Предмет и метод науки

Менеджмент — это самостоятельная наука, имеющая методо­логические основы, свой предмет и метод.

Как всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:

управление — процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;

объект управления — люди, техника и технологии, организация и др.;

субъект управления — личность или кибернетическое устрой­ство;

организация как сфера деятельности менеджера;

планирование, координация, мотивация и контроль — функ­ции менеджмента;

стиль управления и др.

В ходе научных исследований управленческих проблем учены­ми были открыты и обоснованы объективные законы жизнедея­тельности организаций и закономерности, характерные для уп­равленческого труда. Среди них законы пропорциональности и планомерности, административной емкости, ритма работ и др.

В менеджменте как науке обозначились соответствующие раз­делы:

методологические основы научного управления;

организационные и управленческие структуры;

функции управления;

процесс управления, кадровый менеджмент;

стратегический и инновационный менеджмент;

управление процессом международной экономической интег­рации и др.

Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена и включает управление производством, маркетингом, финансовой деятельностью, кадрами, учет, конт­роль и анализ хозяйственной деятельности. Данные вопросы со­ставляют предмет учебных дисциплин по менеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются на примерах конкретных ситуаций. Здесь прослеживается прямая связь теории и практики.

Предмет менеджмента как науки управления охватывает иссле­дования законов и закономерностей жизнедеятельности организа­ций и отношений между работниками в процессе управления.

Менеджмент обладает и особым методом исследования явле­ний управленческой деятельности.

Метод менеджмента основывается на диалектическом подходе, позволяющем рассматривать управленческие проблемы в их по­стоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высше­му, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т. д. В цен­тре исследований в менеджменте — человек, который осуществля­ет производительную деятельность, будь то руководитель или ис­полнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприя­тия, учреждения, фирмы и т. д.), поэтому метод менеджмента — это научный анализ поведения человека в организации, взаимо­связь и взаимное влияние его и организации.

Особенно важен в менеджменте метод системного анализа, ут­вердившийся в середине XX в. В результате открытий ученых в области системного анализа появилась возможность применять в практике управления математические модели и использовать ме­тод математического моделирования. Важен для практики управления и последующих теоретических обобщений и метод экспери­мента.

Данные методы используются не только в менеджменте, они характерны для всей экономической теории. Это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководите­лей и исполнителей в производственном процессе, выступает ме­тодологической основой менеджмента.

Контрольные вопросы и задания

1.Сформулируйте понятие менеджмента. В чем его сущность?

2.Каков экономический механизм менеджмента?

3.Расскажите о внутрифирменном управлении.

4.Каковы цели менеджмента?

5.Определите задачи менеджмента.

6.Назовите характерные аспекты менеджмента.

7.Какие вы знаете стадии менеджмента?

8.Что является предметом науки «Менеджмент»?

9.Каковы методы науки «Менеджмент»?





Подборка статей по вашей теме: