Организация приемки товаров в магазине

Приемка товаров

важнейший элемент торгово-технологического

процесса, от которого во многом зависят качество товаров в торговом зале и

культура обслуживания покупателей.

Различают приемку товаров по количеству и качеству.

Приемка товаров по количеству представляет собой проверку соответствия

количества поступивших товаров (массы брутто, нетто, количества единиц,

объема, площади) данным сопроводительных документов.

Приемка товаров по качеству

проверка соответствия качества

поступивших товаров (физико-механических, химических свойств, внешнего

вида и др.) данным сопроводительных документов (стандартам, ТУ,

сертификатам, удостоверениям качества).

Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными

лицами в соответствии:

• с Положением о приемке товаров по количеству и качеству (2008 г.);

• Положением о поставках товаров в Республике Беларусь (1996 г.);

• уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного

транспорта и правилами перевозки грузов.

Нормы этих документов применяются во всех случаях, если стандартами,

техническими условиями или договорами поставки не предусмотрен иной

порядок приемки товаров.

Положение о приемке товаров по количеству и качеству — основной

документ, регулирующий отношения юридических лиц независимо от их

организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц —

предпринимателей без образования юридического лица.

В Положении о приемке товаров оговариваются обязанности продавца

(поставщика) и покупателя (магазина).

Продавец обязан:

• соблюдать правила и нормы упаковки, затаривания и маркировки товаров;

• обеспечивать

поставку

товаров,

по

качеству

и

комплектности

соответствующих нормативно-технической документации;

• правильно оформить все отгрузочные документы (накладные, счета-

фактуры, технический паспорт, сертификаты качества, ярлыки, кипные карты и

т.д.);

• соблюдать действующие на транспорте условия погрузки, крепления и

перевозки грузов.

При приемке товаров от органов транспорта покупатель обязан:

• проверить исправность транспортного средства и тарного места, наличие

пломб отправителя, маркировку груза;

• проконтролировать соответствие товаров и их маркировки данным

сопроводительных документов;

• осмотреть товар;

. проверить соблюдение сроков доставки и правил перевозки грузов;

• принять товар по количеству мест или весу;

• требовать от перевозчика отметки на документах, если груз принят без

проверки веса и состояния товара, проверить имеются ли повреждения или

нарушения условий перевозки.'

При окончательной приемке покупатель обязан:

• правильно и своевременно произвести приемку, обеспечив сохранность

товаров;

• обеспечить исправность средств измерений и испытаний;

• осуществлять контроль за работой лиц, осуществляющих приемку.

Общие условия приемки. Приемка товаров по количеству и качеству может

осуществляться на складе покупателя, складе продавца или ином месте в

соответствии:

• с требованиями нормативно-технической документации и правилами;

• данными маркировки;

• данными сопроводительных транспортных документов (счета-фактуры,

спецификации, описи, сертификаты и удостоверения качества и др.).

О несоответствии количества и качества товара этим документам покупатель

должен уведомить продавца. В уведомлении указываются:

• наименование товара, даты отгрузки, номера товарно-транспортных

документов;

• количество недостающих товаров, его стоимость и характер недостачи;

• состояние пломб;

• основные недостатки качества товаров;

• время двухсторонней (если необходимо) приемки.

Уведомление по любому средству срочной связи направляется поставщику в

течение 24 часов, а по скоропортящимся товарам — безотлагательно после

обнаружения нарушений количества или качества товаров.

Представитель продавца должен явиться не позднее следующего дня, а по

скоропортящимся товарам — не позднее 4 часов после получения вызова, если

не указан иной срок.

Продавцы обязаны на следующий день после получения уведомления дать

ответ о направлении представителя для приемки.

Представитель иногороднего поставщика должен явиться в трехдневный

срок (не считая дороги) или уполномочить для приемки юридическое или

физическое лицо, находящееся в месте получения товара.

Представители поставщика должны иметь должным образом оформленные

удостоверение или доверенность на право приемки.

При неявке представителя поставщика количественная приемка может

осуществляться:

• с участием компетентного представителя органа государственного

управления и иной государственной организации;

• с участием представителей органов контроля качества (центры

стандартизации, сертификации, гигиены и т.д.);

с участием представителей Торгово-промышленной палаты.

Представители, выделяемые для участия в приемке, должны иметь

удостоверение, в котором указываются:

• дата выдачи и номер;

• фамилия, имя, отчество, место работы и должность;

• наименование получателя;

• наименование товара.

Сроки приемки. Приемка товаров по количеству производится в следующем

порядке:

• товары, поставляемые без тары, в открытой или поврежденной таре, по

весу брутто в исправной таре — в момент приемки от продавца или

перевозчика;

• товары в исправной таре по весу (нетто) и количеству товара в таре — со

вскрытием тары в течение 10 дней, по скоропортящимся — не позднее 24 часов

с момента доставки.

Приемка товаров по качеству производится на складе покупателя:

• при поступлении товара из другого населенного пункта — не позднее 20

дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения;

• при поступлении товара из данного населенного пункта — не позднее 10

дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения.

Особенности приемки товаров по количеству. Приемка товаров по

количеству зависит от способа доставки и упаковки.

При централизованной доставке без тары, в открытой или поврежденной

таре приемка осуществляется в момент доставки.

При поставке товара в исправной таре проверяются вес брутто, количество

тарных мест и маркировка. Покупатель имеет право потребовать вскрытия

тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом тарном

месте.

По весу нетто и количеству товарных единиц товары принимаются со

вскрытием тары на складе конечного покупателя.

При невозможности взвесить товар без тары (масло растительное, олифа,

жиры и т.д.) при приемке определяется вес брутто, а вес тары – при ее

освобождении.

В случае обнаружения недостачи товара покупатель обязан:

- приостановить приемку;

- обеспечить сохранность товара и предотвращение его смешения с

однородным товаром;

- вызвать для участия в приемке представителя продавца или иного

незаинтересованного лица;

- оформить факт выявленной недостачи актом.

Особенности приемки товаров по качеству. Приемка товаров по качеству

осуществляется

в

соответствии

со

стандартами,

договорами,

сопроводительными документами (сертификаты, ветеринарные свидетельства,

удостоверения о качестве и т.д.), образцами (эталонами).

При обнаружении несоответствия

качества товара, тары требованиям

нормативных документов, образцов или договоров составляется акт, в котором

указываются количество проверенного товара и характер выявленного

несоответствия качества.

При этом приемка приостанавливается, обеспечиваются условия для

сохранения качества и уведомляется поставщик.

При неявке поставщика в состав комиссии по качеству приемки могут быть

включены эксперт по качеству и представитель общественности своей или

другой организации.

Сложнотехнические товары с гарантийным сроком проверяются по качеству

и комплектности при вскрытии тары, но не позднее гарантийного срока. При

обнаружении скрытых недостатков в течение 24 часов с момента обнаружения

составляется акт. При проверке качества товаров может быть произведен отбор

образцов, о чем также составляется соответствующий акт.

Важным элементом качественной приемки является экспертиза, которая

осуществляется на основе соответственного договора или гарантийного

письма. Экспертиза может проводиться:

• Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

• Министерством торговли Республики Беларусь, а также ее местными

организациями;

• Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь и ее

структурами;

• санитарно-эпидемиологическими центрами;

• центрами стандартизации и метрологии.

Срок проведения экспертизы — 14 дней.

Ее результаты оформляются соответствующим актом экспертизы.

При несогласии с оценкой экспертизы возможна повторная экспертиза или

решение вопросов в суде.

Порядок составления актов приемки товаров. Если при приемке товаров по

качеству или количеству выявлены недостача или излишки товара или

ненадлежащее его качество, то результаты приемки оформляются актом,

который составляется в день их выявления.

В акте должны быть указаны и приложены развернутые характеристики

всех сопроводительных документов, характер выявленных нарушений, адреса

сторон и целый ряд другой документации (по Положению — 27 пунктов).

Акт подписывается всеми должностными лицами, участвовавшими в

проверке. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано изложить свое

мнение в письменной форме.

Акт утверждается руководителем принимающей стороны не позднее

следующего для после приемки, регистрируется и хранится покупателем в

установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: