Структура норм права

- это упорядоченная совокупность необходимых элементов обеспечивающих её функциональную самостоятельность, структура, показывающая из каких частей состоит норма права, как они между собой связаны.

Выделяют три структуры норма права:

1) (Г) Гипотеза – это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства при наличии или отсутствии которых регулируются нормы права;

- в зависимости от количества обстоятельств обозначенных в норме гипотезы. Бывают: простые (1 обстоятельство) и сложные (2 и более обстоятельств);

- альтернативная гипотеза – связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в норме права обстоятельствах.

2) (Д) Диспозиция – это элемент нормы права, определяющая само правило поведения, которому должен следовать участники правоотношений; - это основа, ядро норм права;

По способу изложения они бывают:

- прямые (непосредственно изложенные):

- альтернативные (дают возможность участникам правотврческого выбора своего поведения в пределах установленных норм).

Бланкетная диспозиция – содержит правила поведения в общей форме, отсылает субъекта реализации к другим правовым нормам.

3)(С) Санкция – это элемент нормы права, который предусматривает последствия для субъекта, которая регулируется диспозиционно.

Они могут быть как негативными (неблагоприятными) по мере наказания, так и позитивными (мера поощрения).

По степени определения санкции подразделяются на:

- абсолютно-определенные (точно указывают размер наказания);

- относительно определенные (вилка сроков);

- альтернативные (содержит «или»).

Логические структуры нормы права имеют вид:

«…если…», «…то…», «…иначе…».

В этом соответствии представляется следующее:

(Д (Г) ->С) – охранительная норма, (Г-Д) – управомачивающая норма.

Диспозиция может быть разделена на право и обязанности, т.е. нет наказания за нарушение обязанностей.

Способы изложения правовых норм. Нормы права и стадии нормативно-правового акта.

Нормативно-правовой акт имеет реквизиты, разделы, главы, пункты.

1) Нормы права и статьи нормативно-правового акта совпадают;

2) Включают несколько норм в одну статью нормативно-правового акта;

3) Расположение одной нормы в нескольких статьях нормативно-правового акта.

Ст. 14 семейного Кодекса содержит условия заключения брака – это гипотеза.

Ст. 10.11 устанавливает место и порядок заключения брака – диспозиция.

Ст.27, 30 определяет основания и последствия признания брака недействительным. Это санкция.

По способам изложения возможны три варианта соответствия норм права и нормативно-правового акта:

- прямой способ – нормы права непосредственно излагаются в статье нормативно-правового акта:

- отсылочный способ (или ссылочный) – статья нормативно-правового акта не излагает все нормы права, а отсылает на другие статьи этого же нормативно-правового акта:

- бланкетный способ – статья нормативно-правового акта отсылает не к конкретной статье, а к законодательству вообще, отсылает либо к Федеральному Закону, либо к ссылкам на него.

Виды норм права.

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.

Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества.

В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент).

Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты); -

а) Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодекса. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".

б) Регулятивные нормы непосредственно направлены на Регулирование фактических отношений, возникающих между Различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

- управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);

- обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);

- запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный представительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан ведущих крестьянское хозяйство.

в) Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят отражение способы регулирования.

Учредительные нормы служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодекса. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".

Регулятивные нормы непосредственно направлены на Регулирование фактических отношений, возникающих между Различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

- управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);

- обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);

- запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный представительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны".

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы: конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты жевательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: