Общая схема управления рисками

В основе учения о функциях управления лежит процессный подход к менеджменту. В рамках указанного подхода управление рассматривается как процесс, включающий в себя непрерывную серию взаимосвязанных управленческих действий, т. е. функций

Управление рисками – многоступенчатый процесс, включающий следующие основные этапы:

1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками организации. На этом этапе определятся цели управления риском, принимаются решения, связанные с организацией и кадровым обеспечением процедур управления рисками, выбирается предпочтительная методологии, источники данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Огромное значение имеет выбор программного обеспечения для расчетов. Для некоторых вычислений вполне достаточно стандартных пакетов, таких как Excel. Для более сложных задач необходимы специализированные пакеты по оценке рисков. Особое внимание необходимо уделить интегрированию систем и данных, необходимых для вычислений.

2. Анализ риска. Как известно, анализ (от греч. analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому элементу составляющие.

Анализ риска предполагает выполнение следующих этапов:

2.1 Идентификация рисков – определение рисков, влияющих на деятельность организации, и документирование их характеристик. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно. Задачи идентификации рисков:

-выявление всего спектра рисков, присущих деятельности организации;

-описание рисков;

-классификация и группировка рисков.

2.2 Оценка риска — определение его серьезности с позиций ве­роятности и величины возможного.

Оценка риска может быть качественной и количественной.

Качественная оценка рисков – качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на деятельность организации. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков.

Количественная оценка риска – численное определение отдельных рисков и общего риска. количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на организацию, что помогает руководству верно принимать решения и избегать неопределенностей. Задача данного этапа состоит в определении следующего:

а) какова вероятность наступления каждого из выявленных рисков;

б) каков размер возможных убытков от их наступления;

в) к каким последствиям может привести то или иное событие (например, ухудшение финансового положения субъекта не­посредственно сразу после того, как данное событие произой­дет, или в отдаленной перспективе, дополнительные расхо­ды или потеря доходов, ослабление конкурентоспособности, утрата репутации).

2.3 Определение приемлемого уровня риска для предприятия.

3. Выбор методов управления риском. Как правило каждый вид риска допускает два-три традиционных способа управления. Поэтому на этом этапе проводится оценка сравнительной эффективности методов управления для выбора наилучшего из них.

4. Определение стратегии и тактики управления рисками. На этом этапе определяется общая стратегия управления всем комплексом выявленных рисков, определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, ставятся и распределяются задачи среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.

5. Применение выбранных методов управления рисками. Если, например, методом управления риском выбрано страхование, то следующий шаг — оформление договора страхования (покупка страхового полиса).

6. Мониторинг и контроль рисков - следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль рисков производится на базе хорошо отлажен­ной системы точной информации, дающей возможность рас­смотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения.

Контроль состоит в получении информации о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выяснении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д. Качественный контроль предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновения рисков.

Процесс управления рисками – это циклический процесс. Внедрение этого процесса представляет собой сложную задачу, но от ее решения во многом зависит качество всей системы управления организацией, ведь получение любого дохода связано с теми или иными рисками. Пройдя этот путь, организация может обеспечить себе условия для построения эффективной системы управления.

3.6.Информация в системе управления рисками.

Процесс управления рисками, или процесс воздействия субъекта на объект управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами.

Информация передается, и храниться в виде сообщений. Под сообщением понимают совокупность знаков или первичных сигналов содержащих информацию. Иначе говоря, сообщение - это информация представленная в какой-либо форме. Пример сообщений: текст телеграммы, данные на выходе ЭВМ, речь, музыка и т.д.

В теории риска под информацией понимают совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой сис­темы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.

В системе управления рисками получе­ние надежной и достаточной в данных условиях информа­ции играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.

Требования, предъявляемые к качеству информации.

Точность информации обеспечивает ее однозначное вос­приятие всеми потребителями (риск точности) и определяет допустимый уровень искажения как посту­пающей, так и результативной информации, при котором со­храняется эффективность функционирования системы (риск достоверности). Определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменяющихся условиях (риск оперативности).

Полезность информации определяется степенью ее влияния на управленческие решения, позволяя оценивать предыдущие и текущие события, а также делать необходимые прогнозы. Полезность информации может быть различной в зависимости от ее содержания и от типов пользователей (например, информация о выплате дивидендов для акционера полезна, а для кредитора, как правило, избыточна).

Достоверность информации означает, что она должна адекватно описывать произошедшее событие. Для бухгалтерской информации, например, важно отсутствие ошибок, отражение операций в соответствии с их экономическим содержанием и принятыми правилами учета. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. переста­ет отражать истинное положение дел.

Полнота информации отражение исчерпывающего характера соответствия полученных сведений целям сбора. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия ре­шений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие ре­шений или может повлечь ошибки. Вместе с тем, информация не должна быть избыточной (за исключением случаев дублирования информации с целью ее проверки на достоверность). Отсутствие некоторых сведений может привести к принятию неверного решения. Например, при совершении сделки по цене выше рыночной, что привело к существенному росту прибыли компании, необходимо отметить, что данная операция проведена с аффилированной фирмой. Отсутствие этой части информации создает у инвестора ложное впечатление об эффективности деятельности компании.

Своевременность информации означает, что чем меньше времени прошло с момента события до момента его отражения в различных источниках информации, тем большую ценность эти данные представляют для пользователя. Например, информация об изменениях курса акций 3 года назад менее полезна для инвестора, чем тот же вид информации, но за трехмесячный период перед моментом покупки. Только своевременно полученная информация может принести ожидае­мую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для реше­ния задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека. Ценность информации определяется комплексным вероятностным показателем Р(τ) как функция вероятности поступления информации Рс, полноты информации Рп и ее достоверности Рд:

Р(τ) = Рс Рс Рд

Источниками внутренней информации является бухгалтерская отчетность предприятия и сведения о деятельности предприятия (торговой, производственной) нефинансового характера. Внешняя информация: данные финансовой отчетности предприятий—конкурентов, партнеров и прочих предприятий, с которыми возможно сравнение показателей исследуемого объекта; информация с рынка корпоративных ценных бумаг; макроэкономическая информация; правовая информация.

Основными субъектами предоставляющими информацию, необходимую для управления рисками, являются:

1. Государственные органы власти обязаны предоставлять информацию правового характера (нормативные акты, регулирующие деятельность на различных рынках, порядок составления отчетности и т.п.) всем заинтересованным лицам путем размещения ее в прессе и других источниках или передачи ее через компании, заключившие соглашение с органами власти о распространении такой информации. Виды предоставляемой информации: правовая информация; макроэкономическая информация; отраслевые исследования; информация об отдельных субъектах хозяйственной деятельности.

- 2. Саморегулируемые организации участников рынков как правило, устанавливают специальные требования по раскрытию информации, неисполнение которых может привести к исключению из членов данной организации. Можно отметить такие объединения, как ПАУФОР (Профессиональная Ассоциация Участников Фондового Рынка), НАУФОР (Национальная Ассоциация Участников Фондового Рынка), РТС (Российская Торговая Система), АРБ (Ассоциация Российских Банков).

3.Биржевая информация, как правило, аналогична по составу информации, поступающей от саморегулируемых организаций. Особенность этих данных заключается в том, что в соответствии с законодательством их применение возможно для расчета показателей, входящих в официальную отчетность, как по российским, так и по международным стандартам. Например, переоценка ценных бумаг (в портфеле банка или предприятия), входящих в листинг на бирже, осуществляется с учетом результатов торгов. Биржа также может предоставить для своих членов необходимые дополнительные сведения о котируемых на ней активах. Это могут быть, например, проспекты эмиссии ценных бумаг и другая информация об эмитентах.

4. Банк, как источник информации о предприятии, ограничен в своих действиях соблюдением банковской и коммерческой тайны. Однако по заказу заинтересованных пользователей — своих клиентов он может осуществить сбор и анализ информации, официально подлежащей раскрытию.

5. Контрагенты и конкуренты являются источниками информациио качестве продукции, применяемых технологиях и т.п., дающей представление о том, в каких условиях действует исследуемое предприятие и информация о состоянии расчетов с данным предприятием, о его платежной дисциплине и т.п. (является хорошей возможностью для корректировки показателей, полученных из официальной отчетности).

6. Пресса и печатные издания — традиционно наиболее емкий и широко используемый метод получения информации. Отдельные издания (журналы “Эксперт”, “Рынок ценных бумаг”) реализуют проекты, связанные с исследованием отраслей экономики, а также различных областей и регионов России. 7. Агентурные методы — платное систематическое выполнение человеком заданий в чьих-то интересах.

8. Прочие источники: консультанты, эксперты, ярмарки, салоны, конференции и т. п.

Установим взаимосвязь между риском и качеством информации, по которой идет его (риска) оценка. Согласно неоклассической теории риска, при наличии нескольких вариантов принятия решения (при равной доходности) выбирается такое решение, при котором вероятность риска (колебания) наименьшая. Можно предположить, что также при наличии нескольких вариантов с одинаковой прибылью выбирается такое решение, которое основано на более качественной информации, то есть существует связь между риском и информацией.

На рис. 5.1 показана предполагаемая зависимость вероятности риска принятия некачественного (убыточного) решения и объема/качества информации. Большая вероятность возникновения риска соответствует минимуму качественной информации.

 
 

Рис. 5.1. Зависимость риска от качества информации

Большая вероятность возникновения риска соответствует минимуму качественной информации.

Качество экономической информации может быть оценено следующими основными показателями:

1. Энтропией – величиной (от 0 до 1) необратимого рассеивания информации. Если принять за n множество видов информации, используемых для принятия решений с вероятностями Р1, Р2, …,Рn, (0<Pi<1), то энтропия

Из уравнения энтропии видно, что потеря информации увеличивается с ростом числа ее видов и уменьшением надежности;

2. Количеством достаточной информации I, которое определяется с учетом регулируемых состояний системы по параметрам соответственно Р0 – до получения информации и Р1 – после получения ее:

Лекция 4.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Понятии, сущность, основные этапы идентификации. Объекты риска.

4.2. Источники и факторы риска.

4.3. Последствия риска. Классификация убытков.

4.4. Методы идентификации рисков

4.1. Понятии, сущность, основные этапы идентификации.

Идентификация – установление в исследуемой организации тех активов и тех видов деятельности, которые потенциально подвержены риску, а так же процесс постоянного и систематического выявления источников рисков.

Появление рисковой ситуации состоит в отклонении фактических значений критических показателей от нормального, устойчивого, среднего или альтернативного уровня.

Основной целью идентификации рисков является формирова­ние у лиц, принимающих решения, целостной картины рисков, угрожающих бизнесу фирмы, жизни и здоровью ее сотрудников, имущественным интере­сам владельцев/акционеров, обязательствам, возникающим в процессе взаи­моотношений с клиентами и другими контрагентами, правам третьих лиц и т.п. В данном случае важен не только перечень рисков, но и понимание ме­неджерами того, как эти риски могут повлиять на деятельность фирмы и на­сколько серьезными могут быть последствия. В результате такого исследо­вания будет правильно организована система управления рисками, которая обеспечит приемлемый уровень защиты фирмы от этих рисков.

Задача идентификации состоит в том, чтобы выявить, какие опасно­сти и случайности угрожают субъекту и его деятельно­сти.

Процесс идентификации рисков включает следующие этапы, которые наглядно вырисовываются из следующей схемы (схема 4.1):

Этапы идентификации:

1. Восприятие – выявление источников(причин) рисков; определение возможных типов рисков, установление возможности наступления события, приводящего к утрате эффективности.

2. Анализ потенциальных опасностей и угроз в случае наступления указанных событий

3. Анализ негативных последствий воздействия

 
 


Рис. 4.1

Чтобы не упустить ни одного значимого источника риска, необходимо прежде всего проанализировать основные компоненты бизнеса, в которых можно понести убытки:

Материальные активы – недвижимость, оборудование, готовая продукция, сырье, п/ф, наличные средства и чеки, а также другие подобные составляющие бизнеса, которые подвержены риску быть похищенными, испорченными, разрушенными, а для некоторых видов продуктов – зараженными вредными веществами.

Персонал. Некоторые организации в огромной мере зависят от деятельности нескольких ключевых сотрудников. В других деловых структурах часть работников неизбежно подвергается дополнительному риску при осуществлении своих функций (банковские кассиры, торговые представители, работающие в странах с неблагоприятной политической и криминогенной обстановкой). Иногда на состояние дел в компании может повлиять увольнение, болезнь или смерть некоторых людей.

Информация. Очень часто об этой составляющей говорят, что она – поток животрепещущей крови для организации. Однако, совсем не редкость, что важность непрерывности поступления информации, ее доступности и наоборот, при необходимости, обеспечение должной ее закрытости, осознается не всеми.

Ответственность. Компании в судебном порядке могут быть признаны виновными за ущерб, принесенный третьим лицам (вкл. собственных служащих) или их собственности.

Чтобы получить полный и достоверный набор возможных сценариев развития нестандартных ситуаций, необходимо придирчиво и всесторонне проанализировать каждый из указанных компонентов бизнеса. Лицо, которому поручается проведение всестороннего безопасности, должно хорошо разбираться не только в сущности конкретного бизнеса, но и понимать, насколько он зависим от тех или иных основных служб, предоставляющих услуги, например, коммунальные, или от организации каких-то внутрифирменных процессов и отношений.

4.2. Источники и факторы риска.

В качестве источников риска могут выступать случайные явления природы, ненадежность технических элементов, состояние экономики, политические процессы, неверные решения и запаздывание решений, другие ошибки менеджмента, действия конкурентов.

Поэтому представляется возможным классифицировать источники риска на:

1) природные (тайфуны, сильные морозы, землетрясения, дожди, засухи, нашествия насекомых и др.). Эти источники порождают риски, связанные с тем, что в процессе выполнения операции или функционирования системы внешние условия выходят за пределы заданных и являются причиной отрицательного отклонения;

2) связанные с технической средой (отказ технического средства). При анализе источников рисков в технике все источники отказов делят на конструктивные (связаны с конструктивными особенностями данного товара, определяющими режим эксплуатации деталей) и внутренне присущие материалу, из которого изготовлена деталь. Конструктивные причины отказов стремятся устранить в ходе испытаний товара. Теория проектирования испытаний разработана. Внутреннее причины можно снизить выбором или улучшением материала, из которого изготовлена деталь, своевременной профилактикой, заменой деталей и оборудования. Исследования безопасности технических объектов показывают, что опасность присуща любым системам и операциям. Практически достичь абсолютной безопасности с технической точки зрения невозможно, а с экономической – нецелесообразно. Это связано тем, что надежность технических систем не может быть абсолютной. Кроме того возможны отказы вследствие случайных изменений условий эксплуатации с выходом за оговоренные (например, в технических условиях на оборудование) пределы;

3) человеческий фактор. Человеческий фактор может быть источником риска вследствие действия конкурентов, тайны, конфиденциальности, которые могут порождать неопределенность знаний об объекте управления (риск изучения) или ошибочные действия менеджера или оператора (риск действия), конфликтов. Поэтому менеджмент и риск не отделимы. Риск изучения определяется тем, что нельзя эффективно управлять и оценить риск управления объектом. о котором у менеджера существуют весьма смутные, неструктурированные представления;

4) состояние экономики и политики (инфляция, рыночная конъюнктура, ставка рефинансирования, валютные курс и т. д.).

Риски возникают в результате действия многочисленных факторов. По отношению к хозяйствующему субъекту эксперты рекомендуют выделять две группы факторов, влияющих на уровень рисков: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Эндогенные (внутренние) факторы риска непосредственно зависят от деятельности фирмы и обусловлены невозможностью точного прогнозирования основных параметров деятельности. В экономической литературе [9] выделяют 4 группы внутренних факторов:

- стратегия фирмы,

- принципы деятельности фирмы,

- ресурсы и их использование,

- качество и использование маркетинга.

Следует отметить, что эти четыре группы включают десятки конкретных, действующих в каждой фирме избирательно факторов.

Под экзогенными (внешними) факторами понимают те условия, которые фирма не может изменить, но вынуждена учитывать в своей деятельности. Экзогенные факторы целесообразно разделить на 2 группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.

Экзогенные факторы прямого воздействия непосредственно влияют на уровень риска данного хозяйствующего субъекта. К ним: действия государства, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов (изменения законодательства, изменения в налоговой системе и др.), конкуренцию, взаимоотношения с хозяйствующими партнерами (поставщиками, потребителями, финансовыми организациями, страховыми и транспортными компаниями и т.д.), коррупцию и рэкет.

Экзогенные факторы косвенного воздействия могут не оказывать прямого непосредственного влияния на уровень риска, но способствуют его изменению. Это: политическая и социально-экономическая обстановка в стране, стихийные бедствия, международные события, научно-технический прогресс.

4.3. Последствия риска. Классификация убытков.

Если риск – это неопределенная возможность потерь, повреждений, уничтожений, то ущерб связан с реализацией риска, т.е. является уже материальным выражением потерь.

Последствия большинства неблагоприятных событий не ограничивается каким-либо одним видом ущерба. Первоначальная причина, будь то природное или техногенное воздействие, финансовый или коммерческий риск, влечет за собой последовательность событий, развивающихся по цепочке согласно «принципу домино».

КЛАССИФИКАЦИЯ УБЫТКОВ:

1. размер возможного убытка: катастрофические, большие, средние, малые.

2. теснота зависимости убытка от причины его возникновения:

v прямые – это непосредственный ущерб здоровью, имуществу или имущественным интересам

v косвенные – являются опосредованным следствием реализации риска и возникают из-за невозможности какое-то время осуществлять нормальную деятельность предприятия. Косвенному убытку обязательно предшествует прямой убыток.

3. объект или субъект, которому нанесен убыток:

1) связанные с имуществом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: