Предмет и метод науки

Менеджмент — это самостоятельная наука, имеющая методо­логические основы, свой предмет и метод.

Как всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:

управление — процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;

объект управления — люди, техника и технологии, организация и др.;

субъект управления — личность или кибернетическое устрой­ство;

организация как сфера деятельности менеджера;

планирование, координация, мотивация и контроль — функ­ции менеджмента;

стиль управления и др.

В ходе научных исследований управленческих проблем учены­ми были открыты и обоснованы объективные законы жизнедея­тельности организаций и закономерности, характерные для уп­равленческого труда. Среди них законы пропорциональности и планомерности, административной емкости, ритма работ и др.

В менеджменте как науке обозначились соответствующие раз­делы:

методологические основы научного управления;

организационные и управленческие структуры;

функции управления;

процесс управления, кадровый менеджмент;

стратегический и инновационный менеджмент;

управление процессом международной экономической интег­рации и др.

Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена и включает управление производством, маркетингом, финансовой деятельностью, кадрами, учет, конт­роль и анализ хозяйственной деятельности. Данные вопросы со­ставляют предмет учебных дисциплин по менеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются на примерах конкретных ситуаций. Здесь прослеживается прямая связь теории и практики.

Предмет менеджмента как науки управления охватывает иссле­дования законов и закономерностей жизнедеятельности организа­ций и отношений между работниками в процессе управления.

Менеджмент обладает и особым методом исследования явле­ний управленческой деятельности.

Метод менеджмента основывается на диалектическом подходе, позволяющем рассматривать управленческие проблемы в их по­стоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высше­му, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т. д. В цен­тре исследований в менеджменте — человек, который осуществля­ет производительную деятельность, будь то руководитель или ис­полнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприя­тия, учреждения, фирмы и т. д.), поэтому метод менеджмента — это научный анализ поведения человека в организации, взаимо­связь и взаимное влияние его и организации.

Особенно важен в менеджменте метод системного анализа, ут­вердившийся в середине XX в. В результате открытий ученых в области системного анализа появилась возможность применять в практике управления математические модели и использовать ме­тод математического моделирования. Важен для практики управления и последующих теоретических обобщений и метод экспери­мента.

Данные методы используются не только в менеджменте, они характерны для всей экономической теории. Это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководите­лей и исполнителей в производственном процессе, выступает ме­тодологической основой менеджмента.

Контрольные вопросы и задания

1.Сформулируйте понятие менеджмента. В чем его сущность?

2.Каков экономический механизм менеджмента?

3.Расскажите о внутрифирменном управлении.

4.Каковы цели менеджмента?

5.Определите задачи менеджмента.

6.Назовите характерные аспекты менеджмента.

7.Какие вы знаете стадии менеджмента?

8.Что является предметом науки «Менеджмент»?

9.Каковы методы науки «Менеджмент»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: