Менеджмент — это самостоятельная наука, имеющая методологические основы, свой предмет и метод.
Как всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:
управление — процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;
объект управления — люди, техника и технологии, организация и др.;
субъект управления — личность или кибернетическое устройство;
организация как сфера деятельности менеджера;
планирование, координация, мотивация и контроль — функции менеджмента;
стиль управления и др.
В ходе научных исследований управленческих проблем учеными были открыты и обоснованы объективные законы жизнедеятельности организаций и закономерности, характерные для управленческого труда. Среди них законы пропорциональности и планомерности, административной емкости, ритма работ и др.
В менеджменте как науке обозначились соответствующие разделы:
|
|
методологические основы научного управления;
организационные и управленческие структуры;
функции управления;
процесс управления, кадровый менеджмент;
стратегический и инновационный менеджмент;
управление процессом международной экономической интеграции и др.
Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена и включает управление производством, маркетингом, финансовой деятельностью, кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности. Данные вопросы составляют предмет учебных дисциплин по менеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются на примерах конкретных ситуаций. Здесь прослеживается прямая связь теории и практики.
Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.
Менеджмент обладает и особым методом исследования явлений управленческой деятельности.
Метод менеджмента основывается на диалектическом подходе, позволяющем рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т. д. В центре исследований в менеджменте — человек, который осуществляет производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприятия, учреждения, фирмы и т. д.), поэтому метод менеджмента — это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние его и организации.
|
|
Особенно важен в менеджменте метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в. В результате открытий ученых в области системного анализа появилась возможность применять в практике управления математические модели и использовать метод математического моделирования. Важен для практики управления и последующих теоретических обобщений и метод эксперимента.
Данные методы используются не только в менеджменте, они характерны для всей экономической теории. Это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмента.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте понятие менеджмента. В чем его сущность?
2.Каков экономический механизм менеджмента?
3.Расскажите о внутрифирменном управлении.
4.Каковы цели менеджмента?
5.Определите задачи менеджмента.
6.Назовите характерные аспекты менеджмента.
7.Какие вы знаете стадии менеджмента?
8.Что является предметом науки «Менеджмент»?
9.Каковы методы науки «Менеджмент»?