МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой экономики предприятий
___________ В.Ж.Дубровский
Методические рекомендации и задания к контрольной работе
Для студентов заочной формы обучения
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ
Наименование направления подготовки
Экономика
Профиль подготовки бакалавров "Экономика предприятий и
организаций"
Автор(ы) _Григорьев Д.Н.__________________
Екатеринбург
Этапы оценки эффективности инвестиционных проектов
Оценка эффективности ИП предусматривает наличие нескольких этапов.
Задачей первого этапа оценки (определение эффективности ИП «в целом») является определение целесообразности дальнейшей разработки проекта и поиск возможных участников и источников финансирования.
Для того чтобы убедить потенциальных инвесторов стать реальными, им надо представить аргументированную информацию о том, что проект хорош и непосредственно с коммерческой точки зрения, и по реакции на него «окружения». Поэтому, прежде всего (еще до того, как сформирована конкретная схема финансирования) следует выполнить расчеты для проекта в целом и определить, может ли он претендовать на реализацию. В зависимости от его общественной значимости расчеты на первом этапе производятся по-разному. Непосредственно процедура оценки и соответствующие оценочные итерации указаны на рис. 1.
Оценка эффективности ИП в целом обычно производится с общественной и коммерческой позиций, причем оба этих вида эффективности рассматривается с точки зрения единственного участника, реализующего проекта за счет собственных средств.
Оценка общественно значимых проектов начинается с расчета общественнойэффективности, которая отражает эффективность проекта для общества.
Общественная значимость (масштаб) проекта определяется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из (внутренних или внешних) рынков: финансовых, продуктов и услуг, труда и т.д., а также на экологическую и социальную обстановку.
В зависимости от значимости (масштаба) проекты подразделяются:
- на глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;
- народнохозяйственные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и при их оценке можно ограничиться учетом только этого влияния;

- крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны, и при их оценке можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;
- локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.
Показатели различных видов эффективности относятся к различным экономическим субъектам:
- показатели общественной эффективности – к обществу в целом;
- показатели коммерческой эффективности проекта – к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет;
- показатели эффективности участия предприятия в проекте – к этому предприятию;
- показатели эффективности инвестирования в акции предприятия – к акционерам предприятий – участников проекта;
- показатели эффективности для структур более высокого уровня – к этим структурам;
- показатели бюджетной эффективности – к бюджетам всех уровней.
Следует отметить, что оценки общественной и коммерческой эффективности имеют между собой определенные сходства и различия. Так, схема оценки в обоих случаях предусматривает сопоставление выгод и затрат проекта. При этом формально используется одни и те же критерии: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости. Однако показатели общественной эффективности отражают соотношение выгод и затрат для общества в целом, а показатели коммерческой эффективности – для фирмы - проектоустроителя.
Практические различия между оценкой общественной и коммерческой эффективности сводятся, во-первых, к трактовке налогов, субсидий и дотаций, во-вторых, к используемым в расчетах ценам.
1. Обратимся вначале к налогам, субсидиям и дотациям. При проведении оценки общественной эффективности они рассматриваются как часть трансфертных платежей (т.е. представляют собой сделку, при которой не создается никакой новой ценности, хотя контроль за реальными ресурсами и переходит из одних рук в другие). А вот при определении коммерческой эффективности их роль совершенно иная. Налоги, которые платит фирма, увеличивают ее затраты на осуществление проекта, а любые предоставляемые фирме субсидии ведут к росту доходов. Так, при уплате предприятием налога на прибыль уменьшается его чистая прибыль, а следовательно, сокращается поток реальных денег по проекту. В то же время выплата налоговых сумм предприятием не сокращает национальный доход страны, поскольку происходит лишь передача дохода от предприятия государству. Следовательно, этот платеж с позиции экономики в целом не является затратой.
Поэтому в общем случае при оценке общественной эффективности все трансфертные платежи должны быть исключены из рассмотрения как не отражающие реальных выгод и затрат страны (или нескольких стран, если проект их затрагивает).
Примечание. Известные трудности представляют налоги, входящие в цену, такие, как НДС, акцизы, налог на продажу ГСМ и др. С одной стороны, за ними не стоят реальные материальные потоки, создающие новые ценности, в этом плане они являются типичными трансфертами, и их не следует учитывать. С другой стороны, они в отличие, например, от налогов на прибыль или на имущество не сводятся только к передаче государству части выручки фирмы, а реально увеличивают цену, и потому в составе цены их следовало бы учитывать. Пока для условий РФ этот вопрос окончательно не решен.
2. Рассмотрим теперь цены. При расчете коммерческой эффективности затраты и выгоды проекта измеряются в реальных финансовых ценах – либо рыночных, либо назначаемых административно. Чистые выгоды при этом определяются с точки зрения отдельного предприятия или пользователей проекта.
При расчете общественной эффективности (т.е. с точки зрения общества в целом) затраты и выгоды должны оцениваться в специальных ценах, которые носят общепринятое название «экономические» или «теневые». Для их определения из состава рыночных цен исключают все искажения свободного рынка (в частности, влияние монополистов, трансфертные платежи), но при этом учитывают экстерналии и общественные блага, а если последнее невозможно, то экстерналии и общественные блага исчисляются отдельно и добавляются в денежные потоки.
Экстерналии – экономические и внеэкономические последствия, возникающие во внешней среде при производстве товаров и услуг, но не отраженные или отраженные не полностью в их рыночных ценах. Примером экстерналий может служить ухудшение условий ловли рыбы на реке в результате работы расположенного выше по течению металлургического завода.
Общественные блага – некоторые работы, услуги и продукты, потребление которых одним субъектом не препятствует их потреблению другими (скажем, свет маяка, научные знания, защита безопасности границ государства). Поэтому общественные блага являются бесплатными и не участвуют в рыночном обороте.
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой у нас обоснованная методика определения «теневых» цен пока не разработана. В настоящее время рекомендуется прибегать к некоторым паллиативам: в качестве приближения к ним можно принять модификацию рыночных цен, исключив из них акцизы, таможенные пошлины и сборы, но оставив налог на добавленную стоимость. В дальнейшем предполагается уточнение данного способа расчета. Еще один вариант – оценка альтернативной стоимости ресурсов, т.е. упущенной выгоды по сравнению с их наилучшим использованием. Применение этого метода тем более необходимо, чем больше искажены финансовые цены ресурсов по отношению к «идеальным» (ценам «свободного рынка»). Это, в частности, относится к оценке земли и труда.
3. В нынешних российских условиях плата за землю (и за природные ресурсы) входит в состав трансфертных платежей (налогов). После их исключения стоимость земельных участков, задействованных в том или ином ИП, фактически обнуляется, что, конечно, не соответствует экономической ценности земли. Поэтому при расчете общественной эффективности применяется альтернативная стоимость земли, представляющая собой чистую стоимость продукции, которую потеряли из-за использования данных участков земли в проекте по сравнению с ситуацией «без проекта».
Простейший подход в данном случае заключается в оценке валовой продукции, которая может быть получена с участка по рыночным ценам. Из нее вычитают все издержки производства. Эта разница и будет представлять собой альтернативную стоимость земли, которая принимается в качестве ее экономической оценки. Для большинства проектов нефтегазовой промышленности, осуществляемых в условиях Севера и Сибири, такой подход малоприемлем, так как они реализуются на малонаселенной территории с низкопродуктивным сельским хозяйством. Здесь более важным является учет социальных последствий, например нарушений среды существования и уклада жизни малых народов.
4. При расчете общественной эффективности рабочая сила также должна оцениваться на основании стоимости той продукции, от создания которой данный ИП отвлекает трудовые ресурсы. Практически можно опираться на анализ структуры привлекаемых к осуществлению проекта работников и состояния экономики данного района, в частности занятости его населения (уровня безработицы). Так, при наличии безработицы в рассматриваемом районе альтернативная стоимость рабочей силы может оказаться ниже заработной платы (и даже стать равной нулю или отрицательной за счет пособия по безработице). Если имеет место недостаток рабочей силы, то в качестве альтернативной стоимости может приниматься заработная плата, которую рабочие получали бы на другом предприятии.
Показатели коммерческой эффективности ИП отражают его эффективность с точки зрения реальной или потенциальной фирмы, полностью реализующей проект за счет собственных средств.
Их расчет основывается на следующих положениях:
- используются предусмотренные проектом текущие и прогнозные цены на продукты, услуги и материальные ресурсы;
- заработная плата, входящая в состав операционных издержек, принимается в размерах, определенных проектом;
- учитываются все налоги, сборы и отчисления, которые предусмотрены существующим законодательством;
- если проект предусматривает осуществление нескольких видов операционной деятельности, то учитываются затраты по каждому из них.
Входными формами для расчета коммерческой эффективности обычно бывают отчеты о прибылях и убытках и о движении денежных средств. Дополнительно может рассматриваться прогнозный баланс активов и пассивов по шагам расчета.
Показатели коммерческой эффективности, так же как и общественной, определяются на основании денежных потоков от операционной и инвестиционной деятельности. Денежные потоки от финансовой деятельности в расчете коммерческой эффективности не включаются.
Если проект в целом оказывается достаточно хорошим, то от первого этапа, являющегося предварительным, переходят ко второму – основному, когда уже осуществляется проверка фактической эффективности участия в проекте каждого из потенциальных инвесторов, вырабатываются, если это необходимо, варианты возможной схемы финансирования, распределения прибылей и т.д. Данный процесс также носит итеративный характер, что показано на рис. 2.
Участие в проекте должно быть выгодным для всех инвесторов, причем для каждого из них оценка эффективности производится в соответствии с его интересами, по адекватным им критериям. Поэтому на втором этапе оценивается значительно больше видов эффективности: финансовая – для фирм, банков и т.д. (нижний уровень); отраслевая и региональная – для соответствующих регионов, отраслей, финансово-промышленных групп и т.д. – для общества в целом, федерального бюджетов и др. (верхний уровень).
Понятно, что компромиссное решение, удовлетворяющее всех участников, в общем случае находится лишь в итеративном процессе согласования их интересов и только при условии, что проект достаточно эффективен (и следовательно, может быть выгодным для каждого).