Принципы менеджмента — это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности.
Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций.
Они подразделяются по субъектам, их осуществляющим, и объектам применения. Под объектами применения понимается сфера действия принципов. По этому критерию можно классифицировать принципы управления обществом в целом, экономикой, социальной и политической сферами. Можно подразделить их на общие и частные (конкретные): общие — это принципы управления обществом в целом (сочетания интересов личности, коллектива и общества, преимущественного значения экономического управления и др.); частные (конкретные) — это принципы экономического, социального, политического видов управления.
|
|
Перечислим основные принципы менеджмента
- Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации — в распределении полномочий по принятию решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, при котором централизованные решения относятся к разработке политики — целей и стратегии организации в целом, а децентрализованные — к оперативному управлению.
Централизованная форма управления предусматривает руководство хозяйственной деятельностью из единого центра, жесткую регламентацию и координацию деятельности подразделений, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.
Форма управления предприятием считается централизованной:
- когда функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные;
- имеется значительное число функциональных служб (отделов);
- исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании;
- при мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая
- сеть производственных отделений находится в подчинении у центрального отдела сбыта.
Под децентрализацией понимают передачу права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену — хозяйственно самостоятельным производственным отделениям. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления организацией, выступающей как единое целое.
|
|
Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности.
Под единоначалием понимают предоставление высшему руководителю определенной полноты власти, которая необходима для принятия решений, и его персональную ответственность за порученное дело.
Коллегиальность предполагает выработку коллективных решений на основе мнений руководителей разного уровня, прежде всего исполнителей — руководителей производственных подразделений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных, что снижает оперативность управления.
Разновидность коллегиальности — коллективное принятие решения большинством голосов, например на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.
- Принцип единства политического и хозяйственного руководства. Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами, и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем.
За рубежом, например в Англии, существует однопартийная система, и ее взаимосвязь с индустрией и другими сферами жизни осуществляется через налоговую политику, отвечающую интересам правящей администрации. Но эта налоговая политика утверждается многопартийным парламентом, а потому отражает интересы большинства членов общества.
Кроме налоговой политики рычагами государственной администрации являются законодательство, индикативное планирование, таможенная система, амортизационная политика, государственные кредиты, страхование и прочие резервы. При этом цели государственного регулирования — научно-технический прогресс, социальное единство, развитие приоритетов общества, инфраструктуры — информационных сетей, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, экологии, обороны.
- Принцип планового ведения хозяйства. Означает установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства. Основоположником социалистического планирования является С. Г. Струмилин, работавший в первой «команде» Госплана СССР под руководством Г. М. Кржижановского.
Планирование хозяйственной деятельности осуществляется и за рубежом. Ли Якокка в книге «Карьера менеджера» пишет: «Государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформированных целей. Оно означает согласование всех аспектов вместо разрозненного их выдвижения по частям. Мы у себя в корпорации «Крайслер» ведем большую плановую работу. И так же действует любая преуспевающая корпорация».
- Принцип материального и морального стимулирования. В управлении широко используют материальное и моральное стимулирование для повышения эффективности производства.
Материальное стимулирование работников и экономическое стимулирование деятельности коллектива — мощные рычаги управления. Однако не менее важно моральное стимулирование как средство одобрения деятельности в коллективе и утверждения в нем.
На зарубежных фирмах создают отделы работы с персоналом, укомплектованные психологами, социологами, которые постоянно следят за моральным климатом в коллективах. В фирмах «Дженерал моторе» категорически запрещается повышать голос и делать выговоры персоналу в первой половине рабочего дня. Японский мастер в течение рабочего дня должен дважды поговорить с каждым рабочим на темы, не относящиеся к работе.
|
|
В области материального стимулирования также имеются интересные решения. Ли Якокка пишет: «По моему убеждению, затрачиваемые время и энергия рабочих людей должны хорошо оплачиваться. Я... сторонник разделения богатства, участия рабочих в прибылях, если компания таковые получает».
В корпорациях «Крайслер» и«Форд моторе» существуют надбавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни и пожизненные пособия по болезни. В 1946 г. президент «Дженерал моторе» Чарли Уилсон впервые предложил ввести надбавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни, чтобы компенсировать влияние временной инфляции, возникшей в результате отмены правительственного контроля за ценами. В коллективный договор 1948 г. было включено положение о надбавках на случай подорожания жизни в статье, которая предусматривала скользящую шкалу надбавок, базирующуюся на динамике индекса потребительских цен.
- Принцип научности. Соблюдение этого принципа заключается в построении всей системы управления производством на новейших данных науки. Научное управление несовместимо с субъективизмом.
Руководители должны изучать и правильно применять на практике закономерности и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся обстановки и прогноза на будущее. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принимаемых решений, применение современных средств оргтехники и оргсвязи.
При проведении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управления.
- Принцип ответственности. Использование принципа ответственности означает создание четкой организационной структуры; тщательную разработку положений о подразделениях организационной структуры, правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций исполнителей; установление точно определенной материальной ответственности хозрасчетных подразделений за упущения в работе; разработку положений о премировании и депремировании работников; четкое оформление приказов, распоряжений; проведение других организационных мероприятий.
|
|
На Западе все большее признание получает так называемая социальная ответственность предпринимательства, выпуск продукции, безопасной для жизни и здоровья людей, соблюдение нравственных принципов.
- Принцип подбора и расстановки кадров. Подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять порученную работу.
- Принцип экономичности и эффективности. В производстве необходимо добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных ресурсов, но и наибольшей экономии сил, наиболее производительного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении издержек общественного производства в целях увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накоплений.
- Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это региональные проблемы.
- Принцип преемственности хозяйственных решений. В основе этого принципа лежит единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве. Этот принцип имеет многообразные формы проявления. Преемственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла сопоставимость. Преемственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, предполагающей сочетание работников, имеющих знания, опыт, навыки принятия решений, и молодых работников, не имеющих багажа знаний и жизненного опыта, но обладающих быстротой реакции, свежестью восприятия, неконсервативным мышлением.
- Принцип подчинения личных интересов общим. Принцип приоритета общественных интересов перед индивидуальными в области менеджмента сложно осуществить. Дело в том, что с точки зрения управления достижение общих целей возможно только при удовлетворении определенного уровня личных интересов работников. С движением работника по иерархии своих потребностей проблема соотношения между общественными и личными интересами не упрощается, а наоборот, имеет выраженную тенденцию к усложнению, так как чем разнообразнее личные интересы работников, тем труднее поиск мотивации к повышению эффективности их труда.
- Принцип доминанты развития (принцип основного звена).
Принцип заключается в том, что до принятия управленческого решения должны быть определены:
- основные перспективы;
- главный фактор, от которого зависит достижение поставленной цели.
Следование этому принципу позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на исследования различных направлений развития организации посредством уменьшения числа анализируемых вариантов. Кроме того, выделение главного фактора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (нередко ограниченных) на разработке основной задачи. При этом сопутствующие задачи решаются по мере их возникновения и в той степени, в которой это требуется для решения главной задачи
Приведенные принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организаций должна формироваться на основе еще и специфических (частных) принципов.
К ним можно отнести:
- приоритет интересов собственника;
- направленность на демократизацию управленческих структур и управления собственностью;
- равноправие организаций в экономической сфере рыночных отношений и партнерских взаимоотношениях;
- оптимальность организационных структур управления;
- эффективное материальное стимулирование управленческого труда;
- современное информационное обеспечение аппарата управления, а также наличие квалифицированных кадров управления и др.
Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательств, законодательных актов и т. д. Однако при этом характер и формы их закрепления могут быть достаточно гибкими, чтобы избежать догматизма, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкретно-исторических условий приводит к изменению действия социально-экономических законов и соответственно содержания принципов управления.