Принципы менеджмента

Принципы менеджмента — это закономерности, в рамках кото­рых реализуются связи (отношения) между различными структу­рами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы поведения, которыми ру­ководствуются управленцы в практической деятельности.

Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению орга­нов управления и методам осуществления его функций.

Они подразделяются по субъектам, их осуществляющим, и объектам применения. Под объектами применения понимается сфера действия принципов. По этому критерию можно класси­фицировать принципы управления обществом в целом, эконо­микой, социальной и политической сферами. Можно подразде­лить их на общие и частные (конкретные): общие — это принци­пы управления обществом в целом (сочетания интересов личнос­ти, коллектива и общества, преимущественного значения экономического управления и др.); частные (конкретные) — это принципы экономического, социального, политического видов управления.

Перечислим основные принципы менеджмента

- Принцип оптимального сочетания централизации и децентрали­зации в управлении. Проблема сочетания централизации и децент­рализации — в распределении полномочий по принятию решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вари­антом считается подход, при котором централизованные решения относятся к разработке политики — целей и стратегии организа­ции в целом, а децентрализованные — к оперативному управле­нию.

Централизованная форма управления предусматривает руко­водство хозяйственной деятельностью из единого центра, жесткую регламентацию и координацию деятельности подразделений, пол­ное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.

Форма управления предприятием считается централизованной:

- когда функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные;

- имеется значительное число функциональных служб (отделов);

- исследовательские подразделения находятся в центральном ап­парате материнской компании;

- при мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая

- сеть производственных отделений находится в подчинении у цен­трального отдела сбыта.

Под децентрализацией понимают передачу права принятия ре­шений низовому оперативно-хозяйственному звену — хозяйствен­но самостоятельным производственным отделениям. Это предпо­лагает высокую степень координации деятельности на всех уров­нях управления организацией, выступающей как единое целое.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в ме­неджменте предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности.

Под единоначалием понимают предоставление высшему руко­водителю определенной полноты власти, которая необходима для принятия решений, и его персональную ответственность за пору­ченное дело.

Коллегиальность предполагает выработку коллективных реше­ний на основе мнений руководителей разного уровня, прежде все­го исполнителей — руководителей производственных подразделе­ний. Коллегиальность повышает объективность принимаемых ре­шений, их обоснованность и способствует успешной их реализа­ции. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных, что снижает оператив­ность управления.

Разновидность коллегиальности — коллективное принятие ре­шения большинством голосов, например на собрании акционе­ров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллектив­ной основе.

- Принцип единства политического и хозяйственного руководства. Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых опре­деленными политическими системами, и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем.

За рубежом, например в Англии, существует однопартийная система, и ее взаимосвязь с индустрией и другими сферами жизни осуществляется через налоговую политику, отвечающую интере­сам правящей администрации. Но эта налоговая политика утверж­дается многопартийным парламентом, а потому отражает интере­сы большинства членов общества.

Кроме налоговой политики рычагами государственной адми­нистрации являются законодательство, индикативное планирова­ние, таможенная система, амортизационная политика, государ­ственные кредиты, страхование и прочие резервы. При этом цели государственного регулирования — научно-технический прогресс, социальное единство, развитие приоритетов общества, инфра­структуры — информационных сетей, телекоммуникаций, транс­порта, энергетики, экологии, обороны.

- Принцип планового ведения хозяйства. Означает установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства. Основоположником социалистического планирова­ния является С. Г. Струмилин, работавший в первой «команде» Госплана СССР под руководством Г. М. Кржижановского.

Планирование хозяйственной деятельности осуществляется и за рубежом. Ли Якокка в книге «Карьера менеджера» пишет: «Го­сударственное планирование отнюдь не должно означать социа­лизм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сфор­мированных целей. Оно означает согласование всех аспектов вме­сто разрозненного их выдвижения по частям. Мы у себя в корпо­рации «Крайслер» ведем большую плановую работу. И так же действует любая преуспевающая корпорация».

- Принцип материального и морального стимулирования. В управ­лении широко используют материальное и моральное стимулиро­вание для повышения эффективности производства.

Материальное стимулирование работников и экономическое сти­мулирование деятельности коллектива — мощные рычаги управле­ния. Однако не менее важно моральное стимулирование как сред­ство одобрения деятельности в коллективе и утверждения в нем.

На зарубежных фирмах создают отделы работы с персоналом, укомплектованные психологами, социологами, которые постоян­но следят за моральным климатом в коллективах. В фирмах «Дже­нерал моторе» категорически запрещается повышать голос и де­лать выговоры персоналу в первой половине рабочего дня. Японс­кий мастер в течение рабочего дня должен дважды поговорить с каждым рабочим на темы, не относящиеся к работе.

В области материального стимулирования также имеются инте­ресные решения. Ли Якокка пишет: «По моему убеждению, затра­чиваемые время и энергия рабочих людей должны хорошо опла­чиваться. Я... сторонник разделения богатства, участия рабочих в прибылях, если компания таковые получает».

В корпорациях «Крайслер» и«Форд моторе» существуют над­бавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни и пожизненные пособия по болезни. В 1946 г. президент «Джене­рал моторе» Чарли Уилсон впервые предложил ввести надбавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни, чтобы компенсировать влияние временной инфляции, возникшей в ре­зультате отмены правительственного контроля за ценами. В кол­лективный договор 1948 г. было включено положение о надбавках на случай подорожания жизни в статье, которая предусматривала скользящую шкалу надбавок, базирующуюся на динамике индекса потребительских цен.

- Принцип научности. Соблюдение этого принципа заключается в построении всей системы управления производством на новей­ших данных науки. Научное управление несовместимо с субъек­тивизмом.

Руководители должны изучать и правильно применять на прак­тике закономерности и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся об­становки и прогноза на будущее. Научность управления предпола­гает также широкое применение математических методов, особен­но при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принимаемых решений, применение современ­ных средств оргтехники и оргсвязи.

При проведении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управ­ления.

- Принцип ответственности. Использование принципа ответ­ственности означает создание четкой организационной структу­ры; тщательную разработку положений о подразделениях органи­зационной структуры, правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций исполнителей; установление точно оп­ределенной материальной ответственности хозрасчетных подраз­делений за упущения в работе; разработку положений о премиро­вании и депремировании работников; четкое оформление прика­зов, распоряжений; проведение других организационных меро­приятий.

На Западе все большее признание получает так называемая со­циальная ответственность предпринимательства, выпуск продук­ции, безопасной для жизни и здоровья людей, соблюдение нрав­ственных принципов.

- Принцип подбора и расстановки кадров. Подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять порученную работу.

- Принцип экономичности и эффективности. В производстве не­обходимо добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных ресурсов, но и наибольшей экономии сил, наибо­лее производительного применения труда. Общество заинтересо­вано в сокращении издержек общественного производства в целях увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накоплений.

- Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориаль­ного управления. Отраслевое управление характеризует необходи­мость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рацио­нального размещения и развития производительных сил требуют учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструкту­ры, соответствия характера производства особенностям этничес­ких групп, удовлетворения материальных и духовных потребнос­тей общества. А это региональные проблемы.

- Принцип преемственности хозяйственных решений. В основе этого принципа лежит единство экономических явлений и про­цессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве. Этот принцип имеет многообразные формы проявления. Преемствен­ность хозяйственных решений необходима при разработке и осо­бенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла со­поставимость. Преемственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошло­го, максимальное сохранение положительного опыта. Она необхо­дима и в кадровой политике, предполагающей сочетание работни­ков, имеющих знания, опыт, навыки принятия решений, и моло­дых работников, не имеющих багажа знаний и жизненного опыта, но обладающих быстротой реакции, свежестью восприятия, не­консервативным мышлением.

- Принцип подчинения личных интересов общим. Принцип при­оритета общественных интересов перед индивидуальными в обла­сти менеджмента сложно осуществить. Дело в том, что с точки зрения управления достижение общих целей возможно только при удовлетворении определенного уровня личных интересов ра­ботников. С движением работника по иерархии своих потребнос­тей проблема соотношения между общественными и личными ин­тересами не упрощается, а наоборот, имеет выраженную тенден­цию к усложнению, так как чем разнообразнее личные интересы работников, тем труднее поиск мотивации к повышению эффек­тивности их труда.

- Принцип доминанты развития (принцип основного звена).

Принцип заключается в том, что до принятия управленческого ре­шения должны быть определены:

- основные перспективы;

- главный фактор, от которого зависит достижение поставлен­ной цели.

Следование этому принципу позволяет минимизировать вре­менные и финансовые затраты на исследования различных на­правлений развития организации посредством уменьшения числа анализируемых вариантов. Кроме того, выделение главного фак­тора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (нередко ограни­ченных) на разработке основной задачи. При этом сопутствующие задачи решаются по мере их возникновения и в той степени, в ко­торой это требуется для решения главной задачи

Приведенные принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организаций должна формироваться на осно­ве еще и специфических (частных) принципов.

К ним можно от­нести:

- приоритет интересов собственника;

- направленность на демократизацию управленческих структур и управления собственностью;

- равноправие организаций в экономической сфере рыночных отношений и партнерских взаимоотношениях;

- оптимальность организационных структур управления;

- эффективное материальное стимулирование управленческого труда;

- современное информационное обеспечение аппарата управ­ления, а также наличие квалифицированных кадров управления и др.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательств, законодательных актов и т. д. Однако при этом ха­рактер и формы их закрепления могут быть достаточно гибкими, чтобы избежать догматизма, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку измене­ние конкретно-исторических условий приводит к изменению дей­ствия социально-экономических законов и соответственно содер­жания принципов управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: