Макроэкономическое равновесие и финансы

Воздействие на социально-экономические процессы с при­менением разнообразных форм и методов, как косвенных, так и прямых, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопро­вождающуюся экономическим ростом, последовательное неу­клонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

В процессах регулирования экономики необходимо иметь ввиду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических схемах.

Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких как:

1) спроса и предложения;

2) товарной и денежной масс;

3) сбережений и инвестиций;

4) инфляции и безработицы;

5) производительности труда и его оплаты;

6) финансовых ресурсов и социально-экономических потреб­ностей общества;

7) доходов и расходов государственного бюджета;

8) размеров бюджетного дефицита и источников его покры­тия;

9) актива и пассива платежного баланса.

Ясно, что достижение равновесия даже по одному из назван­ных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.

Кроме того, на макроэкономический уровень выходит дис­баланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость сбалансирования потреб­ностей и ресурсов на последующих уровнях хозяйствования, которые интегрируют компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного макроэко­номического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как и для любой экономиче­ской системы) свойственно «нормальное состояние «неравнове­сия», которое отражает на данный момент вынужденное динами­ческое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнона­правленных интересов. Совокупность множества таких частич­ных состояний характеризует определенную сбалансирован­ность всех экономических параметров с большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воз­действия при эволюции экономической системы из одного состо­яния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических пара­метров и обеспечивающее более эффективное использование ре­сурсов общества.

В западной финансовой теории используется понятие «муль­типликатор» для объяснения влияния государственных финан­сов на производство, измеряемого величиной национального про­дукта.

Концепция мультипликатора исходит из определения объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:

1) по расходам, то есть совокупности всех расходов экономи­ческих субъектов, необходимую чтобы выкупить всю произве­денную массу продукции;

2) по доходам (или распределению), то есть с точки зрения доходов, получаемых субъектами от производства продукции.

По первому критерию стоимость ВНП складывается по фор­муле:

ВНП = C + I + G +X

где: С - объем потребительских расходов домашних хозяйств, или всего населения страны;

I - валовые частные внутренние инвестиции;

С - государственные закупки товаров и услуг (исключая транс­фертные платежи, не увеличивающие производства;

X - чистый экспорт, то есть превышение объема экспорта над импортом.

Измерение ВНП по сумме всех доходов производится суммиро­ванием следующих элементов:

1) объема потребленного капитала (амортизация);

2) косвенных налогов на бизнес;

3) заработной платы наемных работников;

4) рентных платежей;

5) процента (выплата денежного дохода частного бизнеса по­ставщикам денежного капитала);

6) доходов от собственности (от индивидуальных вложений);

7) прибыли корпораций (налог на эту прибыль, дивиденды, не­распределенная прибыль).

Далее, из валового национального продукта выделяется чи­стый национальный продукт (ЧНП), как разница между ВНП и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями.

Показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции (понижения цен), представляет собой реальный ВНП.

В кейнсианских моделях объясняется равновесие между объ­емом производства, дохода и занятости, вызываемыми измене­ниями в расходах. «Равновесный уровень производства - это та­кой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или, при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП), точно равно общему количеству закупленных товаров

(C + I + G +X)

Соответственно, нарушением равновесия является любое пре­вышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих рас­ходов вызывает снижение ЧНП.

Варианты фискальной политики.

Учитывая вышеизложенные возможности действия мультипликатора, формулируются варианты дискреционной фискальной политики в зависимости от характера экономического цикла. В период спада проводится стимулирующая фискальная политика предусматривающая:

1. увеличение государственных расходов;

2. снижение налогов;

3. сочетание этих направлений фискальной политики с учетом большего эффекта увеличения государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика, обусловленная избыточным спросом и инфляцией, включает обратные направления:

1) уменьшение государственных расходов;

2) увеличение налогов;

3) сочетание данных направлений.

Сдерживающая фискальная политика должна ориентировать­ся на достижение бюджетного излишка.

Недискреционная фискальная политика предполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование.

Недискреционная фискальная политика действует на основе механизма автоматических, или встроенных, стабилизаторов (встроенная стабильность). В данном случае предполагается, что сумма налоговых изъятий варьируется пропорционально величине национального продукта в разных фазах экономического цикла: при подъеме налоговые поступления возрастают, ограничивая спрос, и автоматически сдерживают чрезмерный экономический рост; при спаде, наоборот, налоговые посту­пления снижаются, смягчая уменьшение национального производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: