I.2. Примерный список вопросов
Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. Цели и задачи редактирования. Редакторский анализ: виды правки, редактирование логики и композиции текста. Пражурналистские явления в античности и средневековой истории. Функции журналистики . Регулятивная функция Закона «О средствах массовой информации». Современное осмысление теории жанров. Жанрообразующие факторы в журналистике. Журналистика как массово-информационная деятельность , структура массово-информационной деятельности. Реклама в системе массовых коммуникаций. Виды и формы PR. Механизм работы службы PR со СМИ. Жанровые разновидности рекламы. Современные информационные теории и журналистика. Основные проблемы западноевропейской журналистики XVIII – XIX вв. Основные проблемы развития журналистики XX века. Развитие западноевропейской журналистики в современных условиях. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля. Структура рекламного текста . Язык рекламы. Виды текстов по способу изложения, особенности их редактирования. Редактирование фактического материала. Публицистический стиль , его функции и стилевые черты. Приемы речевой выразительности в СМИ. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания. Возникновение массовой периодической печати в конце XIX – начале XX вв. Экономические и коммуникативные факторы эффективности рекламы. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы , их использование в журналистской практике. (3-4 примера) Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов. Сравнительный анализ функционирования русской журналистики в дооктябрьский период XX века и в советский период. Дискутивно-полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3–4 примерах). Базовые профессионально-этические принципы журналистики. Цензура в России и ее влияние на процесс развития журналистики в XVIII–XX веках. Финансовые аспекты функционирования средств массовой информации. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра. Два этапа развития русской журналистики в XVIII веке. Особенности постсоветской российской журналистики. Сравнительных анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура ). Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров. Правовое обеспечение свободы СМИ. Сферы ограничения свободы информации. Функция аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике. Современные ресурсы художественной публицистики. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, ее значение, виды. Информационный рынок Республики Коми. Факторы эффективности рекламы.