В качестве экономической основы выполнения государством своих функций выступает государственный сектор, под которым, как правило, понимают совокупность форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене.
Например, бюджет, как часть государственного сектора в сфере распределения необходим для перераспределения доходов, финансирования выпуска общественных товаров, стимулирования научно-технического прогресса, обеспечения сохранности окружающей среды и т.д.
Основными инструментами, позволяющими государству реализовать вышеперечисленные задачи, являются государственные закупки товаров и услуг, а также трансфертные платежи.
Государственные закупки товаров и услуг – это закупка оружия, строительство автомагистралей, оплата услуг судей, пожарных, учителей и т.д.
Трансфертные платежи – это те выплаты, с помощью которых государство перераспределяет налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособия по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам и т.п.
|
|
Государственные закупки и трансфертные платежи оказывают различное влияние на распределение ресурсов. Так как государственные закупки непосредственно используют ресурсы, полученная продукция вносит вклад в национальный продукт. Через государственный заказ общество стремится перераспределить ресурсы от частного к общественному потреблению. Трансферты сами по себе не поглощают ресурсы и не связаны с производством. Через них государство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Они не влияют на увеличение общественного потребления за счет личного, а приводят лишь к перестройке личного потребления.
Важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства является также государственная собственность. Различают непосредственно собственность государства, находящуюся под его прямым контролем, государственную акционерную собственность со 100% участием государства в акционерном капитале, смешанную государственно-частную собственность с контрольным пакетом акций в руках государства, акционерное участие государства в капитале частных фирм и т.д. В большинстве стран в сфере государственной собственности в той или иной степени в разные периоды входили земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, промышленные предприятия, военные объекты, электроэнергетика, транспорт, связь и т.д.
Известны следующие пути формирования государственной собственности:
• национализация государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности;
|
|
• создание новых объектов за счет государственного бюджета;
• выкуп государством объектов у частного капитала.
Величина государственного сектора в каждой из стран различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социальными, экономическими и другими функциями государства.
Государственные предприятия как инструмент политики государства оказывают регулирующее воздействие на рынок по следующим направлениям: повышение занятости населения; осуществление проектов, имеющих высокую степень риска; антиинфляционные меры, в том числе, снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции; содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и т.д. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства – различного рода субсидиями, защитой от банкротств, освобождением от обязательств по импорту, преимуществами государственных закупок и т.д. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия является соотношение полезного общественного результата его деятельности и использованных государственных ресурсов.
Однако следует заметить, что в последние десятилетия происходит ослабление прямого государственного регулирования, и государственные предприятия передаются в частное управление. К этому побудила необходимость: уменьшение чрезмерных бюджетных расходов на административные цели, повышение эффективности и стимулирование конкурентоспособности отраслей, находящихся под непосредственным контролем государства, сокращение расходов на государственное управление, устранение препятствий в виде контроля государственных служб на пути развития новых форм промышленной организации – структур типа «новый бизнес», формирование качественно нового типа информационного комплекса, обеспечение на этой основе общего оживления экономики. Однако, как показывает мировой опыт, этот процесс имеет естественные пределы.