Правовые основы административной ответственности за правонарушения на транспорте

Нормы главы 11 КоАП РФ направлены на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте, воздушном и водном.

Основные задачи и функции обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте определены Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Правила обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте содержатся также в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» и в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, а также в Постановлении Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог».

В Российской Федерации многие крупные промышленные предприятия и иные хозяйствующие субъекты имеют свои подъездные железнодорожные пути, не входящие в систему федерального железнодорожного транспорта (железнодорожные пути необщего пользования). Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку различных грузов по специально проложенным подъездным путям, соединяющим эти объекты с путями федерального железнодорожного транспорта, регулируется специальными правилами (глава IV Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 26).

Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работ, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной экологической безопасности.

Для правильной квалификации противоправных действий (бездействий), в данной сфере, необходимо обратиться к Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1084, а также к приложениям к данному нормативному акту - Правилам представления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства РФ и сообщений об его использовании в органы управления полетами; Правилам запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства РФ и др.

Воздушный кодекс РФ и названные Федеральные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на его использование.

В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль в сфере использования воздушного пространства, является Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация), находящаяся в ведении Минтранса России.

Безопасность полетов, авиационная безопасность в соответствии с федеральными авиационными правилами включает предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, а также повреждения аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования, что обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и авиационных предприятий.

Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляют функции государственного регулирования и контроля деятельности авиации общего назначения.

Вопросы безопасности плотин, зданий гидроэлектростанций, водосборных сооружений, судоходных шлюзов и иных гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими технические нормы и правила.

Общие положения, касающиеся обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая порты, содержатся в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ. В морских портах функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах, включая выдачу разрешений на проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ, возлагаются на капитанов портов (ст. 74, 76, 77 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Общие правила захода в морские порты и выхода из них, включая стоянку и плавание в их акватории, содержатся в КТМ РФ. В соответствии со ст. 57 КВВТ РФ государственные бассейновые управления водных путей и судоходства утверждают обязательные постановления, касающиеся правил захода в порт и выхода из него, а также плавания в акватории порта и стоянки в нем. В отношении судоходства по внутренним водным путям действуют Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. № 129 (действуют в редакции Приказа Минтранса России от 31 марта 2003 г. № 114 // БНА ФОИВ. 2003. № 9, 27), и Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от 24 апреля 2002 г. № 55 (БНА ФОИВ. 2002. № 30).

Государственный и технический надзор за маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и в территориальном море России, а также за базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам (с 2003 г. эта инспекция находится в ведении МЧС России), действующей на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. № 835.

Для морских судов основным правовым актом, регулирующим выпуск судна в плавание, является КТМ РФ. Технический надзор за морскими судами осуществляют органы технического надзора и классификации судов (ст. 22 КТМ РФ).

Допуск лиц к управлению морскими судами и судами внутреннего водного транспорта производится в порядке, установленном КТМ РФ, КВВТ РФ, уставами службы на судах морского и речного флота. Порядок допуска к управлению маломерными судами установлен Приказами МЧС России от 29 июня 2005 г. № 502 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» (БНА ФОИВ. 2005. № 35) и от 29 июня 2005 г. № 498 «Об утверждении Правил аттестации водителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (БНА ФОИВ. 2005. № 35).

Допуск к управлению лиц, не имеющих соответствующих дипломов (свидетельств, удостоверений), является нарушением требований, содержащихся не только в указанных выше Кодексах, но и установленных Уставами службы на судах морского и речного флота. Для маломерных судов допуск к управлению регламентируется Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. № 498, утвердившим Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами (БНА ФОИВ. 2005. № 35).

Что касается состояния опьянения лица, допущенного к управлению судном, то для привлечения виновного к ответственности это состояние должно быть надлежащим образом установлено. Статья 27.12 Кодекса предусматривает, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов должно осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ. Такие Правила в отношении лиц, управляющих транспортными средствами, установлены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 (с изм. и доп.).

Правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов устанавливаются Министерством транспорта РФ (в отношении воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта), а также Минобороны России (в отношении государственной авиации).

Согласно Положению о Министерстве транспорта РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 (с изм. и доп.) данное Министерство устанавливает правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; определяет порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжелых грузов, а также опасных грузов.

Воздушный кодекс РФ (глава XII) в качестве одной из мер обеспечения авиационной безопасности устанавливает запрет на незаконный провоз и требует исключения возможности такого провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других предметов и веществ, а также введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза (см. ст. 84).

Кодекс торгового мореплавания РФ устанавливает условия обращения с опасным грузом при морской перевозке (ст. 151) и указывает на специальные правила перевозки отдельных видов грузов, а также ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ (глава XIX). Соответствующие правила устанавливаются Минтрансом России.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ возлагает на Минтранс России обязанность утверждать правила и другие нормативные правовые акты, связанные в том числе с перевозкой и переработкой грузов на внутренних водных путях, обязательные для исполнения. Правила, касающиеся перевозки опасных, крупногабаритных и опасных грузов внутренним водным транспортом, определяются в соответствии с требованиями, установленными главой XI КВВТ РФ («Перевозки грузов»), и устанавливаются Минтрансом России (ст. 86 КВВТ РФ).

Правила провоза пассажиров и багажа ныне регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, Уставом железнодорожного транспорта, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ, Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (РГ. 2007. 10 окт.).

В статье 11.18. КоАП РФ предусматривается административный штраф за безбилетный проезд. Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).

На воздушном, морском, внутреннем водном, железнодорожном транспорте установлены нормы веса и габаритов ручной клади, стоимость перевозки которой входит в стоимость проездного билета. Для провоза ручной клади сверхустановленных норм требуется произвести дополнительную оплату по соответствующим тарифам либо в предусмотренных правилами случаях оформить ее в качестве багажа. Для отдельных видов транспорта специально устанавливаются предельно допустимые нормы ручной клади и багажа.

Правилами пользования пассажирским междугородным автомобильным транспортом, автобусом установлена обязанность пассажиров оплачивать провоз багажа, превышающего определенные габариты.

Нарушение правил провоза ручной клади на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте, а также провоз неоплаченного багажа на пассажирском междугородном автомобильном транспорте, автобусе составляют объективную сторону рассматриваемых правонарушений.

Провоз без оплаты домашних животных и птиц является самостоятельным правонарушением. Соответствующими федеральными органами исполнительной власти устанавливаются правила перевозки домашних животных и птиц.

В статье 11.19. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов в ручной клади, багаже или грузобагаже на воздушном, морском, внутреннем водном, железнодорожном и автомобильном транспорте, а также за сдачу опасных веществ в железнодорожные камеры хранения.

К опасным веществам относятся: взрывчатые вещества (материалы), легковоспламеняющиеся вещества (жидкости, твердые вещества, газы), отравляющие и ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать смерть или отравление при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей или слизистой оболочкой; едкие и коррозионные вещества, вызывающие повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, а также коррозию металлов и повреждения транспортных средств, либо вещества, которые могут вызвать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами; радиоактивные вещества и материалы.

К опасным предметам относится прежде всего оружие - огнестрельное и холодное, а также иные колющие или режущие предметы. К таким предметам могут относиться бытовые газовые и иные предметы, содержащие опасные вещества.

Действующими правилами перевозки пассажиров и ручной клади и пользования различными видами транспорта запрещается также провозить зловонные вещества.

Запрет сдавать на хранение огнеопасные, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также иметь такие вещества в багаже установлен Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 37 и 40), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111.

На реализацию Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», в статье 11.23. КоАП РФ предусмотрена ответственность. Цель установленных статьей норм - предупреждение нарушений, посягающих на безопасность дорожного движения, на жизнь и здоровье граждан.

Международная автомобильная перевозка определяется как перевозка соответствующим транспортным средством грузов и пассажиров за пределы территории России или на ее территорию, а также через территорию России. Междугородные автомобильные перевозки осуществляются как отечественными, так и иностранными перевозчиками в соответствии с российскими, а также многосторонними разрешениями.

В соответствии со ст. 8 упомянутого выше Федерального закона водители транспортных средств обязаны соблюдать режим труда и отдыха. Предусмотрено, что на транспортных средствах должны быть установлены контрольные устройства (тахографы) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам в государствах – участниках Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, а также иностранным перевозчикам в соответствии с иным международным договором РФ.

Министерством транспорта РФ утверждены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте (Приказ № 86 от 7 июля 1998 г. // РГ. 1998. 9 декабря). В Положении о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1272 (с изм. и доп.)) установлено, что должностные лица органов Ространсинспекции (ныне - Ространснадзора) осуществляют проверку контрольных устройств (тахографов), регистрации режима труда и отдыха водителей, заполнения тахограмм или в установленных случаях ведения водителями ежедневных регистрационных листов режима труда и отдыха, соблюдения водителями этого режима (подп. «е» п. 9 Положения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: