УДК 65.0:338.4(075.8)
ББК 65.290-2:65.32я73
ISBN 978—5—9532—0515—3 © Издательство «КолосС», 2007
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
•
Глава 1
НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ
Общество с момента возникновения нуждалось в управлении социальными процессами, воспроизводством условий материальной и духовной жизни.
Управление производством связано с общественным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства.
Процесс управления характеризуется рядом особенностей:
осуществляется непрерывно во времени и в пространстве;
охватывая все необходимое пространство, действует не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период;
требует глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей;
в результате воздействия субъекта управления на его объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью: чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.
Управление связано с процессом последовательной конкретизации самых общих понятий и категорий (рис. 1).
Основа всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой, — объективные законы природы, общества и мышления. Законы мышления — это составная часть законов общества, а общество, в свою очередь, будучи составной частью природы, принадлежит ей и подчиняется ее законам. Законы природы вскрывают наиболее глубинные, общие основы бытия и развития объективного мира. Их недооценка и тем более игнорирование могут стать источником разрушительных противоречий, привести к экологическим катастрофам. Если игнорируются или недооцениваются законы общества, возникают социальная напряженность, конфликты, процессы деградации, что чревато крупными потрясениями. Если же игнорируются законы мышления, деформируется развитие личности и общества.

Рис. 1. Взаимосвязь понятий и категорий управления
Из общих законов вытекают частные законы управления.
Законы управления имеют двоякую природу: это акты, принимаемые законодательной властью, и объективная необходимость в природе и обществе.
Из законов вытекают принципы управления — исходные фундаментальные идеи управленческой деятельности. Идеи порождают цели — идеальный конечный результат, который хотят получить субъекты управления. Поставив цель, необходимо решить множество задач. Задача — это совокупность вопросов и условий. Ее решают с помощью определенных методов, в данном случае это воздействие субъектов управления на объект для достижения цели. Метод реализуется с помощью функций — специализированных видов деятельности, выделившихся в процессе обособления управленческого труда. Объектом действия функций выступают социальные и экономические отношения.
Процесс управления любыми социально-экономическими системами в конечном счете сводится к управлению поведением людей, мотивацией и стимулированием их деятельности. Это наиболее активный элемент производственного процесса, неразрывно связанный с ним. Содержание процесса управления должно вытекать из требований и основных закономерностей производства.
Управление производством всегда имело большое значение для развития общества, но его роль особенно возросла в условиях рынка. Рыночные реформы существенно изменили характер взаимоотношений между участниками производственного и управленческого процессов, государственными органами и хозяйствующими субъектами, деловыми партнерами. Изменились и критерии оценки деятельности субъектов предпринимательской деятельности, цели, которые эти субъекты выделяют для себя в качестве основных. Все это обусловило изменение подходов к организации управления производственными процессами и коллективами. Появились новые формы управления, стимулирования персонала к производительному труду. Работникам, занятым в сфере управления, приходится считаться с появлением новых внешних и внутренних факторов, прямо или косвенно влияющих на результаты деятельности организации.
Повышают значение управленческой деятельности такие факторы:
рост масштабов производства и качественные сдвиги в экономике;
усложнение социально-экономических связей в общественном производстве;
ускорение научно-технического прогресса, использование достижений которого становится одной из главных задач в любой отрасли;
усиление концентрации и специализации, расширение кооперирования и комбинирования в общественном производстве;
переход от экстенсивных к интенсивным формам ведения хозяйства;
расширение возможностей менеджмента благодаря общему росту уровня образования, развитию науки управления, использованию компьютерной техники;
изменение содержания и организации управленческой деятельности с заменой традиционных методов управления научными;
наличие огромных неиспользованных возможностей повышения эффективности общественного производства;
необходимость роста производительности труда аппарата управления;
развитие и усложнение рыночных отношений, новых форм хозяйствования;
переход от прямого государственного управления производством к косвенному, изменение пропорций централизованного и децентрализованного регулирования;
рост квалификации управленческих кадров, изменения в характере общественного труда (прежде всего в соотношении численности работников физического и умственного труда);
усложнение человеческих отношений на производстве.
В современных условиях руководителям и специалистам следует обращать особое внимание на научную обоснованность принимаемых решений, возросшую роль управления маркетингом, финансами, договорными отношениями, подготовку и переподготовку кадров, способных успешно работать в рыночных условиях, совершенствование организационной структуры управления, более широкое вовлечение работников акционерных обществ и сельскохозяйственных кооперативов в управление производством.