монотонного, рутинного, малоквалифицирован­ного труда, для обеспечения санитарно-гигиенических условий рабо­ты, усиления творческого содержания труда, повышения культуры труда сотрудников.

Технические меры — это создание всех компонентов коллективно­го трудового процесса. Трудовой процесс в органах управления, как известно, включает в себя три компонента:, служащего (живой труд), технические средства, используемые им для получения, обработки и хранения информации (орудия труда), саму информацию (предмет 'пруда). В результате соединения данных компонентов создается про­дукт труда в виде опять же информации: решения, аналитические справки, таблиц, сводки в прогнозы и т. п.

Для соединения живого труда с его орудиями и предметом недос­таточно только их наличия. Здесь нужны также организационные меры, которые предусматривают: овладение всеми работниками тех­никой, соответствующими приемами и методами обработки информа­ции. Кроме того, поскольку речь идет о труде, затраты на который покрываются за счет общественного бюджета, общество заинтересова­но в экономном использовании всех ресурсов, высоком качестве тру­да государственных (муниципальных) служащих и его производитель­ности. Для реализации этих общественных предпосылок также необ­ходимы организационные предпосылки: нормы на используемые ресурсы, соблюдение дисциплины труда, формы его разделения и кооперации, стимулы к творческой активности и т. п.

Осуществление организационных предпосылок, благодаря которым происходит соединение человеческих усилий с орудиями и предметами труда, рациональное использование данных компонентов и есть организа­ция труда в учреждении. Она становится научной в том случае, когда каждая организационная предпосылка является результатом научного обоснования, а не только интуиции, здравого смысла и традиций.

В предыдущие (доперестроечные) годы большое внимание в сфере управления, уделялось научной организации труда — НОТ. Если отка­заться от допускаемой тогда излишней абсолютизации и рассматри­вать НОТ не как «высшую стадию рациональной организации труда», а как вторичную по отношению к функциям управления и задачам формирования творческой обстановки в государственном учреждении, то следует отметить значение НОТ как составной части организацион­ной функции управления.

Слово «научная» применительно к понятию «организация труда» означает, что решение государственным органом практических вопро­сов должно основываться на всей совокупности достижений наук (об­щественных, естественных, экономических и др.), техники, техноло­гии, передовой практики.

Основными принципами организации труда в органах управления являются: законность, плановость, комплексность, непрерывность, нормативность, эффективность и др. Некоторые принципы носят универсальный характер, другие — более специфичны.

Различают два аспекта трактовки НОТ: в статике и динамике. В первом случае НОТ рассматривается как система применяемых на­учно обоснованных форм и методов организации труда', во втором — как процесс их совершенствования. Следовательно, НОТ — это посто­янный творческий процесс, в котором организация (управленческого) труда приводится в соответствие изменяющемуся уровню развития нау­ки, техники и технологии..

НОТ включает следующие направления совершенствования данной организационной системы: нормативное и организационное урегулирование форм и методов разделения и кооперации труда; улучшение ор­ганизации и информационного обслуживания рабочих мест государственных служащих; рационализация делопроизводства и документопотока внедрение современных средств, методов и приемов анализа, обработки информации; оптимизация материального и морального стимулирования, укрепление дисциплины труда, служебной ответст­венности; развитие творческой активности сотрудников. Указанные направления универсальны. Содержание же их обусловливается харак­тером конкретной рационализируемой деятельности и раскрывается в методических рекомендациях, исследованиях прикладного характе­ра — продукции НИИ соответствующих министерств и ведомств госу­дарственного управления.

Труд сотрудников учреждений государственного управления, как уже указывалось, специфичен. Во-первых, он не создает материаль­ные и духовные ценности непосредственно, а лишь обеспечивает про­изводящим такую продукцию благоприятные условия для трудовых процессов и деятельности. Во-вторых, труд в органах государственно­го управления в значительной мере имеет смешанный характер с точ­ки зрения его деления на управленческий и исполнительский (произ­водственный). Действительно, в отличие от производственной сферы, где эти два вида труда чаще всего разделяются, государственные слу­жащие занимаются одновременно управленческой и исполнительской деятельностью.

Кроме указанных особенностей труда, имеющих общий характер и касающихся всех государственных служащих, организация труда каж­дого из них предопределяется должностной категорией и профессией.

Различия в трудовой деятельности госслужащих на различных ие­рархических уровнях состоят в работе с обобщенной либо с конкрет­ной информацией, в различном диапазоне информационных и дело­вых контактов.

Каждая государственная структура (учреждение) нуждается в не­многочисленном, но энергично работающем органе управления. Соз­дать его рациональную архитектуру можно только на основе изучения содержания и характера управленческого труда, условий, в которых он протекает, оптимизации функций и структур органов управления, Разработки профессиональных требований к персоналу управления и Др. Одним словом, возникает задача научного осмысления процесса профессионализации управленческого труда в сфере государственной (муниципальной) службы. Научное осмысление означает изучение со­держания управленческого труда, т. е. вычленение оптимальной сово­купности операций и трудовых функций для описания должностей персонала управления, разработки должностных обязанностей.

Знание содержания труда государственных служащих позволяет разработать научно обоснованные программы их поддержки, опреде­лить размер и формы оплаты труда и др.

Характер управленческого труда. Это понятие выражает закреп­ленность государственного служащего за определенным видом управ­ленческого труда. Это может быть труд, который выполняется на раз­личных уровнях управленческой иерархии, он может характеризовать­ся большей или меньшей долей управленческих и исполнительных функций, творческой или рутинной работой, разной степенью эмо­циональной и психологической напряженности и др. Знание характе­ра труда государственного служащего позволяет выявить и спроекти­ровать оптимальную структуру должностей государственных служащих, определить структуру потребностей в государственных служащих по уровням, содержанию и профилям образования, а также и по другим основаниям.

Изучение и оценка характера труда государственных служащих подскажут более правильный подход к вопросам комплектования должностей с учетом особенностей пола, возраста, характера и других особенностей человека.

Условия труда служащих, в которых сегодня происходят сущест­венные изменения. Это понятие раскрывает совокупность факторов среды, в которой протекает труд управленцев. К таким факторам в первую очередь относятся объекты управленческого труда, средства труда. Важнейшим средством труда управленца является правовая и иная необходимая информация, банк нормативных актов и сведе­ний об управляемом объекте, правовых возможностях его регулирова­ния. Сегодня государственные служащие, когда правила взаимоотно­шений в обществе меняются так резко и быстро, не успевают привы­кать к ним, а порой не принимают их во внимание.

Процесс развития управленческого труда характеризуется усложне­нием его содержания, качественными изменениями в трудовых функ­циях, а следовательно, и в обязанностях и требованиях, предъявляе­мых к персоналу учреждения.

Должностные обязанности, как уже отмечалось в предыдущей теме, должны регулярно обновляться и пересматриваться в соответст­вии с требованиями новой технологии и потребностями работников.

Важно проанализировать и сравнить формы должностных обязан­ностей с реально выполняющимися работниками заданиями, исполь­зуя схемы последовательности операций, маршрутные схемы произ­водственного процесса, другие способы анализа рабочей нагрузки.

Затем результаты исследований и опросов служащих надо распре­делить по типам задач, которые выполняет человек, занимающий должность, и установить для них требующийся уровень полномочий. Каждая должность должна иметь свое твердое место в организационной иерархии, а в ее описание надо непременно включать перспективы продвижения по службе.

Сложность управленческого труда обусловливает необходимость предварительной профессиональной подготовки человека к этому виду труда — профессиональной специализации. Сегодня участие че­ловека в трудовом процессе на основе приобретенного опыта, т. е. без предварительного обучения, практически изживается. Все группы должностей государственной службы требуют от человека профессио­нального образования. Таким образом, в сфере государственного управления наконец-то проявляется общесоциологическая тенден­ция — непрофессиональная специализация уступает место профессио­нальной специализации.

10.3. Разделение труда в государственном органе

Организация труда государственных (муниципальных) служащих предполагает разделение труда и кооперацию — как взаимообуслов­ленные составляющие единого управленческого процесса.

Разделение труда — это специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функция), разгра­ничение их полномочий, прав и мер ответственности (компетенции). Разделение труда в органах исполнительной власти характеризуется не только обособлением функций, но и расчленением определенных ви­дов труда на ряд частичных операций, процедур, выполняемых в ка­ком-либо подразделении органа.

Выделяют следующие виды разделения труда профессионалов го­сударственной службы: функциональные, структурные, технологиче­ские и профессионально-квалификационные.

Каждый из этих видов содержит как общее — то, что характерно для управленческой деятельности, процесса управления вообще, так и особенное — то, что придает управленческому процессу свою спе­цифику. Эта специфика обусловливается прежде всего объектом управления. А этот объект может принадлежать к человеческим, материальным, финансовым, информационным, иным видам ресур­сов. И каждый из них требует от специалиста не только знания об­щих технологий и процедур управления, но и непременно знания предмета деятельности.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников органа управления, выполняющих одинаковые функции: аналитика, планирование, организация, контроль и т. д.

Структурное разделение труда строится исходя из таких характе­ристик, как: роль, масштаб и место в иерархии выполнения управлен­ческих функций; специфика сферы деятельности, определяемая при­надлежностью к отраслевым (министерству) или территориальным ор­ганам управления (префектуре, районной управе).

Структурное разделение труда предполагает вертикальное и гори­зонтальное разделение труда служащих.

Целесообразность вертикальной специализации определяется су­щественной дифференциацией управленческой деятельности в госу­дарственных органах федерального и регионального уровня, а на мес­тах — в органах муниципального (само-) управления. «Вертикальные» специализации обеспечивают учет особенностей государственной и муниципальной службы, различий в их функциональных обязанно­стях по содержанию и масштабности функций. Существует качествен­ное отличие между управлением макро- и микропроцессами,, различно соотношение отдельных функций, исполняемых государственными и муниципальными органами. Среди всех функций государства ос­новными являются правовое регулирование, контроль и надзор. Резуль­татом (продуктом) деятельности государственных органов являются прежде всего правовые акты и применяемые санкции з^а их нарушение. Местное самоуправление осуществляется в первую очередь как хозяй­ственное и социальное управление. Результатом деятельности муници­пальных органов являются, как правило, услуги (коммунальные, соци­альные и др.), предоставляемые населению.

Вертикальное разделение труда позволяет выделить три уровня (вида) групп руководителей органов управления в зависимости от их роли и ответственности в процессе принятия управленческих реше­ний. Высший уровень — руководство стратегическое, на этом уровне занято в среднем 5—7% общего управленческого персонала государст­венной и муниципальной службы. Средний уровень — руководство тактическое, включает руководителей, ответственных за ход управлен­ческого процесса в управлениях, департаментах, отделах. Сюда входят также руководители штабных и функциональных служб аппарата управления, его филиалов и отделений, целевых программ и проек­тов. Это самый многочисленный уровень управленцев, составляющий по некоторым данным 50—60% общей численности управленческого персонала органов власти. Низовой уровень составляют руководители подразделений, имеющие в своем подчинении работников преимуще­ственно исполнительского труда.

Вертикальное разделение труда работников органов власти и управления позволяет разделить управление труда по степени слож­ности и творчества на эвристический, административный и оператор­ный виды[54].

Эвристический вид управленческого труда в государственной служ­бе представляет собой совокупность действий по анализу и исследова­нию социальных, экономических, политических и иных проблем, а также поиск путей и способов их решений. Этим трудом заняты в основном руководители органов государственной власти и прежде всего замещающие должности категории «А» и «Б». Сюда же следует отнести и специалистов группы «В», входящие в высшие, главные, ве-душие и старшие группы государственных должностей государственной службы.

Не нуждается, казалось бы, в доказательстве тот факт, что этот вид управленческого труда по самой своей сути требует от человека высокого управленческого образования, профессионализма. Тем не менее требования к профессиональным способностям, управленческо­му образованию предъявлены законодателем (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации») только к лицам, замещающим должности категории «Б» и «В». Тем же, кто может замещать государственные должности категории «А», нигде и никакие требования не определены. Что же из этого следует? А то, что должностное лицо действует так, как это понимает.

Административный вид управленческого труда на государственной службе представлен в основном действиями по выполнению много­численных функций планирования, организации, координации, моти­вации, регулирования, анализа и контроля за состоянием дел в орга­низации, за деятельностью государственной службы. Как правило, это руководители и специалисты, управленцы, замещающие должности категории «В» и входящие в группы должностей, начиная с ведущей.

Операторный вид управленческого труда представлен разнообрази­ем действий, направленных на техническое обеспечение управленче­ского труда, труда специалистов государственной службы, включает многочисленные виды деятельности по обработке документов, сбору, учету и хранению информационных баз данных, работы с ними, а также выполнение других видов труда исполнительного и обслужи­вающего характера. К этому виду можно отнести государственных служащих, замещающих должности категории «В» и входящих в груп­пу старших (специалисты.1-й и 2-й категорий) и младших должностей государственной службы.

В каждом государственном (муниципальном) учреждении сущест­вует горизонтальное разделение труда управленцев по функциям (под­разделениям). Функциональная структура работ на каждом уровне Управления неодинакова. При движении от низового уровня к высше­му увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей деятельности органа власти, повышается" значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях управленцы заняты координацией совместной деятельности, поэтому эта функция становится наиболее важной. Более глубокое горизонтальное разделе­ние труда служащих предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим этапы управленческого цикла. Это, в свою очередь, связано с технологическим разделением труда.

Технологическое разделение труда учитывает виды выполняемых Работ, предполагает расчленение процесса управленческой деятельно сти на отдельные стадии с привлечением к ним различных групп управленцев и специалистов, обеспечивающих подготовку, принятие и реализацию управленческого решения.

Профессионально-квалификационное разделение труда служащих учитывает сложность выполняемых работ, раскрывает предметную об­ласть деятельности и представлено содержанием профессиональ­но-квалификационных требований в конкретной (предметной) сфере управления. По данному критерию в составе аппарата управления вы­деляются четыре категории работников: руководители, специалисты (и эксперты), ответственные исполнители (административно-должно­стные лица) и оперативные исполнители.

Таким образом, специализация человека в сфере государственного управления представлена, с одной стороны, возможностью реализа­ции им своих профессиональных способностей, а с другой — выпол­нением трудовых функций, должностных обязанностей, заданных конкретной должностью. В этом случае организация, государственный орган власти могут быть представлены двумя формальными структу­рами: профессионально-квалификационной структурой (совокупно­стью профессий, специальностей и квалификаций персонала), т. е. живым, субъективированным профессиональным опытом, а также должностной, организационной структурой — объективированным профессиональным опытом.

Специализация как условие повышения профессионализации управленческого труда требует усиления координации управленческой деятельности.

Кооперация (от лат. соорега1ю — сотрудничество) понимается на­ряду с разделением труда важнейшей необходимой формой организа­ции труда, при которой много лиц совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда.

В управленческой деятельности выбор форм разделения труда и кооперации, определения пределов специализации является делом непростым и очевидным. Здесь не может быть единых рецептов для всех органов государственного управления, необходимо учитывать специфические аспекты труда в каждом учреждении: правовые, соци­альные, технологические, психологические. Иначе выгоды, достигае­мые в отдельном частном случае, могут привести к ущербу в общем деле и наоборот.

Специализация отдельных элементов управленческой системы мо­жет привести к снижению надежности всего механизма ее функцио­нирования. Так, при специализации заместителей руководителя учре­ждения по определенным сферам деятельности обеспечивается эф­фективное функционирование вверенных им подразделений лишь при условии их одновременной работы. Как только один из заместителей убывает на какой-то период, функционирование руководимой им подсистемы иногда сразу же нарушается, поскольку оставшиеся заместители часто не в состоянии обеспечить одновременно разные виды деятельности. Следовательно, целесообразно предусмотреть и обеспечить взаимозаменяемость заместителей.

Для избежание негативных моментов в организации труда аппара­та необходимо изучать накопленный опыт, проводить соответствую­щие исследования и эксперименты. Только таким путем можно опре­делить оптимальные формы специализации и кооперации и рекомен­довать их практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow