В годы перехода экономики России к рыночным основам ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией» нередко стало употребляться и другое — «менеджмент организации». Сегодня они часто используются как идентичные, взаимозаменяемые. Основание для этого — одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент» (managment). Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов.
Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления.
Менеджмент — это управление в условиях рынка, предполагающее:
ориентацию на спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом;
стремление к повышению эффективности производства, получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
|
|
хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности организации и ее подразделений;
постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
выявление конечного результата деятельности организации или ее подразделений на рынке в процессе обмена;
использование современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных решений.
Однако термин «менеджмент» не в полной мере является аналогом термина «управление». Термин «управление» шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление транспортными средствами), сферам деятельности (управление в живой и неживой природе, управление государством), органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.
Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить некоторые положения.
Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности организации, в которой он работает. Он может владеть ее акциями, а может и не иметь их, работая по найму. Труд менеджера — производительный, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, бухгалтеров и т.д., работающих под руководством менеджера, управляющего организацией или производственным отделением.
|
|
Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров организаций, сложностью технологий. Сегодня решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области управления, осуществляющими также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.
Под хозяйственной деятельностью применительно к менеджменту понимают деятельность организации, во-первых, в любой отрасли экономики — сельском хозяйстве, промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском и страховом деле и т.д.; во-вторых, в любой сфере деятельности — производстве, сбыте, финансах, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей организации.
Таким образом, «менеджмент» применим только к тем категориям организаций, которые осуществляют деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода). Менеджмент охватывает деятельность как производственных организаций, так и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний, других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
Содержание хозяйственной деятельности организации — снабжение производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом; внедрение результатов научно-исследовательских работ; разработка и совершенствование технологий; обеспечение требуемого уровня качества продукции; проведение коммерческих операций, операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; техническое обслуживание; материально-техническое снабжение; обеспечение финансовыми ресурсами; подбор персонала. Эффективная хозяйственная деятельность организации требует стиля работы, основанного на постоянном поиске новых возможностей, умении привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.
Изменения в содержании хозяйственной деятельности организации связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и появлением многочисленных индивидуальных или коллективных собственников.
Главное в менеджменте — определение целей деятельности организации на ближайшую и дальнюю перспективу. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки возможностей организации и обеспеченности ее ресурсами. Различают цели общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития организации в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности за счет управления, когда группа сотрудничающих людей действует в направлении достижения общих целей на основе соответствующих мотиваций.
Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен требованиями рынка, в соответствии с которыми результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку в процессе обмена. Он состоит из трех блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом (табл. 1—3).