III. Государственный сектор экономики: причины возникновения и его роль

В качестве экономической основы выполнения государством своих функций выступает государственный сектор, под которым, как правило, понимают совокупность форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене.

Например, бюджет, как часть государственного сектора в сфере распределения необходим для перераспределения доходов, финансирования выпуска общественных товаров, стимулирования научно-технического прогресса, обеспечения сохранности окружающей среды и т.д.

Основными инструментами, позволяющими государству реализовать вышеперечисленные задачи, являются государственные закупки товаров и услуг, а также трансфертные платежи.

Государственные закупки товаров и услуг – это закупка оружия, строительство автомагистралей, оплата услуг судей, пожарных, учителей и т.д.

Трансфертные платежи – это те выплаты, с помощью которых государство перераспределяет налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособия по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам и т.п.

Государственные закупки и трансфертные платежи оказывают различное влияние на распределение ресурсов. Так как государственные закупки непосредственно используют ресурсы, полученная продукция вносит вклад в национальный продукт. Через государственный заказ общество стремится перераспределить ресурсы от частного к общественному потреблению. Трансферты сами по себе не поглощают ресурсы и не связаны с производством. Через них государство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Они не влияют на увеличение общественного потребления за счет личного, а приводят лишь к перестройке личного потребления.

Важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства является также государственная собственность. Различают непосредственно собственность государства, находящуюся под его прямым контролем, государственную акционерную собственность со 100% участием государства в акционерном капитале, смешанную государственно-частную собственность с контрольным пакетом акций в руках государства, акционерное участие государства в капитале частных фирм и т.д. В большинстве стран в сфере государственной собственности в той или иной степени в разные периоды входили земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, промышленные предприятия, военные объекты, электроэнергетика, транспорт, связь и т.д.

Известны следующие пути формирования государственной собственности:

• национализация государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности;

• создание новых объектов за счет государственного бюджета;

• выкуп государством объектов у частного капитала.

Величина государственного сектора в каждой из стран различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социальными, экономическими и другими функциями государства.

Государственные предприятия как инструмент политики государства оказывают регулирующее воздействие на рынок по следующим направлениям: повышение занятости населения; осуществление проектов, имеющих высокую степень риска; антиинфляционные меры, в том числе, снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции; содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и т.д. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства – различного рода субсидиями, защитой от банкротств, освобождением от обязательств по импорту, преимуществами государственных закупок и т.д. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия является соотношение полезного общественного результата его деятельности и использованных государственных ресурсов.

Однако следует заметить, что в последние десятилетия происходит ослабление прямого государственного регулирования, и государственные предприятия передаются в частное управление. К этому побудила необходимость: уменьшение чрезмерных бюджетных расходов на административные цели, повышение эффективности и стимулирование конкурентоспособности отраслей, находящихся под непосредственным контролем государства, сокращение расходов на государственное управление, устранение препятствий в виде контроля государственных служб на пути развития новых форм промышленной организации – структур типа «новый бизнес», формирование качественно нового типа информационного комплекса, обеспечение на этой основе общего оживления экономики. Однако, как показывает мировой опыт, этот процесс имеет естественные пределы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: