Приемка товаров
—
важнейший элемент торгово-технологического
процесса, от которого во многом зависят качество товаров в торговом зале и
культура обслуживания покупателей.
Различают приемку товаров по количеству и качеству.
Приемка товаров по количеству представляет собой проверку соответствия
количества поступивших товаров (массы брутто, нетто, количества единиц,
объема, площади) данным сопроводительных документов.
Приемка товаров по качеству
—
проверка соответствия качества
поступивших товаров (физико-механических, химических свойств, внешнего
вида и др.) данным сопроводительных документов (стандартам, ТУ,
сертификатам, удостоверениям качества).
Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными
лицами в соответствии:
• с Положением о приемке товаров по количеству и качеству (2008 г.);
• Положением о поставках товаров в Республике Беларусь (1996 г.);
• уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного
транспорта и правилами перевозки грузов.
|
|
Нормы этих документов применяются во всех случаях, если стандартами,
техническими условиями или договорами поставки не предусмотрен иной
порядок приемки товаров.
Положение о приемке товаров по количеству и качеству — основной
документ, регулирующий отношения юридических лиц независимо от их
организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц —
предпринимателей без образования юридического лица.
В Положении о приемке товаров оговариваются обязанности продавца
(поставщика) и покупателя (магазина).
Продавец обязан:
• соблюдать правила и нормы упаковки, затаривания и маркировки товаров;
• обеспечивать
поставку
товаров,
по
качеству
и
комплектности
соответствующих нормативно-технической документации;
• правильно оформить все отгрузочные документы (накладные, счета-
фактуры, технический паспорт, сертификаты качества, ярлыки, кипные карты и
т.д.);
• соблюдать действующие на транспорте условия погрузки, крепления и
перевозки грузов.
При приемке товаров от органов транспорта покупатель обязан:
• проверить исправность транспортного средства и тарного места, наличие
пломб отправителя, маркировку груза;
• проконтролировать соответствие товаров и их маркировки данным
сопроводительных документов;
• осмотреть товар;
. проверить соблюдение сроков доставки и правил перевозки грузов;
• принять товар по количеству мест или весу;
• требовать от перевозчика отметки на документах, если груз принят без
проверки веса и состояния товара, проверить имеются ли повреждения или
|
|
нарушения условий перевозки.'
При окончательной приемке покупатель обязан:
• правильно и своевременно произвести приемку, обеспечив сохранность
товаров;
• обеспечить исправность средств измерений и испытаний;
• осуществлять контроль за работой лиц, осуществляющих приемку.
Общие условия приемки. Приемка товаров по количеству и качеству может
осуществляться на складе покупателя, складе продавца или ином месте в
соответствии:
• с требованиями нормативно-технической документации и правилами;
• данными маркировки;
• данными сопроводительных транспортных документов (счета-фактуры,
спецификации, описи, сертификаты и удостоверения качества и др.).
О несоответствии количества и качества товара этим документам покупатель
должен уведомить продавца. В уведомлении указываются:
• наименование товара, даты отгрузки, номера товарно-транспортных
документов;
• количество недостающих товаров, его стоимость и характер недостачи;
• состояние пломб;
• основные недостатки качества товаров;
• время двухсторонней (если необходимо) приемки.
Уведомление по любому средству срочной связи направляется поставщику в
течение 24 часов, а по скоропортящимся товарам — безотлагательно после
обнаружения нарушений количества или качества товаров.
Представитель продавца должен явиться не позднее следующего дня, а по
скоропортящимся товарам — не позднее 4 часов после получения вызова, если
не указан иной срок.
Продавцы обязаны на следующий день после получения уведомления дать
ответ о направлении представителя для приемки.
Представитель иногороднего поставщика должен явиться в трехдневный
срок (не считая дороги) или уполномочить для приемки юридическое или
физическое лицо, находящееся в месте получения товара.
Представители поставщика должны иметь должным образом оформленные
удостоверение или доверенность на право приемки.
При неявке представителя поставщика количественная приемка может
осуществляться:
• с участием компетентного представителя органа государственного
управления и иной государственной организации;
• с участием представителей органов контроля качества (центры
стандартизации, сертификации, гигиены и т.д.);
•
с участием представителей Торгово-промышленной палаты.
Представители, выделяемые для участия в приемке, должны иметь
удостоверение, в котором указываются:
• дата выдачи и номер;
• фамилия, имя, отчество, место работы и должность;
• наименование получателя;
• наименование товара.
Сроки приемки. Приемка товаров по количеству производится в следующем
порядке:
• товары, поставляемые без тары, в открытой или поврежденной таре, по
весу брутто в исправной таре — в момент приемки от продавца или
перевозчика;
• товары в исправной таре по весу (нетто) и количеству товара в таре — со
вскрытием тары в течение 10 дней, по скоропортящимся — не позднее 24 часов
с момента доставки.
Приемка товаров по качеству производится на складе покупателя:
• при поступлении товара из другого населенного пункта — не позднее 20
дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения;
• при поступлении товара из данного населенного пункта — не позднее 10
дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения.
Особенности приемки товаров по количеству. Приемка товаров по
количеству зависит от способа доставки и упаковки.
При централизованной доставке без тары, в открытой или поврежденной
таре приемка осуществляется в момент доставки.
При поставке товара в исправной таре проверяются вес брутто, количество
тарных мест и маркировка. Покупатель имеет право потребовать вскрытия
тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом тарном
|
|
месте.
По весу нетто и количеству товарных единиц товары принимаются со
вскрытием тары на складе конечного покупателя.
При невозможности взвесить товар без тары (масло растительное, олифа,
жиры и т.д.) при приемке определяется вес брутто, а вес тары – при ее
освобождении.
В случае обнаружения недостачи товара покупатель обязан:
- приостановить приемку;
- обеспечить сохранность товара и предотвращение его смешения с
однородным товаром;
- вызвать для участия в приемке представителя продавца или иного
незаинтересованного лица;
- оформить факт выявленной недостачи актом.
Особенности приемки товаров по качеству. Приемка товаров по качеству
осуществляется
в
соответствии
со
стандартами,
договорами,
сопроводительными документами (сертификаты, ветеринарные свидетельства,
удостоверения о качестве и т.д.), образцами (эталонами).
При обнаружении несоответствия
качества товара, тары требованиям
нормативных документов, образцов или договоров составляется акт, в котором
указываются количество проверенного товара и характер выявленного
несоответствия качества.
При этом приемка приостанавливается, обеспечиваются условия для
сохранения качества и уведомляется поставщик.
При неявке поставщика в состав комиссии по качеству приемки могут быть
включены эксперт по качеству и представитель общественности своей или
другой организации.
Сложнотехнические товары с гарантийным сроком проверяются по качеству
и комплектности при вскрытии тары, но не позднее гарантийного срока. При
обнаружении скрытых недостатков в течение 24 часов с момента обнаружения
составляется акт. При проверке качества товаров может быть произведен отбор
образцов, о чем также составляется соответствующий акт.
Важным элементом качественной приемки является экспертиза, которая
осуществляется на основе соответственного договора или гарантийного
письма. Экспертиза может проводиться:
• Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
|
|
• Министерством торговли Республики Беларусь, а также ее местными
организациями;
• Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь и ее
структурами;
• санитарно-эпидемиологическими центрами;
• центрами стандартизации и метрологии.
Срок проведения экспертизы — 14 дней.
Ее результаты оформляются соответствующим актом экспертизы.
При несогласии с оценкой экспертизы возможна повторная экспертиза или
решение вопросов в суде.
Порядок составления актов приемки товаров. Если при приемке товаров по
качеству или количеству выявлены недостача или излишки товара или
ненадлежащее его качество, то результаты приемки оформляются актом,
который составляется в день их выявления.
В акте должны быть указаны и приложены развернутые характеристики
всех сопроводительных документов, характер выявленных нарушений, адреса
сторон и целый ряд другой документации (по Положению — 27 пунктов).
Акт подписывается всеми должностными лицами, участвовавшими в
проверке. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано изложить свое
мнение в письменной форме.
Акт утверждается руководителем принимающей стороны не позднее
следующего для после приемки, регистрируется и хранится покупателем в
установленном порядке.