Характеристика процедур контроля качества аудиторских проверок

Политика и процедуры качества (согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы») должны реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными стандартами или практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от:

– размера фирмы;

– ее расположения;

– организационной структуры;

– соотношения затрат и результатов и других факторов.

Цели политики качества, принятые аудиторской фирмой, обычно следующие:

1. Профессиональные требования (определены Кодексом этики профессиональных бухгалтеров): независимость, честность, объективность, конфиденциальность, нормы профессионального поведения.

2. Навыки и компетентность – сотрудники должны владеть техническими стандартами и соблюдать их, а также выполнять обязанности с надлежащей добросовестностью.

3. Поручение заданий – работа должна быть поручена сотрудникам соответствующей квалификации.

4. Делегирование полномочий – осуществление надзора и проверки работы на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что работа выполняется в соответствии стандартам качества.

5. Консультирование – проведение консультаций с компетентными специалистами.

6. Принятие и сохранение клиентов – оценка потенциальных и анализ существующих клиентов с целью соблюдения принципа независимости и определения честности руководства клиента.

7. Мониторинг – определение эффективности политики и процедур контроля качества.

Чтобы обеспечить соблюдение профессиональных требований, руководитель аудиторской фирмы должен:

– назначить персонал, ответственный за разрешение этических вопросов;

– довести до сведения всех сотрудников фирмы политику и процедуры, применяемые в отношении профессиональных этических принципов;

– своевременно оповестить сотрудников о клиентах, по отношению к которым применяется политика независимости;

– следить за тем, как персонал соблюдает этические принципы.

В отношении навыков и компетентности задачи руководства аудиторской фирмы следующие:

– разработать и провести программу по привлечению квалифицированного персонала;

– установить требования к квалификации принимаемых на работу сотрудников и квалификационные должностные характеристики для персонала всех уровней;

– с вновь принятым персоналом проводить работу по ознакомлению с политикой и процедурами фирмы, касающимися требований к навыкам и компетентности сотрудников;

– разработать требования к непрерывности профессионального образования и довести их до сведения персонала;

– информировать работников об изменениях в законодательстве, нормативных актах, стандартах, внутрифирменных материалах, касающихся технической политики и процедур фирмы;

– обеспечивать потребность фирмы в сотрудниках, обладающих специальными знаниями;

– регулярно проводить оценку работы сотрудников и доводить до них результаты оценки;

– назначить лиц, принимающих решения относительно продвижения сотрудников.

В области поручения заданий действия руководства аудиторской фирмы должны быть следующими:

– обеспечить планирование кадровых потребностей фирмы, ее подразделений, а также отдельных проверок;

– определить круг лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудита;

– утверждать графики проведения аудита и назначения персонала.

В отношении делегирования полномочий руководство аудиторской организации должно обеспечить:

– проведение процедур для планирования проверок;

– принятие мер для поддержания внутрифирменных стандартов качества при проведении аудита;

– обучение персонала непосредственно на рабочем месте в процессе аудиторской проверки.

Для выполнения требований по консультированию необходимо:

– определить сферы консультаций и поощрять использование персоналом консультаций из авторитетных источников;

– назначить консультантов и определить их полномочия;

– определить требования к документации, в которой будут отражаться результаты консультаций.

Принятие и сохранение клиентов обеспечивается с помощью следующих процедур:

– разработка методики оценки потенциальных клиентов и процедур утверждения клиентов;

– проведение оценки клиентов (при наступлении различных событий) с целью определения возможности дальнейшего сотрудничества.

Проведение мониторинга предполагает:

– составление внутрифирменной программы с указанием объема работ, критериев отбора договоренностей об аудите для проверки сотрудников, привлеченных к мониторингу;

– проверка соблюдения политики и процедур, направленных на обеспечение качества аудита;

– информирование соответствующих сотрудников о результатах проведенных мероприятий по мониторингу;

– определение необходимых изменений в политике и процедурах фирмы по контролю качества.

Руководство аудиторской фирмы должно быть уверено в том, что политика и процедуры контроля качества доведены до сведения персонала, понятны всем и применяются на практике.

В отношении отдельных аудиторских проверок аудитор должен выполнять те процедуры контроля качества, которые являются надлежащими применительно к данной проверке.

Работники аудиторской фирмы, наделенные контрольными функциями, анализируют компетентность ассистентов, выполняющих порученную им работу, чтобы получить уверенность в том, что работа выполняется с надлежащей добросовестностью и на достаточно профессиональном уровне. Руководство работой ассистентов предусматривает информирование их:

– об обязанностях ассистентов;

– о целях выполняемых ими процедур;

– о характере бизнеса субъекта;

– о возможных проблемах в области учета и аудита.

До ассистентов аудитора указания по проведению аудита доводятся с помощью сметы затрат времени, общего плана и программ аудита.

Персонал, выполняющий обязанности по надзору, во время аудита должен:

– контролировать ход аудита (определять степень соответствия опыта ассистентов уровню порученных ему заданий, следить за соблюдением плана и программы аудита);

– оценивать значимость возникающих в ходе аудита вопросов и вносить изменения в документацию по планированию аудита;

– устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников, при необходимости используя консультации.

Проверка работы ассистентов осуществляется компетентным специалистом в следующих направлениях:

– корректировка и выполнение общего плана и программы аудита;

– документальное оформление процедур и их результатов;

– урегулирование и отражение существенных моментов в выводах аудитора;

– достижение целей аудиторских процедур;

– внесение поправок в финансовую отчетность клиента по результатам аудита;

– соответствие выводов результатам выполненной работы и мнению аудитора.

В высших органах аудита, проводящих проверки государственного сектора, могут существовать дополнительные к МСА требования по поводу политики качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: